Работа над полифоническими произведениями с учениками ДМШ
РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЧЕСКИМИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ С УЧЕНИКАМИ
ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Преподаватель Лепа О.И.
Г.Пермь
2014г.
Известно что глубокое и разностороннее изучение полифонии в детские годы заметно сказывается на дальнейшем художественном росте пианиста. Постижение полифонии активно воздействует на музыкально-слуховое воспитание ученика, развитие его музыкального вкуса. Недооценка развития полифонического мышления характера для ремесленнической фортепианной педагогики. При ознакомлении с лучшими произведениями художественного педагогического репертуара (Чайковский, Гречанинов, Глиэр и т. д)-становится очевидным, что полифонические приемы являются органическими средствами выразительности в их музыкальной речи.
Наиболее наглядна полифоничность в таких кантиленных произведениях, как «Сказочка»Прокофьева,»Украинская народная пляска» Косенко, «Колыбельная» Гречанинова и др.
Опытному педагогу известно, как близко к изучению полифонической литературы работа над пьесами упомянутого типа.
Эта работа является попыткой рассмотреть наиболее существенные вопросы в работе над полифоническом произведениями. Главное место в ней отведено имитационной полифонии, преимущественно -произведений Баха.
Исполнение имитационной полифонии свидетельствует о том, что в этой области больше существенных недостатков, нежели в других. Обманчивым зачастую оказывается внешне благополучное исполнение полифонии Баха. Недостаточное внимание к изучению полифонии, к воспитанию самостоятельности полифонического мышления приводит к безжизненному , малоинициативному исполнению полифонической музыки. Выразительность мелодического материала имитационной полифонии в таких случаях остается не полностью раскрытой. В исполнении наблюдается нарочитое выпячивание темы, сглаживание контрапунктирующих голосов. Назойливому выделению темы обычно сопутствует преувеличению динамической нюансировки, форсирование звучание. Гамофонно-гармонический характер фортепианного звучания, наиболее непосредственно воспринимаемый учащимся с начальных лет обучения, очень часто накладывает свой отпечаток при изучении полифонии. Страдают и такие области трактовки, как нахождение характерных основных темпов, интонационно-ритмической окраски голосов, артикуляционных штрихов, динамики, цельного, живого, мелодического дыхания.
В трехголосной полифонии добавляется не полнота звучания средних голосов, долгих звуков. Аппликатура бывает не менее уязвима при исполнении трехголосной полифонии. Почти совсем неосознанным остается вопрос о редакциях произведениях Баха.
В подборе полифонического материала наблюдаются немало просчетов. Нередки случаи, когда ученик, окончивший школу, по сути не усвоил золотого фонда полифонического педагогического репертуара – лучших образцов имитационной полифонии. Центральным вопросом является значение отдельных жанров полифонического репертуара для подготовки восприятия двух и трехголосной имитационной полифонии, принципы трактовки и наиболее существенные принципы, и приемы работы над имитационной полифонией с учениками ДМШ.
Подготовкой к исполнению имитационный полифонии является своевременное воспитание полифонического мышления уже с первых шагов обучения. Уже элементарная фактура легчайших пьес может быть использована для привития первых навыков полифонической игры.
Начальной стадией следует считать фактуру контрастного двухголосного изложения. Переход к одновременной игре обеими руками выдвигает уже перед учениками необходимость слышать два плана, два элемента фортепианной ткани. Опыт работы показывает, что наиболее активное усвоение двухпланового изложения происходит на простейшей двухголосной контрастной полифонии. Следует отметить, что сопровождение всегда имеет в ней преимущественно гармоническую функциональную основу («Ночь», «Армянская песня»). В двухголосной контрастной полифонии важно научить ученика вслушиваться в звучание каждого голоса в отдельности двух взаимосвязанных линий. Это достигается легче при рельефном интонационном и ритмическом контрастировании голосов. Такое контрастированием, является наиболее благодатной почвой, способствующей яркой конкретизации начальных полифонических представлений у детей. Отчетливо слыша голоса, ученики быстрее схватывают и передают их образно-смысловое содержание. Это достаточно наглядно подтверждается опытом прохождения таких пьес Левидова «Песня», Телеман «Пьеса».
