Рабочая программа по химии для 12 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков __________
«___»____________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ
КЛАСС: 12
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка к рабочей программе.
Рабочая программа учебного курса «Общая химия» для 12 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник: Химия.11 класс.Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. -6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2011. -223.(1)с.: ил. Программа рассчитана на нагрузку 1 час в неделю, 3 зачёта.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов, теорий , а так же на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических процессов между ними.
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ - ресурсов, так как в нашей школе, согласно режимным требованиям, нет возможности использовать на лабораторных уроках химические препараты.
Демонстрационные работы, подразумевающие использование химических препаратов, так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
Учебно-методический комплекс преподавания химии.
Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно использую для работы большое количество методических пособий по химии и биологии, дополнительную литературу для учителя, дидактические материалы:
Учебник: Химия.11 класс.Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. -6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2011. -223.(1)с.: ил.
Настольная книга учителя. Химия 11 класс. 1 и 2 части. Авт. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская, изд. Дрофа.
Методическое пособие. Химия 11 класс. Авт. О.С.габриелян, Г.Г.Лысова, изд. Дрофа. Комплект раздаточного материала «Химические формулы. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москва – 1998г.
Комплект раздаточного материала «Периодический закон Д.И.Менделеева. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москва – 1997г.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл.-М.:Дрофа, 2005;
«Тесты по химии» ко всем действующим учебникам по химии 8-11 классы, авт. Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин, М.:Экзамен – 2006г;
Рабочая программа не исключает использования другой литературы в рамках требований Госстандарта по химии.
multimedia комплекс:
Издательство «Кирилл и Мефодий», репетитор по химии и биологии.
Общеобразовательная коллекция «1С» химия курс неорганической, органической
химии.
«Физикон» - «Открытая химия 2.5.»
НПФК Виртуальная версия лабораторных работ по химии 8 – 11 классы (2 диска).
Репетитор. Химия + ЕГЭ, коллекция «1С».
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89% "3" за 60-74% "2" за 59 и менее.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование темы, раздела Кол-во часов
1-4 Строение атома.Периодический закон.Периодическая система элементов Д.И.Менделеева 4
5-11 Строение вещества 7
12 Зачёт №1 «Строение атома, строение вещества» 1
13- 20 Химические реакции 8
21 Зачёт №2 «Химические реакции» 1
22-30 Вещества и их свойства 9
31,32 Химия и общество 2
33 Зачёт №3 «Вещества и их свойства. Химия и общество» 1

Резерв -3 часа
Итого -36 часов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ
Тема 1. Строение атома. Периодический закон. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. (4 часа)
Атом - сложная частица. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Атом. Изотоп.
Состояние электронов в атоме. Атомные орбитали s- u p-элементов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Электронные конфигурации атомов химических элементов и графическое изображение электронных конфигураций атомов.
Валентные возможности атомов химических элементов. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентность, степень окисления.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. ПСХЭ-графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах.
Значение периодического закона.
Демонстрации: Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2. Строение вещества. (7 часов)
Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ионная кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с металлической связью. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. Гибридизация, типы гибридизации, геометрия молекул веществ органических и неорганических.
Дисперсные системы. Золи, гели, понятие о коллоидах. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели, золи.
Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории. Изомерия. Гомология. Зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения.
Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации, относительная молекулярная масса.
Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации.
Закон постоянства состава вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объёмная доля компонента в смеси.
Демонстрации: Модель кристалллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристалллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Образцы металлов.
Образцы сплавов.Модель фрагмента молекулы ДНК. Модель молярного объема газов. Образцы аморфных веществ.
Образцы кристаллических веществ. Однородные и неоднородные смеси.
Лабораторные опыты. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. Ознакомление с минеральными водами. Ознакомление с дисперсными системами.
Тема 3. Химические реакции (8часов)
Классификация хим. реакций в неорганической и органической химии. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Реакции ионного обмена в водных растворах. Реакции, протекающие без изменения состава вещества. Аллотропия, аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода. Изомерия, изомеры, реакции изомеризации. Реакции, идущие с изменением состава веществ: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве Н2SO4. Закон сохранения энергии. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект хим.реакций. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Понятие о скорости химической реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Катализ гомо-, гетерогенные, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами, ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость хим. реакций. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решётки, диффузия, диссоциация, гидратация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Степень ЭЛД. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД.
Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия).
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об ОВР. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Практическое применение электролиза.
Демонстрации: Разложение гидроксида меди (II), при нагревании. Реакция нейтрализации. Взаимодействие цинка с соляной кислотой. Взаимодействие растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка. Взаимодействие одинаковых гранул цинка с серной и уксусной кислотами одинаковой концентрации. Взаимодействие раствора серной кислоты с оксидом меди. Взаимодействие соляной кислоты с гранулами, крупными опилками и порошком цинк. Горение фосфора. Реакции, идущие между растворами электролитов с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (У) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на электропроводность. 3ависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Исследование среды растворов: 1) K2S и Nа2SiOз; 2) Pb(N03)2 и NH4Cl; 3) Na2S04 и CaC12
Взаимодействие Zn с HCl. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II).
Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства(9 часов).
Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Общие способы получения Ме. Понятие о коррозии Ме, способы защиты от коррозии. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.М. Общие физические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами ( хлор, сера, кислород). Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с водой, взаимодействие Ме с растворами кислот и солей. Сплавы.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.М. Окислит-е св-ва неметаллов (взаимод-ие с Ме и Н2). Восстановит-е св-ва неметаллов (взаимод-ие с более электроотриц-ми неметаллами). Благородные газы.
Кислоты. Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Кислоты органические и неорганические. Классификация кислот. Хим.св-ва кислот: взаим-ие с Ме, основ.оксидами, основаниями, солями, спиртами.
Основания. Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Основания органические и неорганические. Классификация оснований. Хим.св-ва неорганических оснований: взаим-ие с кислотами, кислот.оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Классификация солей: средние, кислые, основные. Хим.св-ва солей: взаим-ие с кислотами, щелочами, Ме, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли), гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли), гидроксокарбонат меди (II)- малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, катион аммония, катионы железа
Fe2+ и Fe3+
Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации: Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов.
Взаимодействие хлорной воды с растворами бромида (или иодида) калия. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция гидроксокарбонат меди (II).
Лабораторные опыты: Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. Получение и свойства нерастворимых оснований. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Тема 5. Химия и общество (2часа)
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Химия и проблемы охраны окружающей среды. Химия и повседневная жизнь человека.
Демонстрации: Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды.
Зачёты – 3 часа:
1.Строение атома, строение вещества.
2.Химические реакции.
3.Вещества и их свойства. Химия и общество.
Резерв – 3 часа.
Итого – 36 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
12 КЛАССА
Тема 1. Строение атома. Периодический закон. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева (4часа)
В соответствии со стандартом химического образования
учащиеся должны знать/понимать
Важнейшие хим.понятия: атом, молекула, вещество, химический элемент, относительная атомная и молекулярная массы, изотопы, валентность, степень окисления
Основные законы химии: периодический закон
учащиеся должны уметь
Определять: валентность и степень окисления химических элементов
Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
Проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах
учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
Экологически грамотное поведение в окружающей среде
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Тема 2. Строение вещества (7 часов)
В соответствии со стандартом химического образования
учащиеся должны знать/понимать
Важнейшие хим.понятия: ион, , электроотрицательность, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, моль, молярная масса, молярный объем
Основные законы химии: постоянства состава, сохранения массы вещества
Основные теории химии: химической связи
учащиеся должны уметь
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической)
Проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ
учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
Экологически грамотное поведение в окружающей среде
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Тема 3. Химические реакции (8 часов)
В соответствии со стандартом химического образования
учащиеся должны знать/понимать
Важнейшие хим.понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, скорость химической реакции, тепловой эффект реакции, катализ, химическое равновесие, изомерия, гомология, степень окисления
Основные законы химии: постоянства состава, сохранения массы вещества
Основные теории химии: электролитической диссоциации
учащиеся должны уметь
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
Проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах
учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
Экологически грамотное поведение в окружающей среде
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве
Тема 4. Вещества и их свойства (9 часов)
В соответствии со стандартом химического образования
учащиеся должны знать/понимать
Важнейшие хим.понятия: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, степень окисления,
Основные законы химии: постоянства состава, сохранения массы вещества
Основные теории химии: электролитической диссоциации
Важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак, минеральные удобрения
учащиеся должны уметь
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,
Характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
Проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах
Выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
Экологически грамотное поведение в окружающей среде
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве
Тема 5. Химия и общество (2 часа)
учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
Экологически грамотное поведение в окружающей среде
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве
Зачёты – 3 часа:
Строение атома, строение вещества.
