Вода и ее значение
КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»
Познание мира
Тема: «Вода и ее значение»
Учитель начальных классов: Бокашева Г.М.
п.Огневка
2014-2015 учебный год
Предмет Познание мира
Класс - комплект: 2 - 4
Тема: Вода и ее значение.
Тип урока: закрепление материала
Цели урока:
Закрепить знания учащихся о воде, об особенностях и свойствах воды, ее значение.
Развивать умения учащихся разгадывать загадки о воде,
Прививать навыки бережного и экономного расходования воды в домашних условиях.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, тесты для закрепления
Ход урока:
Организационный момент:
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
Проверка Д/З
2 класс – ответить на вопросы:
- Какое свойство воды обнаружил Асан?
- Почему природа особенно красива около родника?
4 класс – вам нужно было вспомнить пословицы, поговорки, сказки о воде, родниках и колодцах.
Закрепление материала: ребята отгадайте загадку и ответьте на вопрос. О чем тема урока?
Загадка: (Слайд 2.)
В морях и океанах обитаю,
Но часто по небу летаю.
Как наскучит мне летать,
На землю падаю опять - Что это? (Вода)
- Какая бывает вода? (Чистая, грязная, тёплая, холодная, солёная, горячая, дождевая, морская, речная, минеральная, газированная)
- Где вода встречается в природе (В сосульках, в тумане, в ледниках, в парах, в реках, в болоте, в водопроводе) (Слайд 8)
- О существовании воды в разных состояниях человек знает уже давно. И у нашего народа есть много интересных загадок по этому поводу. А сейчас мы узнаем, чей ряд самый сообразительный. Давайте отгадаем загадки. За отгадки вы будете получать жетоны в виде капельки воды.
1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд.)
4. Сани бегут, а оглобли стоят. ( Река и берега.)
5. Посмотрю в окошко: идёт длинный Антошка. ( Дождь.)
6. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
7. Что в решете не унесёшь. (Воду.)
8. Молчит холодною зимой, но разговаривает весной. (Река.)
9. День и ночь кричит, а голос не устаёт. (Водопад.)
10. Горя не знает, а слёзы проливает. ( Туча)
11. По морю идёт. Идёт, а до берега дойдёт, так и пропадёт. (Волна.)
12. Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
13. Алёна – царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло. (Роса.)
14. Белые барашки на синем лугу А кто их пасёт, понять не могу. ( Облака.)
15. Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)
(Подведение итогов конкурса.) (Слайд )
- Взгляните на слайд. Влад расскажет о круговороте воды в природе. На земле у нас бывают больше всего – это вода – океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. Вода обладает необыкновенным свойством жидкой, твердой (лед) и газообразной (пар). При этом она переходит из одного состояния в другое – из жидкого в газообразное или твердое и наоборот. Эти превращения связаны с ее удивительной способностью находится в непрерывном круговороте. Под действием солнечного тепла вода морей, океанов, озер и рек нагревается и в виде пара поднимается в воздушные слои. Она испаряется и с поверхности почвы, ее испаряют растения и животные. Водяной пар, поднимаясь сгущается и образуются облака. Из них вода в виде осадков возвращается на землю.
В природе постоянно происходит круговорот воды, постоянно сохраняется цепочка осадки-ручей-река-озеро-море-океан-облако и опять дождь или снег.
При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Вода является основой всего, что мы едим, пьём и около половины её, выпитой за день, остаётся в организме. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.
( стихотворение)
Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока.
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
С ферм навоз течёт рекой.
Нарушает мой покой.
- На что жалуется рыбка? ( На грязные водоёмы, реки, моря.)
- Как происходит загрязнение? Кто в этом виноват? (Слайд ) ( Люди виновны во всех бедах. В загрязнённых реках, озёрах гибнет всё живое от сброшенных нечистот фабрик и заводов. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
- Закон об охране природы требует строить на всех предприятиях очистные установки для очистки отработанной воды. Проходя через них, вода возвращается в реку очищенной. Закон об охране природы запрещает вырубать леса вокруг водоёмов, чтобы не мелели реки. (Слайд.)
