Возможности человека в развитии профессионально важных качеств


Худайбердиева Нигара КанжахуновнаУчитель технологии КГУ «СШ №4»
Город Талдыкорган №28урок 9 «Г» класс
Тема урока: Возможности человека в развитии профессионально важных качеств
Цели урока:
1.Объективнo  oсуществлять самoанализ урoвня развития свoих прoфессиональнo важных качеств и сoотнoсить их с требoваниями прoфессий.
2.Развивaть художественное мышление, нaвыки делового общения: учить aнализировaть, выделять глaвное, обобщaть и системaтизировaть.
3. Воспитывaть навыки сознательной дисциплины: собрaнность и внимaтельность во время работы; навыки интеллектуальной активности.
Результаты обучения для учащихся: формирование представления о жизненном и личном профессиональном плане
Основные идеи, отработанные по теме урока:
Информационно-коммуникационные технологии; Талант и одаренность; Новые подходы;
Тип урока, его форма: урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы.
Основные понятия: мотивы, виды мотивов: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные, утилитарные.Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: кабинет информационных технологий;
Дидактическое обеспечение:
учебник (учебное пособие);
рабочая тетрадь;
презентация
анкета «Профессиональные намерения»
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана урока.
1. Приветствие
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Постарайтесь одновременно сказать: “Здравствуйте!”. Когда будете произносить “те” - разомкните руки и хлопните в ладоши.
2. Разминка.
Сейчас вы будете перебрасывать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, должен назвать имя, кому он бросает мяч, и назвать профессию, начинающуюся с первой буквы имени (например, Алёна – архитектор).
3. Работа по теме занятия.
Выбор профессии — дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек вследствие неудовлетворенностью своей жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным положением.
Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.
И чем старше мы становимся, тем это труднее, так как смена профессии обычно связана с болезненными переживаниями, ощущением утраты, потерей времени и сил. Если же самый первый выбор был неслучайным, то исправлять его не потребуется вовсе или можно будет обойтись незначительными поправками.
 Трудности выбора профессии. Как показывает опыт профконсультационной работы, учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста-психолога.
Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям) . Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности .
Профессионально важные качества можно подразделить на группы:
мотивы, цели, интересы;
2)  профессиональные способности, профессиональное сознание,
профессиональное мышление и т. д.
.Обучение  на основе беседы. Беседа в группах исследовательского направления по определению типов вводимой информации: Что такое профессия? Специальность? Профессионально важные качества?
2. Изложение нового материала
Упражнение «Могу, Хочу, Надо»
Цель: анализ ситуации профессионального самоопределения, самоанализ личностных качеств, способностей и соотнесение их с требованиями выбранной профессии.
Время: 20 минут.
Материалы: ручка, цветные карандаши/фломастеры красного, зеленого и желтого цветов, бланки с рисунком «Мое дерево ПВК».
Ход проведения: ведущий предлагает участникам самостоятельно заполнить пропуски на рисунке «Мое дерево ПВК» в соответствии с требованиями выбранной профессии (типа профессий) по следующей схеме:
ячейки красного цвета (условно «Могу») – те качества, умения, способности, которыми обладает участник на данный момент;
ячейки зеленого цвета (условно «Хочу») – те качества, умения, способности, которыми не обладает участник, но хотел бы обладать;
ячейки желтого цвета (условно «Надо») – те действия, которые необходимо предпринять участнику, чтобы указанные качества, умения, способности,  приобрести.Примечание: данное упражнение позволяет убедиться, что участники четко представляют, каких именно качеств, умений, способностей требует от него будущая профессия, какими они обладают и какими путями их можно приобрести.
Обсуждение: проводится групповое обсуждение результатов.
Рефлексия
Домашнее задание: написать реферат, про профессию которую выбрали себе на будущее.


  Анкета для учащихся «Профессиональные намерения»
 По окончании 9 класса тебе предстоит сделать выбор: перейти в 10 - 11 класс или поступить в какое-либо учебное заведение. По окончании как 9-го, так и 11-го класса каждому из вас предстоит сделать выбор о том, в какое учебное заведение идти учиться. Вопросы этой анкеты направлены на изучение твоих профессиональных намерений.
 1. Собираешься ли ты идти в 10 - 11 класс? Подчеркни верный вариант ответа:             Да,        Нет.
2. Выбрал ли ты профессию (круг профессий), которую ты будешь осваивать по окончании школы?   Нет,  Если да, то какую_________________________________________________________
3. Каково основное содержание данной профессии? (чем занимаются специалисты этой области?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Знаешь ли ты условия, режим труда и оплаты, возможности повышения квалификации, связанные с данной профессией? Напиши ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данного профиля? Напиши_____
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Задумывался ли ты, есть ли у тебя качества, необходимые для того, чтобы овладеть этой профессией, стать хорошим специалистом? Напиши, какие качества требует профессия, и какие из них присутствуют у тебя лично _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Знание каких школьных предметов в наибольшей степени необходимы для овладения выбранной профессии? Напиши _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как ты думаешь, что может помешать осуществлению твоего профессионального выбора? Напиши___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Согласны ли родители с твоим выбором? Подчеркни верный вариант ответа:     Да,            Нет
10. Что советуют родители в ситуации выбора профессии? Напиши __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________