Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Дружат дети всей Земли»


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 71 «Лучик» г. Орска»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию
«Дружат дети всей Земли»
Подготовил: воспитатель группы
компенсирующей направленности
Макарова О.К.
Орск, 2016 г.
«ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
(НОД в подготовительной к школе группе)
Программное содержание
•Формировать    у    детей    понятия    дружбы    между    людьми    разных    национальностей.
• Решить следующие задачи:
Воспитательные:
• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других; •воспитывать    уважение    к    обычаям,    культуре    других    народов,    населяющих нашу планету;
воспитывать чувство общности;
•развивать потребность в общении со сверстниками;
•        воспитывать потребность нести радость другим.
Развивающие:
• продолжать работу по расширению кругозора у детей;
обогащать чувства, а также представления о мире;
•развивать    умения    участвовать    в    совместной    игре    с    
другими    детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; •развивать умение игрового общения;
•        обогащать словарь, закрепляя новые слова;
•развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового
Образовательные:
• познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
познакомить с элементами разной культуры этих народов;
показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
•вызвать    интерес, любознательность    к    культуре,  языку,    деятельности, быту других народов;
•        воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
формировать     у     детей     планетарное   мышление,  толерантность     (терпимость) по отношению к людям других национальностей;
•дать представление о некоторых детских играх иных народов;
•закреплять   понятийный    аппарат: планета Земля,    глобус,    карта,    народ,
страна, дружба и пр.
общения;
—        совершенствовать артикуляционный аппарат.
Материал: магнитофон, аудиокассета «Большой хоровод», системный блок мультимедиа, ноутбук, , мольберт или стенд с размещенными на них предметами атрибутики различных стран; атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, накидка; глобус, карта мира для детей, куклы разных рас (картинки или куклы)
Предварительная работа:
—        изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностейобщения, коммуникабельности;
—        чтение сказки «Цветик-семицветик»;
—        решение головоломок.