Химические реакции.
Вещества и их свойства. Химия и общество.
Резерв – 3 часа. Закрепление пройденного материала.
ИТОГО -36 часов.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков __________
«___»__________201___г.
Тематическое планирование
по общей химии
КЛАСС: 12
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1 полугодие 2 полугодие
Всего 22,1 В неделю 1,3 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 5,1 Зачётных тестов 1 2
Планирование учебного курса «Общая химия» для 12 класса составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник: Химия.11 класс.Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. -6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2011. -223.(1)с.: ил.

П/П Наименование темы Кол--во часов Тип урока Основное содержание Требования к уровню подготовки учащихся Измерители контроля
Тема 1. Строение атома.
Периодический закон.
Периодическая система элементов Д.И.Менделеева 4 1 Атом - сложная частица 1 КУ Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Атом. Изотоп. Знать методы научного познания; современные представления о строении атомов; уметь определять состав и строение атома Беседа, опрос, карточки, ИКТ - ресурсы
2 Состояние электронов в атоме 1 КУ Атомные орбитали s- u p-элементов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Электронные конфигурации атомов химических элементов и графическое изображение электронных конфигураций атомов.
Знать сущность понятий «электронная орбиталь», «электронное облако»; формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона.
Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами; уметь составлять электронные формулы атомов.
--//--
3 Валентные возможности атомов химических элементов. 1 КУ Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентность, степень окисления. Знать понятия «валентность», «степень окисления»; уметь сравнивать эти понятия. --//--
4 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева 1 КУ ПСХЭ-графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах.
Значение периодического закона.
Знать смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины; давать характеристику --//--
Тема 2. Строение вещества
7 5-6 Химическая связь 1-2 КУ Ионная связь. Катионы и анионы. Ионная кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с металлической связью. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них; характеризовать свойства веществ, предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки по формуле веществ. Беседа, опрос, карточки, ИКТ - ресурсы
7 Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. 3 КУ Гибридизация, типы гибридизации, геометрия молекул веществ органических и неорганических. Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов; объяснять причины особенностей строения молекул. --//--
8,9 Дисперсные системы. 4,5 КУ Золи, гели, понятие о коллоидах.
Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели, золи. Знать типы систем их значение в природе и жизни человека. --//--
10 Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. 6 КУ Предпосылки создания теории строения химических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории. Изомерия. Гомология. Зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения. Знать основные положения ТСХ Бутлерова, важнейшие понятия «изомерия», «гомологический ряд»;составлять структурные формулы изомеров и гомологов. --//--
11 Полимеры органические и неорганические. 7 КУ Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации, относительная молекулярная масса.
Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Знать основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации; основные способы получения полимеров.
Знать свойства особых групп полимеров: пластмасс, эластомеров, волокон; практическое применение. --//--
12 Зачёт №1 «Строение атома, строение вещества» 1 ЗУ Тесты, карточки.
Тема 3. Химические реакции
8 13-15 Классификация хим. реакций в неорганической и органической химии 1,2,3 КУ Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Реакции ионного обмена в водных растворах. Реакции, протекающие без изменения состава вещества. Аллотропия, аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода. Изомерия, изомеры, реакции изомеризации. Реакции, идущие с изменением состава веществ: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве Н2SO4. Закон сохранения энергии. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект хим.реакций. Термохимические уравнения. Знать причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Уметь классифицировать химические реакции, составлять уравнения химических реакций, давать характеристику реакциям. Беседа, опрос, карточки, ИКТ - ресурсы
16 Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. 4 КУ Понятие о скорости химической реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Катализ гомо-, гетерогенные, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами, ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ. Знать понятия: скорость хим.реакции, катализ.
Уметь объяснять зависимость скорости хим. реакции от различных факторов. --//--
17 Обратимость хим. реакций. 5 КУ Хим. равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства Н2SO4 Знать понятие хим. равновесия. Уметь объяснять зависимость положения хим. равновесия от различных факторов. --//--
18 Роль воды в хим. реакциях. Гидролиз 6 КУ Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решётки, диффузия, диссоциация, гидратация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Степень ЭЛД. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД.
Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Знать понятия: растворы, электролит и неэлектролит, ЭЛД, ТЭД.
Уметь определять заряд ионов.
Уметь определять характеры среды в водных растворах неорганических соединений. 19-20 Окислительно-восстановительные реакции 7,8 КУ Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия).
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об ОВР. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Практическое применение электролиза. Знать понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь определять степень окисления хим. элементов, окислитель и восстановитель. --//--
21 Зачёт №2 «Химические реакции» 1 ЗУ Тесты, карточки
Тема 4. Вещества и их свойства
9 22 Металлы. 1 КУ Электрохимический ряд напряжения металлов. Общие способы получения Ме. Понятие о коррозии Ме, способы защиты от коррозии. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.М. Общие физические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами ( хлор, сера, кислород). Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с водой, взаимодействие Ме с растворами кислот и солей. Сплавы.
Знать основные Ме и сплавы.
Уметь характеризовать элементы-металлы по их положению в ПСХЭ, общие хим. св-ва Ме, объяснять зависимость св-в Ме от их состава и строения Беседа, опрос, карточки, ИКТ - ресурсы
23 Неметаллы. 2 КУ Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.М. Окислит-е св-ва неметаллов (взаимод-ие с Ме и Н2). Восстановит-е св-ва неметаллов (взаимод-ие с более электроотриц-ми неметаллами). Благородные газы. Уметь характеризовать элементы-неметаллы малых периодов по их положению в ПСХЭ, общие хим. св-ва неметаллов, объяснять зависмость св-в неметаллов от их состава и строения --//--
24, 25 Кислоты. 3,4 КУ Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. //Кислоты органические и неорганические. Классификация кислот. Хим.св-ва кислот: взаим-ие с Ме, основ.оксидами, основаниями, солями, спиртами Знать серную, соляную, азотную, уксусную кислоты. Уметь характеризовать общие хим.св-ва кислот, называть кислоты по тревиальной или международной номенклатуре, определять хар-р среды водных растворов кислот --//--
26, 27 Основания. 5,6 КУ Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Основания органические и неорганические. Классификация оснований. Хим.св-ва неорганических оснований: взаим-ие с кислотами, кислот.оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Уметь характеризовать общие хим.св-ва оснований, называть их по тривиальной или международной номенклатуре, определять характер среды водных растворов оснований --//--
28, 29 Соли 7,8 КУ Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Классификация солей: средние, кислые, основные. Хим.св-ва солей: взаим-ие с кислотами, щелочами, Ме, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли), гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли), гидроксокарбонат меди (II)
- малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, катион аммония, катионы железа
Fe2+ и Fe3+
Уметь характеризовать общие хим.св-ва солей, называть их по тривиальной или международной номенклатуре, определять характер среды водных растворов солей --//--
30 Обобщение и систематизация. 9 УПЗУ Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Характеризовать общие хим.св-ва Ме, неметаллов и основных классов неорг. и орг.соединений --//--
31, 32 Тема 5. Химия и общество 2 Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Химия и проблемы охраны окружающей среды. Химия и повседневная жизнь человека. Знать основные стадии производства аммиака и метанола; производство кислот, щелочей, солей.
Определять возможность протекания хим.превращений в различных условиях и оценивать их последствия.
Уметь оценивать влияние хим.загрязнения окружающей среды на организм человеком и другие живые организмы.
Использовать приобретенные ЗУН для объяснения химических явлений, происходящих в природе и на производстве; вести себя экологически грамотно; оценивать влияние хим.загрязнения окружающей среды на живые организмы --//--
33 Зачёт №3 «Вещества и их свойства. Химия и общество» 1 ЗУ - - Карточки, тесты.
Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Строение атома. Периодический закон. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. - 1 час
Химическая связь – 1 часа
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. Дисперсные системы. -1 час
Классификация хим. Реакций в неорганической и органической химии. – 1 час
Скорость химических реакций. Её обратимость.
Второе полугодие:
Окислительно-восстановительные реакции. –
Вещества и их свойства. –
Химия и общество. -