Урок по природоведению для 6 класса на тему: Три состояния воды.

Тема урока: ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ
Тип урока: Комбинированный
Задачи:
Образовательные: закрепить знания учащихся об изученных свойствах воды - текучести и твердости; познакомить с некоторыми физическими свойствами льда; сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода; расширить представления об окружающем мире на примере сообщения об айсбергах, горных ледниках.
Коррекционно-развивающие: учить сравнивать жидкое и твердое состояние воды, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи на примере опытов со льдом, развивать устную связную речь путем развернутых ответов на вопросы, рассказов детей о зимнем отдыхе, расширять активный словарный запас (ледник, айсберг).
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, чувство коллективизма, осторожность при поведении на покрытых льдом водоемах; закрепить знания о правилах поведения на водоемах зимой..
Оборудование: термос с широким горлом, в котором находятся кубики льда и 2–3 ледяных пластинки; стакан обыкновенный; прозрачное стекло (края для безопасности заклеены скотчем или чем-либо аналогичным); небольшой молоточек; лоток для льда; плакаты для демонстрации на доске: а) с горными ледниками и текущей селью, б) айсберг в море и корабль; крупно отпечатанные слова «ледник», «айсберг» (с выделенными орфограммами).

План урока
I. Вводная часть
1. Оргмомент.
II. Основная часть
1. Проверка домашнего задания
а) Викторина
2. Сообщение нового материала
а) Загадка про лед и сообщение темы урока
б) Объяснение учителем нового материала, проведение опытов по исследованию свойств льда.
3. Закрепление знаний учащихся
а) Чтение статьи учебника.
б) Беседа по первичному пониманию прочитанного, вопросы, направленные на обобщение выявленных в процессе опыта, сведений о свойствах льда.
б) Беседа о поведении на покрытых льдом водоемах и правилах безопасности при нахождении на этих водоемах.
в) Рассказ учителя о местах скопления льда (ледники, айсберги). Демонстрация по ходу рассказа плакатов ледников с селью (без употребления этого слова), айсбергов. Рассказать об опасность схождения горных ледников для людей, опасность столкновения кораблей с айсбергами.
д) Словарная работа: во время рассказа на доске прикрепляются слова «ледник», «айсберг», обращается внимание на их написание, вопросы детям, почему эти слова пишутся именно так. Придумывание предложений с данными словами.
е) Работа с тетрадью. Проверка.
III. Заключительная часть урока
1. Оценка и комментарии к уроку.
2. Домашнее задание.
3. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА

Деятельность учителя
Деятельность детей
Время

I. Вводная часть
Настрой на урок.
– Здравствуйте, садитесь!
– Кто сегодня дежурный? Назови отсутствующих.


Дежурный докладывает, кто отсутствует, параметры погоды.
2 мин.

II. Основная часть
1. Проверка домашнего задания
а) Викторина
– Сейчас мы проведем викторину. Разобьемся на две команды.
Бывает ли вода твердой?
Когда? Назовите условия, при которых это происходит.
Почему? Объясните.
Почему на морозе бутылка с водой лопается?
Приведите примеры, когда человек учитывает в хозяйстве свойство воды расширяться?
Что делает замерзшая вода со скалами?
Лопнет ли пластиковая бутылка, наполненная водой, когда она начнет замерзать?
Подведение итогов викторины.

















2. Сообщение нового материала
а) Загадка про лед и сообщение темы урока.
Я прозрачный и бесцветный,
Я холодный, твёрдый, детки!
Весь со мной знаком народ,
Называюсь же я ... (лёд)
– На прошлом уроке мы с вами узнали, что вода бывает не только жидкая, но при замерзании становится твердой. Она может превращаться в лед. И сегодня на уроке мы поближе познакомимся со льдом и его свойствами.
Запись на доске темы урока: «Лед – твердое тело».
– Вы уже большие, скажите, в своей жизни вы видели когда-нибудь лед? А где именно?
Можете описать, какой он?
Давайте сейчас поиграем в ученых-исследователей и совершим открытия, какими свойствами обладает лед.

