Дидактический материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.



МБОУ «Нововасильевская средняя общеобразовательная школа»
















Дидактический материал
по русскому языку
по подготовке к ЕГЭ





Учитель: Халитова С.Т.











А18. Слитное и раздельное написание слов.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

В-1
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
(ТО)ЖЕ слово, да не (ТАК)БЫ молвил.
Этот фонд организован (В)ЦЕЛЯХ милосердия, ЧТО(БЫ)помогать людям, нуждающимся в материальной поддержке.
Эксперимент ТАК(ЖЕ) был проведён удачно, (ПРИ)ЧЁМ впервые.

В-2
Мать подошла через полчаса и получила ТОТ(ЖЕ) ответ, (ПРИ)ТОМ в грубой форме.
ТУТ(ЖЕ) собрались все ребята, (ЗА)ТО тренера найти не удалось.
Павлик ТО(ЖЕ) ничего не знает об оценке за контрольную работу, (ОТ)ТОГО и не весел.
(На)СЧЁТ в банк деньги так и не поступили, (ЗА)ТО я получил солидную премию.

В-3
Всё ТО(ЖЕ) лжёт Любовь Петровна, Иван Петрович ТАК(ЖЕ) глуп.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым и приподнятым, (ПО)ЭТОМУ всем работалось легко.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего дня бушевала метель, (ЗА)ТО к вечеру ветер стих, буря улеглась.
Осенью (ОТ)ТОГО дома нельзя было быстро дойти, ПОТОМУ(ЧТО) идти надо было по размытой дождями дороге.

В-4
Я имею (В)ВИДУ вчерашний случай: (В)МЕСТО трёх часов мы выехали в пять.
Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрел настоящую известность.
К вечеру дороги размыло (ВО)ВРЕМЯ дождя, но мы, (НЕ)СМОТРЯ на распутицу, отправились за город.
Наши друзья ТАК(ЖЕ) отдыхали на Кавказе, (ПО)ЭТОМУ все были рады поделиться своими впечатлениями.
В-5
Не для ТОГО(ЖЕ) пахал он и сеял, ЧТО(БЫ) их ветер осенний развеял.
Если бы природа чувствовала благодарность к человеку ЗА(ТО), что он проник в её жизнь, а (ЗА)ТЕМ воспел её в своих произведениях, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Канарейки часто поют ранним утром, (ПО)ЭТОМУ в доме на ночь клетку накрывают платком, ЧТО(БЫ) пение птиц не беспокоило ранние часы.
(В)ВИДЕ исключения ему разрешено брать работу на дом. ЧТО(БЫ) закончить её к концу года.

В-6
Движение было прервано (В)СВЯЗИ со снежными заносами, (ПРИ)ЧЁМ по всем направлениям.
И ТАК(ЖЕ) неподвижно светил месяц, выглянувший (ИЗ)ПОД серебристого облачка.
ТАК(ЖЕ), как и в прошлом году, (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего зимнего сезона лесники подкармливали лосей.
Дождей не было, (ОТ)ТОГО зелень (ВО)КРУГ пожухла и побурела.

В1
В2
В3
В4
В5
В6

4
3
2
4
3
4



А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

В-1
Мать подошла через полчаса и получила ТОТ(ЖЕ) ответ, (ПРИ)ТОМ в грубой форме.
ТУТ(ЖЕ) собрались все ребята, (ЗА)ТО тренера найти не удалось.
Павлик ТО(ЖЕ) ничего не знает об оценке за контрольную работу, (ОТ)ТОГО и не весел.
(На)СЧЁТ в банк деньги так и не поступили, (ЗА)ТО я получил солидную премию.
В-2
Всё ТО(ЖЕ) лжёт Любовь Петровна, Иван Петрович ТАК(ЖЕ) глуп.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым и приподнятым, (ПО)ЭТОМУ всем работалось легко.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего дня бушевала метель, (ЗА)ТО к вечеру ветер стих, буря улеглась.
Осенью (ОТ)ТОГО дома нельзя было быстро дойти, ПОТОМУ(ЧТО) идти надо было по размытой дождями дороге.
В-3
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
(ТО)ЖЕ слово, да не (ТАК)БЫ молвил.
Этот фонд организован (В)ЦЕЛЯХ милосердия, ЧТО(БЫ)помогать людям, нуждающимся в материальной поддержке.
Эксперимент ТАК(ЖЕ) был проведён удачно, (ПРИ)ЧЁМ впервые.

