Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе Путешествие в музее весны
Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему
«Путешествие в музее Весны»
Задачи:
Учить детей понимать основное содержание картины, её выразительные средства.
Выражать мысли грамматически правильными предложениями.
Упражнять детей в подборе слов – определений.
Продолжать обучать детей придумывать небольшие сюжеты, используя выразительные средства раскрытия образа.
Применять полученные ранее знания в построении рассказа.
Воспитывать у детей художественный вкус, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение весенних явлений; рассматривание и рассказывание по репродукциям картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», «Мартовское солнце». Чтение стихотворений и рассказов о приметах весны.
Словарная работа: музей, пейзаж, крона, настроение, пригревает, текут, журчат, звенят, ясное, ласковое, бурливая, пахучая, звонкая, белоствольная, хрупкие.
Материал: фланелеграф, картинки (солнце, ручеек, деревья, кусты, облака, птицы). Репродукции картин: К.Д. Ляпин «Прилетели птицы», А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» в грамзаписи.
Ход занятия
Учитель – логопед обращает внимание детей на необычайно большой зелёный листок в уголке природы.
Педагог: Ребята, как он здесь оказался?
Это же письмо от красавицы Весны. (педагог читает письмо)
«Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в музей. Первый зал – зал поэзии. Второй зал – живописи. На картинах я изображена разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, ранней и поздней».
Ну, что дети! Отправимся в музей Весны?
Дети: Конечно! С радостью! Да!
(учитель – логопед вместе с детьми переходят в музыкальный зал).
Педагог: Вот мы оказались в музее Весны, в зале поэзии. В волшебном мире слов. Давайте поищем их.
- Какая весна?
(дети называют слова – определения: тёплая, красивая, солнечная, голубая, бурливая, радостная, шумная, дождливая, пахучая, звонкая, ранняя, поздняя, долгожданная, приветливая, смелая, шагающая и т.д.)
Педагог: Про что можно сказать «весенний»?
Дети: Ручей, дождь, сад, лес, день, воздух.
Педагог: Про что можно сказать «весенняя»?
Дети: Вода, трава, река, проталина, сказка, одежда.
Педагог: Про что можно сказать «весеннее»?
Дети: Солнце, облако, настроение, небо, впечатление.
Педагог: Как много разных, красивых, прекрасных слов вы нашли.
Составим предложения о весенних приметах и одновременно будем создавать картинку. Я начну, а вы продолжите.
Пришла весна…
(дети выставляют модели солнца, ручья, дерева, куста, облака на фланелеграф).
Варианты ответов детей: Ласковое солнышко стало пригревать землю.
По голубому ясному небу плывут белые облака.
По земле текут (бегут) прозрачные, говорливые ручьи.
Около ручейка расцвёл первый хрупкий подснежник.
На деревьях лопнули почки и появилась молодая зелень.
(дети любуются созданной картинкой)
Педагог: Чудесная получилась картинка. А кто желает прочитать любимое стихотворение о весне?
(дети читают 2-3 стихотворения)
Звучит музыка.
Педагог: Ребята, вы слышите, звучит музыка и приглашает нас в следующий зал.
Педагог: Это самый интересный зал, где висят картины. Как можно одним словом назвать эти картины?
Дети: Пейзаж.
Педагог: Почему?
Дети: На этих картинах изображена природа.
Педагог: Какая из этих картин вам уже знакома? Как называется?
(ответы детей)
Педагог: А какую картину вы видите первый раз?
(дети указывают на картину «Прилетели птицы» К.Д. Ляпина)
(пластический этюд для рук «Бегущие ручьи»)
Педагог: - Весной бегут ручьи.
(дети выполняют упражнение пальцами рук, напоминающие игру на пианино – бегут ручьи);
- Затем ручьи преодолевают пороги. (дети выполняют движения пальцами рук сверху вниз (нисходящие);
- Вот, это уже не маленький, слабый ручеек, а широкий поток воды.
(дети показывают расходящимися движениями в стороны, показывая силу движения потока ручья).
Педагог: Мы знаем, что весна бывает разной – грустной и весёлой. И вы сейчас друг другу это покажете.
Упражнение «Угадай настроение»
(педагог рассказывает, дети закрывают лицо руками. После того, как педагог закончил свой рассказ, дети открывают лицо и мимикой выражают удивление, печаль, радость).
Педагог: - На дереве не было листьев, а наутро лопнули почки и появились маленькие зелёные клейкие листочки.
(дети показывают удивление)
- Пошёл сильный дождь; гулять не пошли.
(дети показывают печаль)
- Выглянуло солнце, дети ловят его лучи над головой, сбоку, сзади, хлопают в ладоши.
(дети радуются).
Затем педагог предлагает детям послушать музыку П.И.Чайковского , закрыв глаза и представить картинку о весне.
Дети рассматривают картину о весне.
Педагог: Какое время года изображено? (ответ ребёнка)
Педагог: Ясный или пасмурный день изображён на картине?
(ответы детей)
Педагог: Как вы об этом догадались?
(ответы детей)
Педагог: Какие деревья нарисовал художник?
Дети: Художник нарисовал высокие белоствольные берёзки. Стройные, прямые как свечи сосны.
Педагог: О какой примете весны мы ещё не рассказали? (ответы детей)
Педагог: Что делает ручеёк?
(ответы: бежит, течёт, извивается, журчит, шумит, звенит, гремит)
Педагог: Кого вы ещё видите на картине?
(ответ: мальчик и девочка)
Педагог: Что делают дети?
(ответ: Дети вышли погулять и посмотреть на грачей).Педагог: Какое настроение у детей?
(ответ: радостное, счастливое, довольное)
Педагог: Кто ещё изображен на картине?
(ответ: птицы)
Педагог: Что делают грачи?
(ответ: грачи собирают ветки и вьют гнёзда)
Педагог: Как бы вы назвали эту картину?
(ответы ребят)
Педагог: Молодцы. Художник назвал эту картину «Прилетели птицы».
А сейчас постарайтесь составить рассказ по картине «Прилетели птицы».
А чтобы вам было легче, я напомню план.
Какое время года изображено на картине?
Опиши природу (снег, небо, деревья, землю).
Расскажите о том, кто изображён и что делают?
Вариант рассказа:
«Наступила весна. Светит ласковое солнышко. По чистому голубому небу плывут лёгкие белые облака. Начал таять снег. Побежали бурливые грязные ручьи. Появились проталины. На деревьях набухают почки. На белоствольных высоких берёзах распустились серёжки. Стройные сосны радуются солнцу. Дети вышли погулять; послушать весеннюю песенку ручья и посмотреть на грачей. Птицы собирают веточки с проталин и вьют гнёзда. Весна – чудесное время года. (Мне нравится это время года).
(составление детьми 3 – 4 рассказа)
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по музею Весны. Много интересного можно узнать о природе, о весне, рассмотрев картину, послушав музыку, прочитав стихотворения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №317» города Перми
Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЕ ВЕСНЫ»
Учитель – логопед
Белоконева Нина Ивановна