Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе 
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут 
на живот в области диафрагмы легкую игрушку. 
Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит 
рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись. Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на 
коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.
Поднимать руки вверх над головой с вдохом и 
опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, 
немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе 
сложите руки топориком и поднимите их вверх. 
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки 
на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, 
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. 
Произнесите "бах". Повторите с ребенком 6-8 раз. Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик 
во время опасности сворачивается в клубок. 
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, 
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся 
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, 
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. 
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик»
 широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, 
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед 
грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - 
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - 
ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, 
опуская руки и оседая, как шарик, из которого 
выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
 
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья 
и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить
 ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. 
Попутно можно рассказать, какие листочки с какого 
дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, 
на выдох - опустить вниз с произнесением длинного 
звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. 
Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо 
следить за тем, чтобы вдох делался только носом, 
а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки 
на груди. Разводит руки в стороны, поднимает 
голову – вдох, скрещивает руки на груди, 
опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал 
крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. 
Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими
 по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги 
и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в 
стороны, как крылья, медленно опускает руки и 
произносит на выдохе: «каррр», максимально 
растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками 
и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные 
промежутки времени можно останавливаться 
и говорить «ту-тууу». 
Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, 
хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, 
опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. 
На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. 
Размахивая прямыми руками вперед и назад, 
произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, 
другая - на груди. Втягивая живот и набирая 
воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) 
и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко 
произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. 
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, 
одновременно представляя, что в животе надувается 
воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. 
Делает медленный выдох, живот сдувается. З
адерживает дыхание на 5 секунд. 
Выполняется 5 раз подряд
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, 
выпрямляется – выдох. Постепенно приседания 
становятся ниже, вдох и выдох длительнее. 
Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука 
поднята вверх, другая отведена в сторону. 
Вдох носом, затем поменять положение рук и во 
время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». 
Повторить 5–6 раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед 
или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. 
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая 
опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, 
правая вверх. После освоения ребенком этого 
упражнения можно его изменить: двигаются не 
руки от плеча, а только кисти рук. Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки).
Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить 
ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты 
вверх. Медленный выдох с громким произнесением 
звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз. Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки 
или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль 
туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, 
прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). 
Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед 
собой два ватных шарика (разноцветные несложно 
найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). 
Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь 
сдуть их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий 
вдох носом, затем длинный выдох через рот, 
как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 
2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" 
- вата должна оказаться между кубиками. Немного 
поупражнявшись, можно проводить состязания с 
одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь 
на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох 
и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении 
сидя и сопровождаться рифмовкой 
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох). Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги,
 руки опущены, разводит руки широко в стороны, 
как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив 
голову и свободно свесив руки, произносит: 
«тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по
 коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на 
нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так,
 чтобы она полетела (при этом следить, чтобы 
ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну 
ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте 
положение на несколько секунд. Держите равновесие. 
На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося 
"ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. 
Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте 
интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, 
то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. 
На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола,
 на выдохе медленно возвращаются в исходное 
положение. Одновременно с выдохом ребенок 
говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком 
этого упражнения проговаривание отменяется
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов 
(до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко 
хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо 
рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок 
быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: 
слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. 
Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев» 
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич 
индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и 
открывая рот ладошкой. Это занятный для детей 
элемент, который легко повторить. Взрослый может 
«руководить громкостью», показывая попеременно 
рукой «тише-громче Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая 
жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет 
задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя 
делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха 
через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает 
рот, зажимает пальцами нос и приседает до 
желания сделать выдох.
                                        Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
           «Щучинский детский сад»
Картотека дыхательной гимнастики
для старшей разновозрастной группы
                                               Воспитатель
                                                    Епишкина Татьяна Алексеевна