Презентация Адресные рекомендации для родителей
Адресные рекомендации для родителей воспитанниковРазработала :воспитатель Ефимова С. А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 49»городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Уважаемые родители!Для развития творческой активности Ваших детей предлагаем: Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной, не по делу, не вовремя. Инициатива – первый шаг к творчеству. Чтобы ее подавить достаточно одного слова или взгляда, чтобы возродить – годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если Вам кажется это увлечение бесполезной прихотью, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Наигравшись в то, что интересно, ребенок скорее займется необходимым. Только то, что делается с интересом по-настоящему продуктивно. Если вы с уважением отнесетесь к тому, что интересует его, он скорее уважит ваши требования. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможно только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.
Оставляйте ребенка «одного», чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы…» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы с утомлением занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом, не только, когда Вы делаете то, что умете, но и когда ошибаетесь. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, сделать альбом достижений и т.д. Для ребенка важно, что то, что он делает ценится родителями. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего чада по телефону, родственникам – то, ради чего дети способны кипами рисовать, строить, лепить, в общем, – творить. Не скупитесь на знаки внимания!
Уважаемые родители! Ваш ребёнок подрос. Вы видите, как он изменился, повзрослел, поумнел. И Вы, несомненно, рады этому. Ведь в этом немало Вашей заслуги! Вы часто гуляете с ним, общаетесь, играете. У Вашего малыша, наверно, есть любимые игрушки: плюшевые медвежата, зайцы, заводные машины, красивые куклы. Но иногда Вы замечаете, что игрушки не увлекают ребёнка. Мало того, он становится раздражительным, начинает капризничать. Причин такого поведения может быть несколько. Но одна из них – это то, что ребёнок отличается исключительной познавательной активностью. И он не может ограничиваться игрушками, предметами и действиями с ними. Ему , как воздух, необходима другая деятельность. В первую очередь рекомендуется развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, сравнивать, различать. Игры и упражнения с готовыми плоскими и сюжетными формами помогут справиться с этой задачей. Речь идёт об обыкновенных силуэтных изображениях предметов, которые используются в аппликации. Как Вы понимаете, надо начинать с самого простого.
Рекомендуется Вам взять в руки цветной картон или бумагу, ножницы. Вырежьте различные формы и изображения: круги, овалы, листья разной формы, яблоки, машины, зверей. Для обогащения изобразительной деятельности не забывайте про наблюдение за природой в разное время года, обращает внимание детей на её красоту и разнообразие. В рисовании предлагайте воспроизвести листопад, снегопад, радугу и другие явления природы, и дети сами выбирают размер листа бумаги и ту цветовую гамму, которая им нравится. В работе с детьми эффективны «сотворчество» со взрослым, использование игровых приёмов. Беседы с детьми от лица того или иного персонажа рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку, что тоже помогает развитию замысла. Не отвергайте желание ребёнка создавать свой шедевр вместе с вами, это поможет развитию Вашего ребёнка. И, конечно же, не забывайте о том, что вместе с ребенком можно сделать совместный подарок близким людям, который будет согревать их своим теплом.Желаем творческих успехов!!!
Уважаемые родители! Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма. Сначала можно предложить ребенку следующие упражнения:1. На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру. Ребенок должен поочередно приподнять по просьбе взрослого нужные пальцы, остальные пальцы должны быть прижать к листу картона.2. Показывать поочередно пальцы – по одному, два и т.д.; выдвигать вперед указательный и безымянный (остальные пальцы сжаты в кулак) и т.п.3. Отбивание такта каждым пальцем поочередно, имитация игры на пианино (левая, правая рука, одновременно двумя руками). Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно разделить на три составляющие: 1)пальчиковая гимнастика;2)отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;3)упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Графические упражнения Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом. Для развития точности и плавности движений, нужных для письма, можно предложить детям следующие графические упражнения:«Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые «дорожки» (широкие и прямые), затем усложните задание («дорожки» узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные). «Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. «Клубочки». Ребенок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против часовой стрелки. «Нарисуй такую же картинку» и «Дорисуй картинку». Ребенок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный в левом квадрате.«Графический диктант». Ребенок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клетка вниз; из левого нижнего угла клетки в правый верхний угол т.д. Узоры могут быть различными.
Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук: «погладим котенка», «веселые маляры» (синхронные движения кистей обоих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого взмаха, затем влево- вправо); «ладонь- ребро- кулак» (чередование движений) и др. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» могут быть инсценировкой каких-либо рифмованных историй при помощи пальцев, история существования этих игр исчисляется столетиями. Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «над», «под» и т.п. Можно использовать без стихотворного текста («пчелиный рой»- вращательные движения поднятым вверх указательным пальцем, «стул»- правая ладонь, сжатая в кулак, левая, прижатая вертикально к правой, «бегущая лошадь»- средний палец вытянут вперед, остальные упираются в стол и передвигаются в медленном, а затем и в быстром темпе; «улитка с рожками»- правая рука прижата к столу вниз, указательный и средний палец разведены, а пальцы левой руки обхватывают пальцы правой как панцирь и т.п.)
