Урок русского языка в 8 классе по теме Составное глагольное сказуемое
Разработка урока по русскому языку
Класс: 8
Дата: 24.10.2016
Предмет: русский язык
Тема урока: Составное глагольное сказуемое
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: беседа
Цели урока: познакомиться обучающихся с составным глагольным сказуемым, его структурой, научить отличать его от простого глагольного.
Оборудование: учебник, проектор.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Слово учителя
Повторение изученного материала
Объяснение нового материала
Закрепление изученного
Обобщение изученного на уроке
Домашнее задание
Итоги урока
Приветствие обучающихся. Эмоциональный настрой на восприятие и осмысление материала
Сообщение темы, целей урока
1.Повторение сведений о предложении
Восстановите определения (устно):
1.Главные члены предложения и - это грамматическая основа предложения. 2.По строению грамматической основы предложения делятся на и . 3.Подлежащее – это член предложения, который связан со и отвечает на вопросы или . 4.Сказуемое – это член предложения, который обозначает или и отвечает на вопросы
2. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.
Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях (2 уровня)
I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Самого главного глазами не увидишь.
II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.
Если хочешь жить для себя, живи для других.
С каждого старайся спрашивать то, что он может дать.
3. Беседа по итогам выполненной работы:
Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?
В каком наклонении стоят сказуемые?
Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.
Понятие о составном глагольном сказуемом
Рассмотрение схемы построения составного глагольного сказуемого
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
Какую роль играет вспомогательный глагол?
Работа на местах
Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.
1). Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)
2). Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея. ( В. Перелешин)
3). Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)
4). Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)
5). Иные радовались, иные так просто повесили носы.
(Ф.М. Достоевский)
6). В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)
Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.
А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?
Упр. 103 с.62
Дополнить предложения:
1.Сказуемое может быть и
2.Составное глагольное сказуемое состоит из и
3.Грамматическое значение сказуемого выражается
4.Неопределенная форма глагола выражает
Упр. 104 с.63
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Записывают дату, тему урока
Устно вставляют пропущенные слова:
1.Подлежащее и сказуемое. 2.Односоставные и двусоставные. 3.Главный сказуемым кто? Или что?
4.Главный действие, состояние или признак предмета что делает предмет? Каков он? Что он такое? Кто он такой?
Слабые учащиеся выполняют задание 1, более сильные учащиеся-1,2.
Мы совершаем. Путешествие начинается. Не увидишь.
Я научусь плыть, я смогу плыть. Старайся спрашивать, он может дать.
Простые глагольные сказуемые и неизвестные
Изъявительном, повелительном.
Состоят из двух слов, содержат н.ф. глагола и вспомогательный глагол.
вспомогательный глагол и н.ф. глагола
н.ф. глагола
выражает грамматическое значение и дополнительное лексическое значение
находят сказуемые, распределяют предложения в два столбика
(I -2, 5; II- 1,3,4, 6.)
(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)
(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы – огорчились, расстроились.)
(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)
Выполняют упражнение, подчеркивают грамматическую основу
Обобщают изученный материал, вставляют пропущенные слова.
Простым глагольным и составным глагольным. 2.Вспомогательного глагола и н.ф.глагола. 3.Вспомогательным глаголом. 4. Лексическое значение.
В предложении составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом меняют на составное глагольное сказуемое с кратким прилагательным
Записывают д/з
Слушают, обсуждают, комментируют
Список литературы
Богданова Г.А.Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008г.
Егорова Н.В., Горшкова В.Н.Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М.: Вако, 2012
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
Материалы сайта www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы сайта www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15