Контрастная полифония –область не только начальных полифонических представлений. С ней учащиеся непрерывно соприкасаются во всем дальнейшем обучении, при овладении полифоническими формами различной сложности, начиная с небольших пьес из «Нотной тетради А.М.Бах» и «Маленьких прелюдий», и в то же время есть полифонические произведения понятные и ных и несложных для исполнения учениками 1-2 классов канонов является такие, как «Кукушка» Берковича, «Зайчик» Орлянского, «Канон» ми-минор Юцевича. Доступность этих пьес объясняется привлекательностью народных песен, лежащих в их основе и отмечающихся мелодической плавность, ярко выраженными интонационными вершинами, волнообразным чередованием подъемов и опадания мелодического движения, ясной завершенностью фраз-мотивов. Восприятие облегчено удачным решением звучания гармонической вертикали. Таким образом, первые для ученика трудности в полифонии преодолеваются на такой литературе не механически, а при достаточном слуховом контроле и естественном ощущении выразительности. Слуховое внимание ученика должно в первую очередь направляться здесь на новые, необычные для гамофонно-гармонической ткани моменты несовпадений в разных голосах граней музыкальных построений, наиболее ярких интонационных точек динамических нюансов, ритмически опорных звуков, штрихов.
Существенное место в развитие полифонического мышления и техники принадлежит изучению полифонии кантеленного склада. Кантиленная полифония' является отличным средством 'активизации у ученика живых человеческих чувств и настроений. Конкретность образно-звукового
содержания многих кантиленных фугетт, фуг и др., позволяет учащимся усваивать такие произведения непринужденно, при сохранении активных эмоционально слуховых ощущений. Характерно, что в первой тетради «Маленьких прелюдий» Баха в сложной для ученика полифонической ткани (имитацион. двух и трехголосия) преобладает кантиленное изложение.
Одним из первых вопросов, требующих глубокого освоения, является уяснение роли анализа полифонического произведения. Недостаточное уяснение самим педагогом формы произведения, места и характера тематического материала, лишает всю работу целенаправленности. Теоретический и музыкально-смысловой анализ влекут за собой анализ исполнительских задач и приемов преодоления полифонических трудностей.
В современных редакциях (Гольденвейзер, Бузони, Ландсгоф) пояснения редакторов могут помочь педагогу.
Что касается полифонических тем, то они чаще всего относительно коротки и отличаются индивидуальной интонацией и ритмом. Наряду с певучими встречаются и танцевального характера Чаще наиболее выпукло звучит начальная, запоминающаяся выразительная часть темы Ее завершение, обычно ритмически измененное, звучит менее напряженно, более плавно (фуга соль минор ХТК, т. 1)
Однако многим темам свойственна интонационно ритмическая однородность. Такие темы характерны для большинства «Инвенций» и «Маленьких прелюдий» имитационного склада.
В полифоническом репертуаре ДШМ мы порой встречаемся с темами, несущими в себе как бы двухголосное начало или так 'называемое скрытое двухголосие. Исполнительские средства (главным образом динамика и артикуляция) приходят в таких случаях на помощь учащимся. С этой точки
зрения поучительна редакция Бузони, в которой «новый» голос обозначен другим штрихом.
Известно, например, что тема почти не вызывает трудностей исполнения, находясь в далеком регистре по отношению к сопутствующему голосу (трехгол инв. / - /но//), или ритмически заметно отличаясь от противосложения (двухгол инв. В — dur). Кроме того, подвижные темы воспринимаются и исполняются легче, чем темы медленные.
Противосложение*- значительный элемент полифонической ткани. Встречаются очень самостоятельные в интонационно-ритмическом отношении, которые, успешно соперничая с темой, придают ей характер двойной фуги (двухгол Е- dur'). При исполнении таких инвенций следует заботиться о выразительности противосложений не менее чем самой темы (двухгол. инв. № 6,9).
Наиболее простым для изучения являются такие двухголосныемаленькие прелюдии и инвенции, в которых короткой теме сопутствуетпротивосложение, обладающее постоянством ритмического контраста к ней. Вэтих случаях достаточно найти соответствующую окраску каждому голосу ився полифоническая ткань будет ясно выявлена (двухголос.d-moll)Этоисполнение легато противосложение стаккато, нон легато,
портаменто.