В данных упражнениях нужно соотносить слова с действиями пальцев:« Маша и Миша».Вначале условиться, какая рука изображает Машу, а какая Мишу.Вот, ребята, Маша, Миша. (кисти рук располагаются перед грудью горизонтально, ладонями вниз, на одном уровне).Маша меньше, Миша выше. (одна рука опускается, другая поднимается).Отбежали Миша с Машей, ( руки остаются на разных уровнях, ребенок отодвигает их от себя).Маша ближе, Миша дальше. ( одну руку придвигаем к себе, другую отодвигаем «Прогулка»При выполнении упражнения дети сидят на местах и ритмично двигают по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук.Пошли пальчики гулять (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками передвигаются по столу)А вторые догонять. (ритмичные движения по столу указательными пальцами)Третьи пальчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе). А четвёртые пешком, (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами).И в конце пути упал. (хлопок обоими кулаками по поверхности стола) «Стучит, бренчит». Выпрямленные кисти лежат на столе.Стучит, бренчит по улице (постукивать по столу ладонями)Фома едет на курице (постукивать рёбрами кистей)Тимошка на кошке - (постукивать тыльной стороной ладоней)Туда же по дорожке. ( постукивать внутренним ребром обеих кистей, большой палец прижат к ладони)
«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вниз и вверх)Мы морковку трём. (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).Мы капусту соли, (движение пальцев, имитирующее посыпание из щепотки).Мы капусту жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки). «Замок»На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок)Кто открыть его бы смог?Потянули, (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга).И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в сторону.) «Зайцы»Скачет зайка косой (указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить).Под высокой сосной. ( ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)Под другою сосной (ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)Скачет зайка второй. ( указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.)
Работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов Мозаика, конструктор, разрезные картинки – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Рекомендуются следующие упражнения:работа с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т.п.)карточка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия, нужно: протянуть нитку последовательно через все отверстия; пропуская одну дырочку; выполнить обычную шнуровку, как в ботинке и т.д.)«упражнения с гранеными карандашами, ручками»:а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами;б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями /пусть он вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев)в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;заранее удалите из игрушки (машинки, домика и д.р.) какую-нибудь деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и сам вставит деталь;
Упражнения со счётными палочками:удерживать счётные палочки подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;«квадрат»- удерживать большим, указательным, безымянным и мизинцем; «крестик»- одну счётную палочку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;«большая стройка» - с использованием счётных палочек и пластилиновых шариков. Из этого строительного материала можно соорудить много сложнейших построек. Покрутив кусочки пластилина в ладонях, ребенок сделает пару десятков небольших шариков и осторожно втыкая в шарики палочки , сделает много разных простых фигурок, а затем и сложных конструкций, изучая основы геометрии, повторяя название геометрических фигур и расширяя и активизируя словарный запас (одноэтажный дом, двухэтажный; название мебели, которую он смастерит и т.п.) «колодец»- играют двое (ребенок и взрослый). Первый берёт две счётные палочки и укладывает их на столе параллельно друг другу, второй берёт ещё две и укладывает их поверх первых перпендикулярно им, чтобы получился квадрат и т.д. Колодец постепенно растет. Проигрывает тот, кто, кладя счётные палочки, неловким движением разрушит колодец;Выкладывание из счетных палочек фигурок и букв, сюжетных картинок - интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий развивается мелкая моторика, глазомер, память, творческое воображение.
Игры с кружками:(Поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок)Раз - кружок, два – кружок, Раз – шажок, два – шажок.Наши пальчики шагают, На кружочки наступают.Раз, два, три, четыре, пять – ходят пальчики опять. От мизинца – до большого, а потом – к мизинцу снова. Раз, два, три, четыре, пять – пальцы будут отдыхать! Игры с кольцами:Три разноцветных кольца уложены на плоскости вертикально, сопровождать упражнение такими словами: «Красное кольцо – в середине, зеленое – сверху, синее – снизу.Три кольца уложены горизонтально. Жёлтое кольцо – справа, оранжевое - слева, коричневое – в середине;Пять небольших колечек надеть по одному на каждый палец левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, ребенок называет пальцы:большой, указательный и т.д. Снимая с пальцев кольца, укладывает их в горизонтальный ряд, проговаривая: первое кольцо, второе, третье и т.д.Поместив на небольшом расстоянии друг от друга 5 колец, ребенок должен последовательно пальчиками «прошагать» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).
Игры с шариками:- попасть шариком в цель;- прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;- держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик согнутым пальцем;-«футбол»: левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони. Игры с пуговицами:Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.- Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.- Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета…Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их). На силуэт животного можно пристегивать уши, хвост, лапы и т.д. У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговиц, К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.
Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук. Родители должны организовать всю жизнь ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем мини-стадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате, занятия на трапеции и т.д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усиливать. Для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям. Дополнительно желательно заниматься теннисом, бадминтоном и хореографией. Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с учителем. Родители узнают от педагога, какие недочеты и ошибки есть у ребенка в различных видах ручной деятельности, а также получают квалифицированный совет по данной проблеме. Все выше перечисленные методические рекомендации по развитию мелкой моторики помогут родителям быстрее достичь желаемых результатов.