Ход НОД
Вступительная часть
Ребята давайте скажем друг другу добрые пожелания (игра шар добра) я начну:
Желаю счастья и добра, всем детям с самого утра…
А поможет нам в этом волшебный воздушный шарик. (дети передают друг другу шарик с пожеланиями садятся на стульчик).
Воспитатель: «Вам понравился этот веселый шарик. Почему? (Ответы детей.) Правильно, потому что он веселый, добрый.
Воспитатель
Мы очень разные, но мы вместе жители одной планеты. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?
Дети называют признаки похожести между людьми.
Нас объединяет то, что
Живем на одних улицах (назовите)
Ходим в один детский сад (назовите)
Живем в одном городе (назовите)
Живем в одной стране, дайте название (показ карты России)
Живем на одной планете, какой? (показ глобуса)
Все, что мы с вами перечислили, можем назвать своим домом, почему?
И самое главное, что нас объединяет, это то, что все мы люди
Воспитатель: Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
Дети называют признаки различия между людьми
Нас различает: Рост, Цвет волос и глаз, Одежда, Национальность, Фигура,
Возраст (старые и молодые), Характер, Культура.
Воспитатель: Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда) Дети и взрослые прикрывают лица одинаковыми изображениями лица человека.
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько одинаковых людей?
Ответы детей
Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в этом мире.
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, ел. М.Танича) воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
- Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. И начнем наше путешествие...
—Посмотрите на карту — сколько разных народов живет на нашей планете!
—Давайте    мыс     вами     отправимся    в     путешествие     по     земному    шару
на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
—        Закройте   на   минутку   глаза   и   не   подглядывайте.   Сейчас   произойдетмаленькое чудо.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
—        Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов. Азначит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
—        Правильно,  цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке   Земли.   Нужно   только   оторвать   один лепесток и четко произнести волшебные слова  —  скороговорку:
«В цветнике      цветут цветы. Поиграем с ними мы».
—        Давайте скажем все вместе громко...
—        А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Отрываем первый лепесток – Оранжевый – там послание, где спрятана первая коробочка-посылка (на усмотрение воспитателя посылка прячется под кровать, под подушку ребенка и т.д.)
Поиски 1 посылки. В коробочке изображение: Дети монголоидной расы.
—        Ребята,    смотрите    —   волшебная посылка!     (На    экране высвечивается  двигающаяся  заставка,   а  затем   появляются   иллюстрации   с изображением японской девочки.)
—        Как    вы    думаете, из     какой     страны     может    быть     эта    девочка?(Япония.)
—        Как      вы      догадались?      (Разрез     глаз,   национальная      прическа  и одежда.)
Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Там высокие красивые горы (показ слайдов: Фудзияма) и необычные многоэтажные (многоярусные) храмы (показ слайдов: буддийский храм). Эта девочка многое могла бы рассказать нам о своей стране, только как же мы ее поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
—        Мы   смогли   бы   понять   друг   друга   с   помощью   языка   нашего   лица (мимики) и рук(жестов).
—Давайте пошлем ей наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
—        А как бы нам подружиться с этой девочкой?
—        Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
—        В  Японии детки очень любят играть в интересную и забавную игру «Гонки крабов». Попробуем сыграть в неё.
Гонки крабов
Цель: развитие соревновательного духа
Ход игры: От обозначенной стартовой линии игроки встают в позу «краба», опираясь на ладони и стопы спиной вниз. По сигналу дети бегут до обозначенного места, кто вперед.
—        Теперь нам пора лететь дальше.    Отрываем    еще    один    лепестоки   вспоминаем волшебные слова... (Дети встают   в    круг   и   повторяютволшебные слова.)
2 лепесток с заданием, где спрятана посылка. В ней изображение: дети негроидной расы.
—        Ух ты! Какие необычные детки!
—        Кто из вас знает, где живут дети с черным цветом кожи? (Африка.)
—        Почему у людей в Африке такая темная кожа? (Жарко.)
—Действительно, в Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей какая?
(Легкая.)
—А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки.
—        Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов.Некоторые        племена        в        Африке        здороваются        носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
—        Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом по-африкански.
—        Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? (Танцевать.)
—        Тогда,  как  вам   кажется,   как  легче   всего   будет  с   ними   подружиться?(Потанцевать вместе с ними.)
—        Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма, когда вгости к русским детям приехали дети с разных концов Земли, и потанцуем вместес ними.
Показ отрывка из мультфильма «Катерок». Танец «Чунга-Чанга».
—Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах. В память о них у нас осталась их фотография и хорошее настроение!
- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова.
3 лепесток – поиски посылки. В ней изображение: Эскимосы
—Сколько у нас осталось еще лепестков?
—Посмотрите, что в посылке! Как вы думаете, почему этот  человек так тепло одет?
—Как называется народ, живущий на Севере?
—А почему у северных народов такой узкий разрез глаз?
—Где живут эскимосы? (На севере, там где холодно.)
—Вы    знаете, ребята, у эскимосов очень    необычные    дома. Их жилище называется иглу.
—Так как это северный  народ, то  даже    жилище    свое    они    строят из    больших  обточенных  кусков  льда. В нем раскладывают    меховые шкуры,   разводят огонь. Суровый мороз снаружи   не   даст   растаять   толстым слоям снега, и пурга не   страшна.   А   еще   эскимосы   любят   охотиться и ловить рыбу.
—А здороваются они, помахивая руками. (Дети показывают.)
—Вы  хотите сними подружиться?  Тогда    давайте    поиграем    в    любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ». Проводится под музыку «Песенка о медведях».
Ход игры
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
—        Молодцы, вы проявили настоящую    крепкую    дружбу    в    этой    не легкой    борьбе    со льдинами, и про вас   действительно    можно    сказать, что у вас, как в пословицах:
—    «Сам — погибай, а товарища  выручай!»
—        Ну что ж, и в холодных   странах   мы   тоже   нашли   себе   друзей, не похожих   на нас. И память о них   осталась   на нашем   шалаше.
—        У нас последний лепесток
Давайте-ка скажем волшебные слова...
4 лепесток – посылка с посланием – изображением: Дети европеоидной расы.
—        Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)
—      А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят  играть, танцевать, умеют читать и считать.
—   И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
—        Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
—        Почему это важные слова?
—        А вы по-настоящему дружные ребята?
—        Для вас важно будет, какого   цвета   кожа, волосы   или   какой   разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
—        А что важно для дружбы?     (Доброта, отзывчивость,     внимание к другому...)

Закрепление
—        Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли:
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
—        Вы пока еще дети, но скоро   станете   взрослыми.   И   от   вас   будет зависеть мири счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!
—        Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
«ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
— А сейчас пусть каждый из вас возьмет по  одному маленькому   нарисованному человечку и соединит их руки вокруг земного шара в знак
большой дружбы детей всей Земли. Звучит музыка. (Дети выполняют работу на полу, или на большой магнитной доске)
— Как красиво у вас получилось.
А теперь давайте устроим большой хоровод. Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хаита «Большой хоровод».
Воспитатель благодарит ребят за дружеское участие в занятии и приглашает всех на чаепитие).