Редакция Черни, часто дезориентирует учащихся и педагога в вопросах грамотного членения. Сравним:
Количество аналогичных велико. Темы многих произведений, начинаясь после предшествовавшей им паузы на сильной доле, завершаются на сильном времени (п. № 2, 4, 6, 7, 9 из первой тетради № 5 и б из второй тетради «Маленьких прелюдий» 1, 2, 7, 8, 13, 14, 15 двухголосных инвенций, № 3, 7, 8 трехголосных инвенций). Отчетливому восприятию таких тем благоприятствует ощущение дыхания на паузе, объединяющего при исполнении всю последующую мелодическую линию в общем, слитном движении.
В числе исполнительских средств большое значение имеют артикуляционные штрихи и линии. Чем сложнее полифоническая ткань, тем большую роль в выявлении звуковой окраски принадлежит удачно
найденным штрихам. Артикуляционные обозначения не следует понимать буквально. Наиболее ощутимы штрихи в построениях с разнообразной ритмикой. При однообразной - чаще свойственны постоянство и устойчивость.
Простые контрастные штрихи соответствуют выразительному голосовпадению в несложных двухголосных произведениях 2-5 кл. ДМШ
Предпочтение в артикуляционных штрихах отдается редакции Бузони, нежели Черни. Но и редакция Бузони порой допускает излишества
Опытный педагог должен вносить свои изменения в редакторские штрихи, сообразуясь с требованиями музыки.
Динамика при исполнении полифонии согласуется с требованиями стиля. В полифонии Баха глубине и собранности чувств более всего соответствует строгость. С пестротой и упрощенностью динамики мы соприкасаемся в редакции Черни". Обычной для нее является неизмененные крещендо с кульминациями и диминуэндо к окончанию построения.
Владению естественной, гибкой динамикой способствует прохождение с учениками кантиленной полифонии, необходимость слышать звучание долгих звуков и медленно развивающуюся мелодию.
Кантиленная полифония является областью активного слушания не только горизонтали, но и вертикали (XI трехголосная инвенция).
В школьной практике значение аппликатуры явно недооценивается. Чрезвычайно важно творчески осознать аппликатурные приемы
Так необычайная аппликатура Ландсгофа тонко отвечает музыкально-смысловым требованиям.
Певучая трактовка предполагает использование всех пальцев позиции с исключением излишних подкладываний.
Черни же избегпет применение первого пальца, но черной клавиши.
Приступая к работе над полифонией с учеником необходимо ознакомить его с произведение - характер, форма произведения, выразительные свойства, где проходит тема, как она изложена в экспозиции, срединной части, репризе, где происходит противосложение. Какова интермедия, связки, содержат ли они новый материал.
Работа над голосовением начинается с проигрыванием отдельных голосов, подбора аппликатуры Работу над отбельными голосами не стоит затягивать.
В трехголосной полифонии большое внимание уделять работе парами голосов, особенно над теми парами, которые труднее прослушиваются и сложны технически, или исполняются одной рукой. Полезно поиграть эти моменты двумя руками, применять прием «раздвигания регистров», использование контрастных штрихов. Работа над «ансамблевым» соединением голосов продолжается вплоть до выступления на эстраде.
Список литературы:
И.Брадо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».
С.Савинский «Работа пианиста».
А.Швейцер.
И.С.Бах.
\
Приступая к работе над полифонией с учеником, необходимо ознакомить его с произведением – характер, форма произведения, выразительные свойства, где проходит тема, как она изложена в экопозиции, срединной части, репризе, где происходит противосложение. Какова интермедия, связки, содержат ли они новый материал.
Работа над голосовением начинается с проигрыванием отдельных голосов, подбора аппликатуры. Работу над отдельными голосами не стоит затягивать.
В трехголосной полифонии большое внимание уделять работе парами голосов, особенно над теми парами, которые труднее прослушиваются и сложны технически, или исполняются одной рукой. Полезно поиграть эти моменты двумя руками, применять прием «раздвигания регистров», использование контрастных штрихов. Работа над «ансамблевым» соединением голосов продолжается вплоть до выступления на эстраде.
Список литературы:
И.Брадо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».
С.Савинский «Работа пианиста».
А.Швейцер.
И.С.Бах.