В-4
Я имею (В)ВИДУ вчерашний случай: (В)МЕСТО трёх часов мы выехали в пять.
Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрел настоящую известность.
К вечеру дороги размыло (ВО)ВРЕМЯ дождя, но мы, (НЕ)СМОТРЯ на распутицу, отправились за город.
Наши друзья ТАК(ЖЕ) отдыхали на Кавказе, (ПО)ЭТОМУ все были рады поделиться своими впечатлениями.
В-5
Движение было прервано (В)СВЯЗИ со снежными заносами, (ПРИ)ЧЁМ по всем направлениям.
И ТАК(ЖЕ) неподвижно светил месяц, выглянувший (ИЗ)ПОД серебристого облачка.
ТАК(ЖЕ), как и в прошлом году, (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего зимнего сезона лесники подкармливали лосей.
Дождей не было, (ОТ)ТОГО зелень (ВО)КРУГ пожухла и побурела.

В-6
Не для ТОГО(ЖЕ) пахал он и сеял, ЧТО(БЫ) их ветер осенний развеял.
Если бы природа чувствовала благодарность к человеку ЗА(ТО), что он проник в её жизнь, а (ЗА)ТЕМ воспел её в своих произведениях, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Канарейки часто поют ранним утром, (ПО)ЭТОМУ в доме на ночь клетку накрывают платком, ЧТО(БЫ) пение птиц не беспокоило ранние часы.
(В)ВИДЕ исключения ему разрешено брать работу на дом. ЧТО(БЫ) закончить её к концу года.

В1
В2
В3
В4
В5
В6

3
2
4
4
4
3





Тема: Грамматические нормы А4.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1-й вариант.

1) Рассмотрев всесторонне своё положение в роли мужа Вареньки,
1) ему стало не до шуток;
2) в голову пришла мысль о нелепости подобной затеи;
3) он засмеялся;
4) была назначена дата предстоящей свадьбы.

2) Рассказывая об интересном событии,
1) мне запомнились яркие подробности;
2) он сообщил яркие подробности;
3) оно завоевало внимание слушателей;
4) внимание слушателей было обращено к нему.

3) Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,
1) не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации;
2)потребуется повторение всего школьного курса;
3) советы учителей могут вам помочь;
4) вам нужен будет словарь.


А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
2-й вариант.

1) Исследуя окрестности замка,
1) нам было очень страшно;
2) мы нашли очень много следов давних сражений;
3) шум становился всё яснее и отчётливее;
4) кажется странным это почти полное отсутствие всяких звуков.

2) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога,
1) мне он очень понравился;
2) возникло желание увидеть все собственными глазами;
3) я тут же решил посетить город;
4) памятники города предстали перед глазами.

3) Мигая бледнеющими на рассвете огнями,
1) на плёс плавно выбежал долгожданный пароход;
2) парохода долго не было видно;
3) туристы с нетерпением ждали прибытия парохода;
4) хотелось любоваться приближающимся пароходом










Материалы для подготовки по теме
«Лексика. Паронимы».

Тест 1
1. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?
Переселенцам в этих краях приходилось очень трудно: каменная земля с трудом поддавалась обработке.
Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад.
Каменное лицо Василия не выражало никаких эмоций.
Старинный каменный особняк был фамильной гордостью этой семьи

2. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить слово вражеский?
Огромный враждебный мир, пугающий своей неизвестностью, осваивается ребёнком шаг за шагом.
Неожиданно враждебный тон удивил и огорчил приятелей.
Враждебная оборона была сломлена, и войска вошли в город.
Компьютеры нередко рассматриваются в современном кинематографе как враждебная человеку сила.

3. В каком предложении вместо слова дождевой нужно употребить слово дождливый?
На тёмном листе блестела одна- единственная дождевая капля.
День обещал быть ветреным и дождевым.
Сдвигая вековые камни, обрушились вниз дождевые потоки.
Из сада хлынул чистый дождевой запах, дурманящий аромат цветущей липы.

4. В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный?
Единичный случай в эксперименте не подтверждает гипотезу.
Этот случай оказался далеко не единичным, и почти ежегодно он повторяется.
Дмитрий оставался самым весёлым, а точнее единичным человеком в группе, который без конца шутил.
Нужно стараться обращать внимание на явление в целом, а не на единичные его проявления.

5. В каком предложении вместо слова памятный нужно употребить слово памятливый?
Это было памятное событие для всей семьи.
Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.
До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.
Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.

6. В каком предложении вместо слова единый нужно употребить слово единичный?
Большинство отрицательных героев Н.Гоголя можно собрать в единый образ пошлости.
Вокруг голубовато-белая пустыня без единой складочки – ни бугров, ни впадин.
М. Горький советовал критикам: обращать внимание на литературу в целом, а не на единые явления её.
Просветители 17 века считали, что права и обязанности гражданина должны быть едиными для всех.

