Конспект по литературному чтению на тему Самое страшное (3 класс)
0Конспект урока по литературному чтению во 2 «В» классе
УМК: «Начальная школа XXIвека» учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Омороков “Литературное чтение” 2 класс II часть
Класс: 2 В класс
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: К. Ушинский «Утренние лучи»
Цель урока: Познакомить с рассказом «Утренние лучи»
Задачи:
Образовательные: познакомить с новым литературным произведением; обучать осознанному выразительному чтению, совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения.Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать.
Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению рассказов и к литературе, как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты (формируемые УУД):
•предметные: прогнозировать содержание произведения, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
•познавательные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии,развивать зрительные каналы восприятия.
•коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задачи.
•регулятивные: формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать организацию учебной деятельности; делать выводы и обобщения.
•личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; развивать доброжелательность по отношению к окружающим.
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Омороков “Литературное чтение” 2 класс II часть, рабочая тетрадь, презентация
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально — педагогический колледж»
Специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
Конспект урока
по «Литературному чтению»
Рассказ К. Ушинского «Утренние лучи»
Выполнил: студент 3 «А» группы
_____________ Молюков В.С.
Проверил методист:
_____________ Руднева Л.М.
Оценка методиста ________
Учитель: Ромахова И.Р.
_________
Астрахань, 2016
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Первичный синтез. Организационный этап
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда
Мы начнем урок, друзья!
- Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Валерий Сергеевич. Садимся за свои рабочие места. Приветствуют учителя.
Занимают свои рабочие места.
Настраиваются на работу Личностные:
личностное самоопределение и ориентация в социальных ролях.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать.
Этап целеполагания и актуализации знаний. -Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны на нее ответить.
-Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам
Если он уже вошел-
Значит день пришел
-Ребята, если к нам приходит солнечный луч утром, то это какой луч?
-А теперь, прочитайте что у нас получилось? (2 слова на слайде)
-Ребята, а давайте, это словосочетание поставим в множественное число?
-У кого что получилось?
-Кто догадался какая тема нашего урока?
-Да, ребята, сегодня мы будем знакомится с произведением «Утренние лучи»
-Сегодня утренний луч будет героем нашего произведения
-А ваше утро тоже начинается с утренних лучей?
-В какое время года именно с лучей начинается утро?
-А кто автор, вы сейчас угадаете сами -Луч
-Утренний
-Утренний луч (смотрят на слайд)
Пробуют ставить во множественное число
-Утренние лучи
-Утренние лучи
Да
Весна Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания
Личностные:
- учебная мотивация
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
- С произведениями этого русского писателя мы уже встречались в 1-м и во 2-м классах. Назовите произведения.
-А прежде, чем вы будете называть произведения, я вам прочитаю отрывки.
1. «Васька – котик – коток, Васька – серый лобок. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шуба шёлковая. Глазки огневые, когти стальные…»
- Из какого произведения отрывок? Вспомните название
2. «Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает…»
- Из какого произведения отрывок? Вспомните название.
3. «Жили-были в одном дворе кот, козёл, да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит…»
-Кто вспомнил это произведение?
-Кто автор этих произведений??
Что знаете об этом авторе?
Откройте учебники на с.136, прочитайте фамилию автора.
К.Д. Ушинский родился в Туле в 1824 году. Его мать, Любовь Степановна, была образованная, одарённая женщина. Она стала первым учителем Кости Ушинского. Два класса начальной школы он прошёл дома, а потом поступил в гимназию. По образованию К.Д. Ушинский был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки. Поэтому он составил книги для детей.
- Давайте еще раз полностью назовем тему нашего урока.
- Какие цели поставим перед собой?
«Кот Васька»
«Лиса Патрикеевна»
«Плутишка кот»
-автора К. Ушинского
-Ответы детей
- К. Ушинский «Утренние лучи»
- Прочитать произведение. Узнать, о чем это произведение, понять его. Научиться читать выразительно произведение, отвечать на вопросы. Познавательные:
-научить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Регулятивные :
- учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные:
- формировать умение слушать и понимать других;
-формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Словарная работа. -При чтении мы встретим слово
«Нашести» прежнего, улей, келья, знаете ли вы значения этих слов?
Иллюстрации появляются на слайде.
Нашести-насест или нашест-жердь, перекладина в курятнике.
Улей- это искусственное жилище, изготовленное человеком для содержания медоносных пчёл.
Кельи-это комната одинокого человека, в нашем случае для одной пчелы. Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: умение слушать, перерабатывать информацию на основе анализа, уметь принимать и передавать слуховую информации.
Этап первичного восприятия.
Чтение всего произведения учителем выразительно.
- Слушают учителя
Коммуникативные: навыки сотрудничества учителя с учениками.
Проверка первичного восприятия
- Понравилось ли вам произведение?
- К какому жанру оно относится? Докажите.
-Кто главный герой?
-Соответствует ли заголовок содержанию?
-Да
-Рассказ, потому что это произведение аленькое по своему содержанию
Утренний луч
Соответствует так, как в каждой части рассказа говорится об лучах (утренних) и все эти действия происходят утром
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Регулятивные:
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные:
оформляет свою мысль в устной речи;
-умеет задавать уточняющие вопросы.
