Система работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию
Система работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Много есть на свете стран, всяких государств и земель,
но одна у человека родная мать,
одна у него и родина.
К.Д. Ушинский
1.Вступление.
Важнейшей задачей воспитания является формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви и своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Формирование личностных качеств школьников, таких как национальное самосознание, чувство личного достоинства, патриотизма, определяется национальной, этнической средой, в которой происходит становление личности, а также политикой государства. Патриотизм- одно из самых глубоких чувств, выработанных и закрепленных столетиями. Он проявляется в характере политической культуры и поведении людей.
Вопросы формирования патриотизма и гражданственности во все времена государство относило к главным приоритетам. Только человек, уважающий основы общественного устройства, в которых проживает, способен проявить готовность встать на защиту своего Отечества.
Ребенок является членом семьи, школьного коллектива, принадлежит к определенной нации, системе культуры, государству. Учитывая это, его гражданственность следует рассматривать как осознание и реализацию им прав и обязанностей по отношению к самому себе как к личности, своей семье, окружающим, Отечеству, планете Земля.
В современных социальных условиях развития нашей республики будет правомерным считать формирование гражданственности у подростков одним из компонентов целеполагания в процессе воспитания полноценной личности.
2. Деятельность учителей- предметников по формированию государственности и патриотизма у учащихся.
В зависимости от темы и целей урока необходимо обязательно выделить и применить тот или иной элемент воспитательного характера.
3. Школьный Музей Боевой Славы как центр патриотического воспитания.
В музее размещены 5 экспозиций:
«Оборона г. Могилева»
«Партизанское движение на Могилевщине»
«Подполье в г. Могилеве»
«Освобождение г. Могилева»
«Герои Советского Союза- могилевчане»
Для проведения экскурсий собраны и подготовлены тексты экскурсий, работают 2 группы экскурсоводов.
4. Гражданско- патриотическое воспитание- одно из основных направлений работы классного руководителя.
Формы и методы работы классного руководителя по воспитанию любви к Родине, национальной культуре, истории Беларуси.
Сотрудничество с музеями города, республики, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проведение акций, экскурсий.
5. Информационно-патриотическая работа как одна из форм патриотического и гражданского воспитание учащихся.
Информационный час – форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование её кругозора социальной и политической зрелости.
6. Работа по популяризации государственной символики. Воспитание уважительного отношения к гербу, Флагу и гимну РБ.
Использование государственной символики и атрибутики стало основной частью проведения значимых мероприятий, информационной работы, оформления кабинетов.
7. Формирование активной жизненной позиции проходит через Вахту Памяти.
8. Приоритетную роль в формироании гражданственности и париотизма школьников играют детские и молоденые общественные объединения.
Продолжая традиции отцов и дедов, сегодняшнее молодое поколение строит наш общий дом во имя счастья будущих поколений. Найти свое место в этом доме, внести конкретный вклад в личное развитие помогают подросткам детские общественные объединения, одним из которых является ОО «БРПО». Пионерская дружина им. Александра Полякова, действующая в школе с 2001 г., помогает каждому ребенку стать гражданином, делами и поступками приносить пользу себе, обществу, Родине.
9. Роль методической работы в совершенствовании профессиональных знаний и умений классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания школьников.
10. Школьный этнографический музей, созданный учителем белорусского языка и литературы .
11. Заключение
Движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только на для себя, но и для своего Отечества. Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание- это не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность школы, семьи, общества.