б) Опыты со льдом. Исследование свойств льда с последовательной записью их на доске. Перед началом опытов педагог пишет или вешает карточку со словом «Лед».

Учитель выкладывает из термоса кубики льда в лоток, берет пустой стакан и, проходя по рядам, предлагает каждому ученику бросить в стакан один кубик льда из лотка.
– Посмотрите внимательно на стакан с кубиками льда и скажите, принял ли лед форму стакана или же кубики не изменили формы?
А вот вода заполнила бы стакан, приняла его форму, потому что она жидкая. Лед же не принял форму стакана, потому сам твердый и имеет свою форму.

Учитель вызывает одного ученика и предлагает ему молоточком попробовать расколоть кубик льда. (Не забываем о возможном травматизме и следим, чтобы били аккуратно, можно сверху прикрыть салфеткой или тряпочкой, чтобы кубик «не убежал».)
– Легко ли колется лед?
– Да, лед расколоть трудно, потому что он твердый?
Запись на доске под карточкой «Лед»: твердый, имеет форму.
Учитель наливает в стакан холодную воду и просит кого-нибудь из учеников бросить кусочек льда в воду.
– Посмотрите, утонул лед или нет?
– Он не тонет, потому что лед легче воды, и она его выталкивает.
– Так мы открыли еще одно свойство льда: он легче воды.
Запись на доске: легче воды.
Педагог достает из термоса ледяную пластинку, держит ее через перчатки, чтобы не так быстро таяла, и показывает им кусочек стекла.
– Посмотрите на эту ледяную пластинку и на стекло. Похожи ли они?
– А чем лед похож на стекло?
– Через ледяную пластинку можно разглядеть помещенные за нею предметы?
– Оказывается, лед прозрачный и бесцветный!
Запись на доске: прозрачный, бесцветный.

Учитель дает детям в руки кусочки льда.
– КАКОЙ лед? Что вы чувствуете? Расскажите.
– Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке?
– А что стало с кубиком?
Запись на доске: холодный, гладкий, сколький.
– Какие вы замечательные исследователи!
Смотрите, сколько свойств льда вы открыли!
Давайте перечислим их еще раз.


3. Закрепление знаний учащихся
а)Чтение статьи учебника.
Откройте учебники на с. 18 и прочитайте самостоятельно текст.
– Кто назовет свойства льда? Какой он?
– Когда образуется лед?
б) Работа с тетрадью (с. 7, № 9).
– Откройте рабочую тетрадь на с. 7, задание № 9. Прочитайте его вслух.
– Ответьте на вопрос, какой из рисунков выполнен правильно.
– Почему?
г) Рассказ учителя о местах скопления льда (ледники, айсберги). Демонстрация по ходу рассказа плакатов ледников с селью (без употребления этого слова), айсбергов. Опасность схождения горных ледников для людей, опасность столкновения кораблей с айсбергами.
Мы с вами уже знаем, что лед образуется, когда вода замерзает. В природе много мест, где холодно и зимой, и летом. Например, в горах. Там лед покрывает вершины гор огромными, сверкающими шапками, которые называются ледниками. Когда они тают, то с гор стекают бурные реки, наполняются водой озера. Но большую беду людям приносят сползающие с гор ледники. При таянии они всё сметают на своем пути, могут разрушить деревни и поселки, погубить людей и животных. Посмотрите на иллюстрацию на доске: какие красивые горные вершины, покрытые ледниками, но как опасно оказаться в горах во время их сползания!
– Кто-нибудь видел по телевизору горные ледники (вариант: кто-нибудь бывал в горах)? А слышали о катастрофах, происходивших от их таяния?
Но ледниками покрыты не только высокие горы, но и полярные острова. От толстых многовековых ледников отрываются огромные глыбы льда и падают в океан. Эти глыбы называются айсбергами. Посмотрите на эту иллюстрацию. Айсберги могут далеко уплыть от того места, откуда оторвались. С ними нередко встречаются корабли. Они очень опасны для кораблей, потому что над поверхностью океана видна лишь часть ледяной глыбы около 70–100 м, а под водой находится большая часть айсберга, которая может иметь огромные размеры и причудливую форму. Столкновение с айсбергом может погубить корабль. От айсберга погибло очень большое пассажирское судно «Титаник» в начале 20 века. Вот к каким бедам может приводить такое свойство льда, как твердость и сохранение им формы.
Но на долю ледников приходится большая часть запасов пресной воды на нашей планете.
д) Словарная работа: во время рассказа на доске прикрепляются слова «ледник», «айсберг», обращается внимание на их написание, вопросы детям, почему эти слова пишутся именно так. Придумывание предложений с данными словами.