- Чем опасна неочищенная вода? (Она может стать причиной эпидемий, дизентерии, гепатита А и других заболеваний.)
(О загрязнении воды в морях, реках.)
- Чистой воды на земле становится всё меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Над водой нависла угроза загрязнения. Люди выбрасывают в реки разный мусор, не задумываясь о последствиях. Раки, рыба, растения – всё живое гибнет в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.
Часто люди оставляют включённые краны с водопроводной водой. Из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь! Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды. (Слайд )
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь» Антуан де Сент – Экзюпери
Тестовые задания на закрепление по теме вода
1. Вода занимает часть поверхности земли:
А) половину 1/2 Б) третью часть 1/3 В) две третьих 2/3 Г) четверть 1/4
2. Поверхность воды:
А) реки, озера, моря Б) целебные источники В) колодцы и скважины Г) лечебные ванны
3.Воздух – это:
А) азот, кислород и другие газы Б) кислород и углекислый газ В) инертные газы и водяные пары Г) азот и метан
4.Не относятся к атмосферным осадкам:
А) роса, иней, изморось Б) дождь, снег В) град Г) звездопад
5.Холодные потоки воздуха приходят к нам:
А) из Африки Б) с Тихого океана В) из Центральной Азии Г) с Северного Ледовитого океана
Ответы на тесты: 1-В; 2-А; 3-А; 4-Г; 5-Г.
Рефлексия.
Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Раз закинул дед в море невод. Пришёл невод обратно с ржавыми банками, бутылками, рваными пакетами, прочим мусором. Он в другой раз закинул невод, выловил рваный башмак и шину. В третий раз он невод закинул и вернулся невод с одною рыбкой, непростою – золотою. Как взмолилась золотая рыбка, голосом молвит человечьим: Не отпускай меня, старче, в море. Лучше брось в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкою «нефтяною» - а хочу остаться рыбкою золотою.
- Что просит рыбка у людей?
- Напишите ответы на вопросы (5 мин)
1 группа – «Куда используется вода в жизни людей?».
2 группа – «Как люди загрязняют воду?».
Вывод по уроку: Всегда и везде – вечная слава воде!
Домашнее задание «Мини - сочинение о пользе воды для вашего дома».
Подведение итогов
Тестовые задания по теме вода
1. Вода занимает часть поверхности земли:
А) половину 1/2 Б) третью часть 1/3 В) две третьих 2/3 Г) четверть 1/4
2. Поверхность воды:
А) реки, озера, моря Б) целебные источники В) колодцы и скважины Г) лечебные ванны
3.Воздух – это:
А) азот, кислород и другие газы Б) кислород и углекислый газ В) инертные газы и водяные пары Г) азот и метан
4.Не относятся к атмосферным осадкам:
А) роса, иней, изморось Б) дождь, снег В) град Г) звездопад
5.Холодные потоки воздуха приходят к нам:
А) из Африки Б) с Тихого океана В) из Центральной Азии Г) с Северного Ледовитого океана
Тестовые задания по теме вода
1. Вода занимает часть поверхности земли:
А) половину 1/2 Б) третью часть 1/3 В) две третьих 2/3 Г) четверть 1/4
2. Поверхность воды:
А) реки, озера, моря Б) целебные источники В) колодцы и скважины Г) лечебные ванны
3.Воздух – это:
А) азот, кислород и другие газы Б) кислород и углекислый газ В) инертные газы и водяные пары Г) азот и метан
4.Не относятся к атмосферным осадкам:
А) роса, иней, изморось Б) дождь, снег В) град Г) звездопад
5.Холодные потоки воздуха приходят к нам:
А) из Африки Б) с Тихого океана В) из Центральной Азии Г) с Северного Ледовитого океана
15