Доклад на тему Воспитание гражданственности посредством изучения литературных произведений
Доклад по методической теме «Воспитание гражданственности посредством изучения литературных произведений». Герасимчук Е.Г. Методическая конференция, июнь 2014 год.
Основным компонентом гражданского воспитания в моей работе по теме был нравственный компонент. Нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Сущность нравственной культуры заключается в том, что нравственные нормы, идеалы, усвоенные и принятые личностью, в то же время выражают её отношение к другим людям, к себе, к природе, к Родине и т. д.
Однако чувства остаются лишь на уровне внутренних переживаний человека, они не являются показателем его нравственной воспитанности. Многообразие чувств человека неразрывно связано с его практической деятельностью. В деятельности формируются нравственные качества, усваиваются нравственные нормы и ценностные ориентации.
Предметом воспитания нравственных качеств учащихся стали литературные произведения, изучаемые ребятами на уроках чтения и внеклассного чтения.
Природа - это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Это очень важная задача - рассматривая природу и нравственность как единое целое, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней, а также в выборе своих действий. Бережному отношению к природе, к труду человека, заботе о ближнем учит рассказ А. Платонова «Июльская гроза». Гуманное отношение к природе и её обитателям воспитывают Сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», рассказ Г. Скребицкого «Добро пожаловать!». (в учебнике 5 класса), рассказ «Багульник» ( 7 класс) (тесты по воспитанию бережного отношения к природе) Семиклассники на внеклассном чтении прочитали и проанализировали рассказ В. Астафьева «Костёр возле речки». Обсуждая затронутую в рассказе проблему засорения земли, ребята привели много примеров из своих наблюдений и решили, что с мусором надо непременно бороться всем. Прошли по некоторым улицам города и сфотографировали места свалок и ухоженные хозяевами участки. По желанию разделились на 2 группы, одна из которых должна подобрать меры воздействия на нерадивых хозяев, а другая, наоборот, придумать, как поощрить аккуратных жителей.(Слайд №3)
Откликом на прочитанные рассказы Г. Скребицкого у 4-классников стали рисунки на тему «Что нельзя делать», игра «Светофор» и выполнение тестов «Как ты поступишь?» (Слайды № 5,6,7)
Безусловно, в духовном формировании вступающих в жизнь людей важны яркие образы. О героях войны читаем в рассказах С. Алексеева, О. Тихомирова, Митяева и др. писателей. Реальный подвиг молодого лейтенанта Лоскутова описал К. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста». На примере героя стихотворения воспитываются такие качества, как смелость, мужество, умение переносить физическую и душевную боль, не бояться опасности. Ярким примером для семиклассников стал герой повести Л. Толстого «Кавказский пленник». Его смелость, трудолюбие вызывают уважение. В трудных обстоятельствах он не теряет самообладания, настойчив в достижении результата, он наблюдателен, решителен, вынослив, живёт по принципу «сам погибай, а товарища выручай». (Слайд № 8) (задания …)
На уроках чтения через рассказы и стихи о Родине дети знакомятся с особенностями государства Российская Федерация, с его символами (флаг, герб, гимн), узнают о законах нашего государства, о правах и обязанностях граждан, о традициях и обычаях, достижениях в развитии науки и техники, что пробуждает чувство гордости и любви к Родине. (Слайд №9,10)
Мы должны формировать у детей стремление к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе, учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам и к тем, кто о них заботится; т.е. проявлять чуткость. Быть чутким – значит уметь чувствовать чужую боль, неприятность, ошибку и оказывать помощь. Это прекрасное качество формируется у будущих граждан вместе с переживаниями при чтении рассказов «Лесная кормушка», «Мухтар» В. Чаплиной. Этому способствуют рассказы «Колючка», «Рыцарь Вася» Ю. Яковлева, «Витя Малеев в школе и дома», « Фосфорический мальчик» В. Медведева, «Дорогой подарок» Л. Воронковой и другие, прочитанные ребятами в 5 классе. (задания на размышление)
Глубоко затронула чуткие струнки сердец семиклассников повесть В. Короленко «Дети подземелья». В критический момент, когда ребята готовы были подраться, никому не хотелось, чтобы это произошло. Но так часто бывает в жизни – люди ссорятся по пустякам. А найти способ примирения бывает очень трудно. Некоторые семиклассники сумели найти необычный способ примирения, который непременно бы сработал. (Слайд11)
Все радовались зародившейся дружбе несчастных детей. У многих на глазах блестели слёзы, когда читали о болезни и смерти Маруси. Такие рассказы способствуют формированию у детей общечеловеческих норм морали - доброты, взаимопонимания, терпимости и т. д., качеств, без которых не может быть подлинного гражданина.
Тест «Что лучше сделать?» (Слайд 12) Пользуясь таким тестом, ребята учатся делать правильный выбор поступка в критической ситуации.
Задача учителя воспитать в детях любовь и уважение к членам семьи, научить их тревожиться о близких. О семейных отношениях читали в рассказах Горького «Детство», «В людях» и у других писателей. Бывает в семье и хорошее, и плохое. Но добро всегда порождает добро и побеждает зло. Поэтому надо совершать больше добрых дел, говорить близким людям чаще добрые слова. Этому учились семиклассники и пятиклассники, составляя письма любимым мамам, бабушкам, тетям, сёстрам. (Сл. 13)
Серьёзным уроком для будущих граждан стал отрывок из книги о весёлых людях Р. Погодина «Время говорит - пора». Автор по-своему воспринимает весёлых людей. «Хорошо, когда весело у человека на сердце, когда ему некого бояться, нечего стыдиться и незачем врать». Тяжёлое детство подростка, оставшегося без мамы с пьяницей-отцом, заставило мальчика рано повзрослеть и проявлять заботу об «утонувшем» в горе и водке отце. (задание)
«Говорят, что любовь облагораживает человека. С того дня, как я полюбил, мне всё время приходилось кому-нибудь врать». - так начинает свой рассказ «Двадцать девятое февраля» А. Алексин, в котором показал детскую любовь и взаимоотношения ребят и ясно дал понять, «что любить нужно только того человека, который достоин любви» (Слайд № 14)
В очередной раз ребята учились составлять характеристику героя рассказа, анализируя его поступки. На этот раз выбирали положительные и отрицательные качества Лили Тарасовой. (задание) Если научить ученика анализировать поступки героев произведений, то, наверное, он сможет критически рассматривать и свои действия.
Развитию коллективизма, умению слаженно работать в группах способствовала работа над проектом «Жизненный путь Л.Н. Толстого». Ребята с большим желанием выполняли свои задания, которые выбрали сами. В процессе коллективной работы почувствовали, насколько важно осуществлять взаимопомощь, общаться по-доброму и как это интересно и приятно работать вместе.
Литературные произведения являются незаменимым средством воспитания подрастающего поколения, нужно только научить детей вчитываться в строки, вдумываться в поступки и действия персонажей, мысленно переноситься в описываемые события, «жить» рядом с героями, чувствовать их боль, радость, переживания.