б) Беседа о поведении на покрытых зимой льдом водоемах и правилах безопасности.
– А кто видел зимнюю речку или пруд?
Чем они покрыты?
Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой.
На самом деле переходить реку по льду и играть ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так? Как вы думаете?
Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту.




Ответы детей покажут, насколько хорошо они поняли материал предыдущего урока, прочитали ли статью и ответили ли на вопросы после нее, т.к. вопросы викторины представляют собой несколько модифицированные вопросы после статьи из учебника и основных выводов, которые они должны были усвоить.
На доске отмечается каждый правильные ответы у команд, которые потом суммируются.
Детям предлагается самим определить, какая команда лучше справилась с игрой. Но побеждает – дружба: исключить конфликтную ситуацию (дети должны сами найти выход – лучше учить домашнее задание).












Выслушиваются возможные ответы детей.















– Форма осталась прежней.




Дети убеждаются, что лед расколоть трудно.




– Трудно






– Нет.





– Похожи. Ледяная пластинка тоже бесцветная, через нее видны предметы.

– Лед прозрачный, бесцветный.




Дети с помощью учителя (или самостоятельно) устанавливают, что лед холодный, гладкий, сколький, тает от тепла, превращаясь в воду.

Дети повторяют свойства льда. При затруднении ориентируются на записи на доске.














Учитель акцентирует внимание на иллюстрации в учебнике, демонстрирует на доске картину горных ледников, а также рисунок, на котором схематично показано, что под водой у айсберга скрывается его большая часть, которая и опасна для судов.
После прочтения текста – вопросы к детям: где в природе встречаются большие скопления льда (прикрепляется на доске слово «ледник»); что такое айсберг (прикрепляется на доске слово «айсберг»), почему он опасен для кораблей?


Выясняется, какой жизненный опыт имеют дети, бывают ли на зимних каникулах в деревне, где есть река или водоем.
Самостоятельно или с помощью наводящих вопросов дети называют катки, ледяные дорожки, площадки.



В слове «ледник» безударная гласная е. Проверочное слово – лёд. В слове «айсберг» на конце пишется буква «г», проверочное слово «айсберги». В середине пишется буква «с», это нужно запомнить.











Если лед тонкий, можно провалиться в воду и утонуть.





5 мин.
































3 мин.



















12 мин.
























































16 мин.












III. Заключительная часть урока
1. Оценка и комментарии.
Аккуратные и дифференцированные, с установкой на позитивный настрой к работе, поощрение коллективизма и взаимопомощи.
2. Домашнее задание.
– Откройте дневник и запишите домашнее задание.
– Покажите, где вы будете записывать.
Стр. 17–19, читать статью, отв. на вопр.
№ 11 – раб. тетр.
– Покажите, как записали.
3. Итог урока
– Мы сегодня с вами были учеными-исследователями. Что мы изучали? Какие свойства льда мы открыли? Где лед встречается в природе? О чем мы должны помнить, когда случается необходимость перейти на другой берег зимней реки или хочется поиграть на ее льду?
– Урок закончен, можете идти.






Дети записывают домашнее задание.




Ответы детей на основе узнанного на уроке, на доске остаются опорные слова и иллюстрации.


Выход из класса.
7 мин.










13PAGE 15


13PAGE 14615