Доклад Формирование УУД на уроках музыки в начальной школе
МКОУ «Шварцевская СОШ»
Доклад на тему
«Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе»
Комаричева Т.В.
Учитель музыки 1 категории
2016В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что важно для развития памяти, фантазии, воображения учащихся. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
Анализируя уроки музыки, которые я проводила по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиционных уроков. Можно использовать тот же материал, знакомство с теми же композиторами, художниками и поэтами, работать над тем же песенным репертуаром, но структура урока по новым стандартам, начиная с мотивации деятельности, совершенно другая.
Урок музыки строится по принципу театральной драматургии. Учитель, переходя от одного его этапа к другому, совершенно иначе и с разных сторон, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока.
В своей работе я использую программу «Музыка» для 1 – 4 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Программа составлена в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.
Современный образовательный стандарт начального образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Они обеспечивают:
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Они обеспечивают учащимся возможность научиться:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Они обеспечивают учащимся умение:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
К ним относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Учитывая данные факторы мой урок в начальных классах строится по следующей схеме:
Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока; универсальные учебные действия;Проверка домашнего задания (в случае, если оно задавалось);
Актуализация знаний: подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи;
Сообщение нового материала с активным использованием аудио-визуальных методов: презентаций, видеоматериалов и музыкальных композиций.
Закрепление изученного материала (индивидуальная работа, работа в парах, в группах);
Вокально – хоровая работа: распевка и работа над песней (разучивание слов, мелодии, работа над характером);
Поведение итогов: диагностика результатов урока, осмысление детьми достигнутых целей.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Такие методы работы с детьми начальных классов помогают эффективно развивать в них творческие способности, умение работать в команде, а так же индивидуально. При комплексной работе дети быстрее начинают чувствовать ритм и эмоционально откликаться на музыку, у них развивается музыкальный слух, формируются музыкальные вкусы. И уже в скором времени в классах начинают выделяться одаренные дети, способности которых можно продолжать успешно развивать не только в стенах школы в вокальных кружках, но и в музыкальных школах. Таких примеров, подтверждающих правильную работу с использованием УУД, в нашей школе достаточно много.