Понятие профессионально важных качеств педагога
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пуровская районная детско-юношеская спортивная школа «Виктория»
Понятие профессионально важных качеств педагога
Тарко-Сале, 2015 г.
«Понятие профессионально важных качеств педагога»: Методические рекомендации адресованы физкультурно-педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в учреждении дополнительного профессионального образования /Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Виктория». – Тарко-Сале, 2015.
Автор-составитель:
Гаджигаева С.Р. – инструктор-методист, тренер-преподаватель МБУ ДО ДЮСШ «Виктория»
Качества личности - это обобщенные ее свойства, которые интегрируются в чертах характера человека и его способностях.
Среди качеств личности есть такие, которые оказывают влияние на результативность деятельности, - это профессионально важные качества.
Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, которые влияют на эффективность осуществления профессиональной деятельности и могут совершенствоваться в процессе этой деятельности.
A.К. Маркова выделяет две группы ПВК: в первую входят мотивы, цели, интересы; во вторую - профессиональные способности, сознание, мышление и т.д.
Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.
В понимании ПВК существует много различных подходов и многообразие используемых терминов.
По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности.
Согласно Е.П. Ермолаевой, «ПВК - психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки - необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности».
По мнению А.К. Маркова, в функции ПВК могут выступать как собственно психические и личностные, так и биологические свойства субъекта профессиональной деятельности - соматические, морфологические, нейродинамические и др.
Ю.В. Котелова рассматривает понятие «профессионально важных признаков» и предлагает отнести к ним психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельностей, а также особенности внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и особенности личности.
Е.С. Шелепова рассматривает профессионально важные качества (ПВК) как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. Среди них широкий спектр разных качеств - от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки, особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности - даже анатомо-морфологические характеристики человека.М.А. Дмитриева и А.А. Крылов вводят понятие «профессионально важные свойства», к которым относят следующие: индивидуально-типологические (индивидуальный стиль деятельности), сенсорные и перцептивные (особенности ощущения и восприятия), аттенционные (свойства внимания), психомоторные, мнемические (свойства памяти), иммажитивные (свойства воображения), мыслительные, волевые свойства и интеллектуальные умения.
Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов отмечают, что кроме индивидуальных качеств личности таких как отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), к ПВК также относятся физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией».
Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности.
Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок:
1) у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности;
2) общая логика такой перестройки деятельности:
а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью;
б) появление и развитие новых качеств и способностей;
в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.
А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью».
Некоторые специалисты обращают внимание на структуру ПВК как ключевой критерий, обеспечивающий формирование профессиональной пригодности субъекта. Так, Е.А. Климов выделяет «пять основных слагаемых системы профессионально ценных качеств»:
1. Гражданские качества - идейный моральный облик человека как члена коллектива, общества;
2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;
3. Дееспособность, которая образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);
4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга;
5. Навыки, привычки, знания, опыт.
При этом автор указывает на то, что «при конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека и при соответствующем воспитании следует помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае «не рядоположены, а образуют нечто целое, систему».
А.В. Карпов различает четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в совокупности структуру профессиональной пригодности:
- абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно-заданном - среднем уровне;
- относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности «ПВК мастерства»);
- мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
- анти-ПВК: структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже их отсутствие. Это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности. Они, в противоположность качествам первых трех групп, коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.
Согласимся с определением Э.Ф. Зеера, который утверждает, что «профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность, производительность, качество, результативность, деятельности. Они многофункциональны и, вместе с тем, каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств».
В.А. Сластенин выделяет следующие профессиональные качества педагога: интерес и любовь к воспитаннику как отражение потребности в педагогической деятельности; справедливость; педагогическая зоркость и наблюдательность; педагогический такт; педагогическое воображение; общительность; требовательность, настойчивость, целеустремленность; организаторские способности; уравновешенность, выдержка; профессиональная работоспособность.Для педагогов важным условием успешного осуществления профессиональной деятельности является сформированность таких нравственных качеств, как чуткость, справедливость, честность, принципиальность, самокритичность, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность, трудолюбие.Для оценивания сформированности перечисленных нравственных качеств можно использовать самооценку, оценку группы, оценку куратора (например, в рамках дидактической игры). На базе оценок трех независимых экспертов выводится средняя оценка.
Возможен и другой вариант классификации качеств личности педагога.
Профессиональные качества личности, существенно влияющие на результат педагогической деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога, могут быть разделены на следующие группы: доминантные, периферийные, негативные, профессионально недопустимые.Доминантными называются такие качества, когда отсутствие одного из них приводит к снижению эффективности педагогической деятельности.