Тест 2
В каком предложении вместо слова демократический нужно употребить слово демократичный?
В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная демократическая партии.
В своих письмах Гоббс оставался противником демократического образа правления.
В прессе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и демократических сил.
Игрушка – это одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократическое.

В каком предложении вместо слова злой нужно употребить слово злостный?
Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти злой феи.
Не по злой воли он допускал прихоти и ошибки.
Имейте в виду, что злые браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны.
Человек он был злой: ему непременно нужно было кого-нибудь мучить.

3. В каком предложении вместо слова сытый нужно употребить слово сытный?
Сытый волк смирнее завистливого человека.
Сено в стогу – сытый корм скоту.
Сытый голодного не разумеет.
Сытое брюхо к ученью глухо.

4. В каком предложении вместо слова представить (представлять) нужно употребить слово предоставить (представлять)?
За большие заслуги перед государством артиста представили к правительственной награде.
Этот дом представляет собой историческую ценность.
На совещании нам представили нового сотрудника.
Русский язык – это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные возможности.

5. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить слово взрывчатый?
Взрывной волной были выбиты стекла соседнего дома.
Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со взрывными предметами.
Военные без особых усилий смогли обезвредить взрывное устройство.
Взрывной характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет сказать.

6. В каком предложении вместо слова исполнительский нужно употребить слово исполнительный?
Наша страна может гордиться исполнительским искусством.
Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической исполнительской культуры.
Одна из ветвей государственной власти – исполнительская.
Исполнительское мастерство актера достойно восхищения.

Паронимы и точность речи
1. Приведите пять пар паронимов, определите их значение. Составьте с каждым словом предложение.

2. Укажите, какой пароним надо употребить в следующих случаях:
1)
характеризуя человека неискреннего, лицемерного (двуручный или двурушный),
крайне беспечного, беззаботного (безответный или безответственный),
уклончивого, ловкого собеседника (дипломатический или дипломатичный);
2)
называя человека, получающего письма (адресат или адресант),
имеющего документ на право пользования библиотекой, бассейном и т.д. (абонент или абонемент);
3) при определении явления, с которым нельзя мириться (нетерпимый или нестерпимый);
4) говоря о еде, приготовленной из рыбы (рыбий или рыбный);
5) объясняя влечение человека к науке (тяготеть или тяготить).

3. Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.
1) Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть, стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический.

2) Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.

3) Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.

4. Выберите из данных в скобках паронимов те, которые необходимы по условиям контекста.
1. (Бережность, бережливость) и аккуратность, я заметил, одна из характерных черт канадских фермеров. 2. Нельзя быть таким (невежей, невеждой), надо учиться, пополнять свои знания. 3. Особенно запоминаются деревянные (архаические, архаичные) фигуры, украшающие ниши храмы. 4. Обращает на себя внимание (гармоничный, гармонический) стиль данного произведения. 5. Удачно подобранные (гармоничные, гармонические) цвета и звуки помогали поддерживать хорошее настроение. 6. (Досадливое, досадное) покашливание выдавало его подлинное настроение. 7. Если желаешь что-нибудь запомнить, заведи тетрадь и делай выписки. Нельзя же портить книгу своими (пометами, пометками). 8. Лингвистические словари (представляют, предоставляют) богатейший материал для работы над словом как единицей лексической системы языка. 9. Жуковский любезно (представил, предоставил) ему одну из комнат своей опустевшей после отъезда жены квартиры. 10. Они сели рядом на землю и стали рассматривать разноцветные лубочные литографии (патриотичного, патриотического) содержания. 11. Настроенный (патриотично, патриотически), он заботился лишь о том, чтобы нанести побольше вреда японцам во время сражения. 12. (Командированные, командировочные) инженеры обеспечиваются гостиницей. 13. Это лекарство признали (токсичным, токсическим), принимать его надо осторожно. 14. Н.И. Вавилов изложил свою программу, и Бетсон (представил, предоставил) ему полную свободу действий. 15. Пародийный герой был использован Сервантесом для (произнесения, произношения) мудрых речей. 16. Главная задача состоит в том, чтобы все возводимое в зоне разрушений строилось добротно, со строжайшим соблюдением требований сейсмостойкости, на основе самой передовой технологии, с (бережным, бережливым) сохранением исторически сложившегося облика и колорита армянской национальной архитектуры. 17. Нарядно (одетые, надетые) яванцы носят легкие курточки европейского фасона, застегивающиеся на одну пуговицу и (надеваемые, одеваемые) ими на голое тело. 18. Наговоры Сорокина (осложнили, усложнили) положение отца, но будь у него все в порядке - отбился бы!

5. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.
1. Дипломатичный - дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); эффективность - эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); основать - обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); усвоить - освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).

2. Осложнить - усложнить (дело, вопрос, задание, проект, жизнь, решение задачи); желанный - желательный (приезд, результат, миг, час, подход, направление, взгляд, улыбка, слово, голос); гармоничный - гармонический (голос, стиль, воспитание, человек, звуки, цвета, ноты);. командированный - командировочный (отчет, удостоверение, деньги, врач); нетерпимый - нестерпимый (зной, боль, положение, условия, блеск, горе, человек).

6. Укажите, чем различаются данные слова-паронимы, употребите их в словосочетаниях или предложениях.
1. Организация - организованность, сопротивление - сопротивляемость, производство - производительность, правда - правдивость, ложь - лживость, лицо - личина, подпись - роспись.

2. Горный - гористый, высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, праздный - праздничный, практичный - практический, пустой - пустынный, решающий - решительный.

3. Обсудить - осудить, освоить - усвоить, опустить - отпустить, отразить - отобразить, приготовить - изготовить.

7. Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.
1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем. 2. Домоуправление обратилось к жильцам с просьбой очистить подвалы от захламленности. 3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия. 4. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете. 5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру. 6. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил бережно. 7. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым. 9. Характер любoгo человека вырабатывается под действием окружающей среды. 10. Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". 11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню. 12. Я молчаливо наблюдал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе. 13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги. 14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.




Средства выразительности В8

Задание№1: дописать термины.
Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей образов.________________
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. _________
Троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение величины.____________
Употребление названия одного предмета вместо другого предмета на основании связи между ними. ________________
Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг друга. _____________
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. ______________

Задание№2: Определить художественное средство в предложениях.
1)Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.(поговорка) _________. 2)В сто сорок солнц закат пылыал (Маяковский)_________. 3)У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.(Н. Гоголь. Повесть о том, как_поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)_____________ 4) А. С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит: Ваш шпиц прелестный шпиц, не более наперстка! ______________ 5) «Брега Невы руками плещут». ____________ 6) Его красноречивое молчание объяснило всё без слов._____________ 7)Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. _______________


Комплексный анализ текста
Текст № 1
(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.
(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь - главнее всех.
(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (По Ф. Искандеру)

Задания по тексту Ф. Искандера
Определите тему и основную мысль текста
Определите стиль и тип речи
Укажите средство связи предложений 15-16
Укажите количество звуков в слове БЕЗРАССУДСТВО
Из предложения 11выпишите слово(-а), где встречается звук [в].
Определите способ словообразования подчеркнутых слов
Укажите количество морфем в выделенных словах
Выпишите из предложения 12 слово(-а), построенное(-ые) по модели: приставка + корень+ суффикс+окончание
В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?
Выпишите из текста оксюморон. Определите его роль.
Из предложений 7-12 выпишите частицы
Найдите в предложениях 13-18 производный(-ые) предлог(-и)
Выпишите прилагательное (-ые) в превосходной степени сравнения
Из предложений 1-10 выпишите действительное причастие настоящего времени
Сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении 4?
Выпишите грамматическую основу из предложения 17. Определите вид сказуемого
Укажите номер(-а) предложения(-ий) с вводными конструкциями
Какой вид подчинительной связи использован в предложении 12? В каком еще предложении используется этот вид подчинительной связи?
Определите вид придаточного в предложении 13
Среди предложений 1-10 найдите предложение с придаточным изъяснительным


Текст № 2

Зачем нужна литература в школе?
(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! (9)Русская литература -это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10) Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. (13) Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности . (14) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там «народ»! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя... (В.Непомнящий)

Задания по тексту В. Непомнящего
Определите тему и основную мысль текста
Определите стиль и тип речи
Укажите средство связи предложений 3-4
В каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы?
Из предложения 12 выпишите слова, в которых есть звук [ф]
Из предложений 7-17 выпишите определительные местоимения
Из предложения 10 выпишите частицу
Напишите номер предложения, в котором повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного
Из предложений 7-9 выпишите переходный глагол
Из предложений 1-11 выпишите прилагательное в сравнительной степени
Из предложения 13 выпишите слова с нулевым окончанием
Определите способ словообразования слов:
Противоядие
Приобщать
Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью согласование
Среди предложений 12-17 найдите предложения с составным глагольным сказуемым
Найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение
Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
Определите вид придаточных в предложении 5
Найдите предложение с вставной конструкцией
Найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением
Какие средства выразительности использованы в первом абзаце?



Аннотация

Дидактический материал по подготовке к ЕГЭ состоят из следующих тем:

Слитное и раздельное написание слов. А18.
Грамматические нормы. А4.
Лексика. Паронимы. А2.
Средства выразительности. В8.
Комплексный анализ текста. В1-В8.

Эти задания помогут при подготовке к ЕГЭ при решении самых сложных заданий.