Повторное чтение и анализ частей рассказа -Ребята, давайте с вами разделим рассказ на части. На сколько частей мы будем делить?
-Это мы выясним (правы вы или нет) при работе с текстом. Ответы детей Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Регулятивные:
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные:
оформляет свою мысль в устной речи;
-умеет задавать уточняющие вопросы.
Чтение и анализ первой части рассказа Прочитайте 1 часть рассказа.
Какое время года? Докажите
-Как автор называет солнце?
-Ребята, как вы понимаете словосочетание «красное солнышко»?
-Чем стало заниматься солнышко?
(выборочное чтение)
-Как вы понимаете «стало рассыпать лучи»?
-Как автор называет лучи?
-А как вы понимаете «золотые лучи»?
-Будить землю?
-Ребята как мы можем озаглавить 1 часть?
Весна, потому что в этом произведении идет речь о первых утренних лучах, а в основном эти лучи только проявляются в весеннее время
-Красное
Красивое солнышко
-Стало рассыпать повсюду вои золотые лучи
Светить лучами (появление лучей на земле)
-Золотые
Яркие лучи
-Ярко светящиеся, как свет золота
Светить лучами в землю и оживлять все.
Красное солнышко Познавательные:
-умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков. Сравнение и обобщение, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений доказательство; классификация.
Коммуникативные:
-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
-доброжелательное отношение между учащимися
Чтение и анализ 2 части рассказа Прочитайте 2 часть рассказа.
-Куда попал первый луч?
-Что сделал жаворонок?
-Как вы понимаете «встрепенулся»; «выпорхнул»?
-Как автор называет песню жаворонка?
-Почему?
-Прочитайте его песенку про себя
- Какую песенку поёт жаворонок? Найдите ответ в тексте. (прочитайте)
- Какой знак стоит в конце каждого предложения?
- Что это обозначает?
-С каким настроением мы будем читать?
-Почему?
-Ребята, давайте прочитаем выразительно эту песню, но прежде чем начать читать, мы выполним задание в рабочей тетради. Откройте рабочую тетрадь на стр.51, и выполним задание №3
-Что нужно нам выполнить в этом задании?
-Подчеркните и скажите с помощью каких слов автор передает радость жаворонка?
-Ребята, а теперь, давайте прочитаем выразительно песенку жаворонка
-Ребята, а как мы можем озаглавить?
Читают.
-На жаворонка
-Встрепенулся, выпорхнул из гнёздышка, поднялся и запел песенку
-Вздрогнул от солнца и вылетел легко из гнездышка
-Серебряной
-Ответы детей
-Читают песенку про себя
-Ищут и отвечают
-(!).
-Восклицание, восхищение, радость
-С радостный, с «весенним» и т.д.
-Потому что, это весна! И на конце стоят знаки препинания (!)
-Открывают
-Выборочное чтение.
Читают (желающие ученики)
-Встрепенулся, выпорхнул, поднялся высоко, высоко
-Выборочное чтение (выразительно)
-Жаворонок
Познавательные:
-умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков. Сравнение и обобщение, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений доказательство; классификация.
Коммуникативные:
-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
-доброжелательное отношение между учащимися
Чтение и анализ 3 части рассказа. Прочитайте 3 часть рассказа.
-На кого попал второй луч?
-Как просыпался зайчик?
-Как вы понимаете «передёрнул ушами»?
-По каким делам побежал зайчик?
-Как мы можем озаглавить?
Читают
-На зайчика
- Передернул ушами весело запрыгал
-Ответы детей
-Побежал добывать сочную травку
-Зайчик Познавательные:
-умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков. Сравнение и обобщение, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений доказательство; классификация.
Коммуникативные:
-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
-доброжелательное отношение между учащимися
Чтение и анализ 4 части рассказа -Прочитайте 4 часть рассказа.
-Куда попал луч?
-Ребята, вы знаете значение слова «Курятник»?
-Курятник-это помещение для кур и петухов, т.е. дом где они живут.
(Иллюстрация на слайде)
-Кто был в курятнике?
-Что сделал петух?
-Что запел?
-Как?
-Каким голосом?
-С помощью чего автор передает радостное настроение петуха?
-Прочитайте выразительно
-Что сделали куры?
-Ребята, помните, мы в начале урока разбирали слово «Нашести», кто вспомнит и скажет еще раз, что это такое?
-Чем стали заниматься куры?
-Ребята как мы озаглавим эту часть? Читают.
-В курятник
Ответы детей
-Петух и куры.
-Захлопал крыльями и запел.
-Песню
-Хлопая крыльями
-Радостным, весенним и т.д.
-С помощью восклицательного знака
Выборочное чтение
- Слетели с нашестей закудахтали.
- Нашести-насест или нашест-жердь, перекладина в курятнике.
-Искать червяков
-Петух и куры Познавательные:
-умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков. Сравнение и обобщение, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений доказательство; классификация.