К доминантным качествам относятся:
социальная активность, готовность и способность активно содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности;
целеустремленность, умение использовать качества своей личности для решения поставленных педагогических задач;
уравновешенность, т.е. способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях;
желание работать с обучаемыми, получение духовного удовлетворения от общения с ними в ходе учебно-воспитательного процесса;способность не теряться в экстремальных ситуациях, оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;
сочетание духовно-нравственных качеств;
честность, искренность в общении в совокупности с добросовестностью в работе;
справедливость, т. е. способность действовать беспристрастно;
современность - осознание педагогом своей принадлежности к одной эпохе с обучаемыми, что может проявляться в стремлении найти общность интересов с ними, но в то же время - понимание условий и особенностей прошлого и настоящего в развитии человеческого общества;
гуманность, т.е. стремление и умение оказать квалифицированную помощь обучаемым в их личностном развитии;
11) эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности;
12) педагогический такт - соблюдение общественных норм поведения и взаимодействия с обучаемыми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей;
13) толерантность - терпеливость, терпимость в работе с обучаемыми;
14) педагогический оптимизм - вера в обучаемого, в его способности;
15) трудолюбие, работоспособность;
16) творческостъ.
Периферийными называются такие качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако влияют на ее успешность и отражаются на авторитете педагога.
К периферийным качествам относятся: доброжелательность; приветливость; чувство юмора; артистичность; мудрость; внешняя привлекательность.
Негативными являются качества, вызывающие снижение эффективности педагогической деятельности.
Негативные качества включают: пристрастность, публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам; неуравновешенность - неумение контролировать свое психическое состояние, настроение; мстительность - стремление сводить личные счеты с воспитанниками; высокомерие - педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства; рассеянность - забывчивость, несобранность.
Профессионально недопустимые качества дают основание говорить о профессиональной непригодности педагога.
Профессионально недопустимыми качествами являются: наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и т.п.); нравственная нечистоплотность; рукоприкладство; грубость в общении; беспринципность; некомпетентность в вопросах воспитания и обучения; безответственность.
Таким образом, именно за счет специфики профессионально важных качеств возможно различение профессий, которые при общем рассмотрении, казалось, были тождественными или очень сходными, например, профессии школьного учителя и преподавателя вуза.
Для того чтобы обозначить совокупность профессионально важных качеств вузовского преподавателя, остановимся на анализе предложенных в психолого-педагогической литературе перечислений и классификаций качеств, необходимых в профессиях педагога и ученого.
Так, наиболее полно освещается вопрос о профессионализме педагога, в частности, учителя. Ответом, как правило, являются рассуждения о личностных качествах учителя, которые выступают в тесной взаимосвязи с его профессиональными качествами (Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, А.К. Маркова, А.И. Щербаков и др.). Более того, они развиваются в педагогической деятельности (Т.К. Ахаян., Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская, В.А. Якунин и др.). Большинство исследователей проблемы профессиональных умений и качеств педагога склонны рассматривать их через призму педагогических функций и структуру профессиональной деятельности, отдельные виды которой, по мнению авторов, требуют развитости той или иной группы профессиональных качеств (В.В. Богословский, И.В. Вачков, А.А. Реан, Н.В. Кузьмина и др.).
В современных исследованиях учительства взгляд также фокусируется на профессионально важных качествах и способностях. Например, Л.М. Митина, разрабатывая понятие «профессионализм учителя», приходит к созданию структурно-иерархической модели его личности и предлагает личностные качества, формирующиеся в педагогической деятельности, называть профессионально значимыми.
Для оценки профессиональных качеств личности педагога и определения уровня их сформированности можно воспользоваться занятием «Профессионально важные качества учителя» из тренинга развития профессионального самосознания Г.В. Резапкиной (приложение).
Знание своих личностных качеств и стремление к их совершенствованию поможет педагогу в профессиональной деятельности и в конечном счете приведет к качественным изменениям педагогического процесса.
Литература:
Абдуллина, О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки [Текст] / А.О. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. – с. 56.
Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. [Текст] / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
Абдуллина, О.А. Педагогическая практика студентов [Тескт]: Учебное пособие для студентов пед. институтов / О.А. Абдуллина. – Изд. 2-е перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
Алексеева, Ф. С. Формирование эмоциональной сферы студента будущего педагога в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Ф. С Алексеева. – Калининград, издательский дом "Ярмарка", 2002. - 21 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: Учебник. / Г. М. Асмолова – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности [Текст]: монография / Г.Д. Бабушкин. – Омск, Издательский дом Сенакова Виктора, 1998. - 181 с.
Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст]: книга для учителя / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. - 169 с.