Урок по биологии Строение цветка


КГУ «Кировская средняя школа»
Разработка открытого урока по биологии в 6 классе
«Строение цветка»
Учитель биологии: Костенко А.Л.
2014-2015 учебный год
Цель: ознакомить учащихся со строением и понятием «цветок», привести учащихся к выводу, что цветок – это орган размножения; формировать умения учащихся работать с учебником, умение работать в паре, группе; развивать творческо-познавательную активность; воспитывать бережное отношение к цветам, умение правильно ухаживать за комнатными растениями; способствовать формированию положительных эмоций.
Оборудование: раздаточный материал, модель строения цветка, карточки.
Форма урока: групповая, индивидуальная, коллективная.
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Приёмы: беседа, рассказ, демонстрация.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
Ребята, сегодня мы начинаем изучение нового раздела: «Генеративные органы растений». Но прежде чем начать изучение нового материала, скажите: «Что такое орган?»
(орган – это часть организма, которая имеет определённое строение и выполняет свойственные ему функции)
- Какие органы растений вы знаете?
(Вегетативные и генеративные)
- А чем вегетативные органы отличаются от генеративных?
А о каком генеративном органе мы будем сегодня говорить на уроке, я попрошу догадаться самим.
Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ребята, а что вы знаете о цветах?
Какая ассоциация возникает у вас, когда вы слышите слово «цветы», или когда вам, вашим близким их дарят?
Цветы вызывают в человеке такие чувства как радость, восхищение, восторг, потому что они красивые, нежные, хрупкие. Цветы – это чудо природы. Даря друг другу цветы, люди выражают свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Проникновенно писали о цветах поэты.
(ученик читает стихотворение о цветах)
- сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «цветок», его строением. А ответ на вопрос: «Что такое цветок?», я надеюсь услышать от вас в конце урока.
3. Изучение нового материала.
А) запись темы урока в тетрадях.
Б) знакомство со строением цветка с использованием модели цветка и схемы строения цветка
В) зарисовка схемы строения цветка в тетрадях.
Работа по учебнику:
А) откройте учебник на с. 78. Изучаем материал учебника самостоятельно, затем отвечаем на вопросы, которые даны вам на листочках, обсуждаете ответы в парах, а затем в группе.
ЦВЕТОК
Цветоножка цветоложе чашечка венчик пестик тычинка

Чашелистики лепестки
Рыльце тычиночная Столбик нить
Завязь пыльник
Б) проверка освоения:
- какие цветы называют обоеполыми?
- Какие цветы называют однополыми? Пример.
- Какие цветки называют пестичные, а какие тычиночные?
- Объясните в чём различие между однодомными и двудомными растениями?
- Какие цветы называются бесполыми?
4. Проверка усвоения нового материала.
А) Итак, ребята, в начале урока я задала вам вопрос: «Что такое цветок?» Кто из вас может дать ответ на этот вопрос?
(цветок – это генеративный орган растения, необходимый для размножения).
Б) для проверки усвоения нового материала учащимся предлагается разноуровневое задание.
Работа по карточкам: ( на карточке дано строение цветка, учащиеся должны отметить части цветка).
- ребята, а теперь давайте каждый оценить свою работу.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- прочитайте цель урока
- Достигли ли вы цели урока? Что помогло или что помешало вашей успешной работе на уроке?
- Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».
6. Домашнее задание.
Творческое задание (учащиеся выбирают задание сами):
Сделать аппликацию цветка
Составить кроссворд о цветах
Сочинить сказку о цветах
Найти интересную информацию о цветах
Учитель знакомит учащихся с дополнительной информацией о цветах.
Рубрика «Знаете ли вы…»
… что в Австрии на глубине 30 см обнаружены подземные цветы. На горизонтальном корневище находятся белые стебли с большими бутонами, похожими на цветки орхидей. Подземная орхидея цветёт и плодоносит в полной темноте, цветки её обладают удивительной способностью менять свой цвет от светло-розового до фиолетового.
… что куст пиона может прожить на одном месте 16-20 лет
… что у некоторых водных растений опыление цветков происходит под водой. В этом случае вода переносит пыльцу от одного растения к другому.
… что ландыш нельзя ставить в воду с другими цветами: он выделяет ядовитые вещества, которые губят остальные цветы.
… что с одной липы в цвету пчёлы собирают 10 кг мёда – столько же, сколько с 1 га гречихи.
… что самое большое количество витаминов содержится в плодах абрикосов – А, В, С, РР, К.
… что анализ 38 фруктов, обычно потребляемых в сыром виде, показывает, что самым калорийным является плод авокадо, имеющий 163 кал в 100 г мякоти. Самым низкокалорийным является огурец – 16 кал в 100 г.
… что гвоздика не переносит шума. Если её поставить рядом с телевизором, она завянет.
… что роза и резеда враждуют между собой. Они погибнут, если их поставить в одну вазу. А гвоздика, хотя и недолюбливает розу, но стоять вместе с ней может, только оба цветка теряют свой аромат.
- ребята, урок окончен. Всем спасибо за работу!