Коммуникативные:
-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
-доброжелательное отношение между учащимися
Чтение и анализ 5 части рассказа. Прочитайте 5 часть рассказа.
-Куда попал луч?
-Кто вспомнит, что значит слово «улей»? (Иллюстрация на слайде)
-Кто был в улей?
-Где спала пчелка?
-Кто мне скажет, а что значит слово «Кельи»?
-Как вы понимаете слова «выползла из восковой колеи»? (Издалека, комнаты, ячейки в сотах)
-Что значат слова «Зум-зум-зум»?
-С каким настроением поет пчелка эту песню?
-Почему?
- С помощью чего автор передает радостное настроение пчелки?
-Кто прочитает ее песенку?
-Куда полетела пчела?
-Ребята как мы озаглавим эту часть? Читают
-В улей
- Улей- это искусственное жилище, изготовленное человеком для содержания медоносных пчёл.
-Пчела
-Кельи
-Келья-это одна комната для человека, в нашем случае для одной пчелы.
-Ответы детей
-Песня пчелки
-С радостным
-Потому что, наступило солнечное утро
-С помощью восклицательного знака
-Выборочное чтение (выразительно)
-Собирать медок
-Пчела Познавательные:
-умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков. Сравнение и обобщение, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений доказательство; классификация.
Коммуникативные:
-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
-доброжелательное отношение между учащимися
Физкультминутка Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Отдохнули? Садитесь за парты, и давайте продолжим работу.
Выполняют физкультминутку Чтение и анализ 6 части рассказа Прочитайте 6 часть рассказа.
-Куда и на кого попал луч?
-Ребята, кто скажет, кто такой лентяй?
-Разбудил ли луч лентяя?
-Почему?
-Ребята, кто знает, что значит выражение «режет в глаза)?
-Ребята, как мы озаглавим эту часть? Читают
-В комнату на мальчика(лентяя)
Лентяй- это ленивый человек, т.е. бездельник.
Нет
-Потому что он отвернулся на другой бок и заснул
-Светит очень ярко
-Лентяй Познавательные:
-умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков. Сравнение и обобщение, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений доказательство; классификация.
Коммуникативные:
-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
-доброжелательное отношение между учащимися
Вторичный синтез. Обобщение -Кто же главный герой?
-Почему?
- Что хорошего делает первый, второй, третий, четвертый, пятый луч? Прочитайте.
- Всех ли разбудил луч?
-Почему?
-Какую работу выполняет солнышко?
-Можем ли мы сказать, что это сложная работа? Почему?
- Каким вы представляете себе утренние лучи?
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию на с. 137. Что на ней изображено?
- Как вы думаете, к какой части произведения мы отнесем данную иллюстрацию?
- Докажите. Найдите в шестой части строчки, которые подтверждают ваше предположение. -Луч
-Потому что все действия выполняет луч (во всех частях произведения)
- Не всех, лентяя.
-Ответы детей.
-Рассыпает повсюду золотые лучи
-Работа не сложная, так как произведение по своему содержанию понятное и легко доступное
- Это теплые лучи, проникающие в комнату в утреннее время
- На ней изображен мальчик, который спит
- К 6 части
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю
Познавательные: Передавать голосом чувства, обогащать знание учащихся.
Коммуникативные:
отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному произведению.
Регулятивные: адекватно принимать предложения учителя, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные:
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Работа с планом - Внимательно рассмотрите план на доске. Согласны ли вы с моим планом? Нет ли в нём ошибки? Не нарушен ли порядок расположения частей? (Исправляю цифрами, дети дают правильную последовательность.)
--Ребята, в этом произведении главный герой луч, потому что все совершенные действия луча будят зверьков и мальчика. Вот так мы тоже просыпаемся от лучей солнца и поэтому иногда и узнаем по лучу, что наступило утро. Обычно это случается весной. Дети смотрят и исправляют
Коммуникативные:
отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному произведению.
Работа в рабочей тетради Откройте тетради на стр.50 и найдите 1-е задание. Даю вам времени3 минуты, затем проверяют свои ответы по учебнику т.е. рассказу.
Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради и взаимно проверяют, меняясь с соседом по парте. Итог урока. Рефлексия
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Кто автор?
-Кто главные герои? Что мы можем о них сказать?
- Ребята, какую цель мы ставили перед собой вначале урока?
- Достигли ли вы цели?
Продолжите фразы:
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
- Ребята, на слайде вы видите два изображения: солнышка и дождика. Если у вас сегодня все получилось, вам было интересно, и вы все сегодня на уроке поняли, то поставьте магнитик на солнышко. Ну а если вам было не интересно, скучно, то поставьте свой магнитик на тучку. - «Утренние лучи»
-К. Ушинский
-Солнышко, лучи, жаворонок, зайчик, петух и куры, пчела и лентяй. Все герои после просыпания от луча, стали заниматься своими делами и радоваться новому дню, кроме лентяя
- Прочитать произведение К. Ушинского «Утренние лучи». Узнать, о чем это произведение, понять его. Научиться читать выразительно произведение, отвечать на вопросы.
Да.
- Подходят по рядам и ставят магнитик на картинку
Личностные:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности