Урок литературы в 9 классе на тему Творческая история романа «Евгений Онегин».

Тема: Творческая история романа «Евгений Онегин».
Задачи:
а/ обучающие – познакомить учащихся с особенностями композиции и жанра романа, повторить элементы композиции,
б/ развивающие – формировать умение размышлять о прочитанном, делать осознанные выводы, умение выразительно читать стихотворения;
в/ воспитательные – формирование личностного восприятия культуры, высоких нравственных качеств.
Ход урока.
I Мобилизующее начало урока.
II Повторение.
а) роды литературы;
б) эпические жанры;
в) чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.
III Работа по теме.
Вступительное слово учителя.
Начал писать роман "Евгений Онегин" 9 мая 1823 года в Кишинёве, а закончил 25 сентября 1830 года, что составило 7 лет, 8 месяцев, 17 дней. Однако в 1831 году Пушкин вновь обращается к роману и дописывает несколько строф для последней главы романа.
Пушкин задумал дать образ типичного для начала 19 века представителя дворянской интеллигенции, который не являлся членом тайных политических обществ, но критически относился к светскому образу жизни, протестовал против условностей «света», сковывал свободу человеческой личности. В своём романе он борется за реализм, за всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью. Автор показывает своих героев в обстановке русской действительности того времени: в кругу своих родных, в своём обществе. В их поведении всё объяснено или общественными условиями, или их душевными качествами. В романе перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света», провинциального дворянства и крепостного крестьянства. За этот широчайший охват современной Пушкину жизни России, а также за глубину типических образов и богатство идей Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Такого широкого охвата жизни ещё не было ни в одном произведении мировой литературы.
1.Рассмотреть особенности жанра романа «Евгений Онегин».
Вопросы:
а/ Что такое жанр художественного произведения?
б/ На какие три рода делятся произведения художественной литературы?
в/ На какие виды делятся эпические произведения?
г/ Чем отличается эпическое произведение от лирического?
д/ Можно ли роман «Евгений Онегин» отнести чисто к эпическим произведениям?
А к чисто лирическим?
е/ Какое же это произведение?
- Лиро-эпическое.
ж/ Как в романе изображена жизнь России в 20-ые годы XIX века?
- Реалистически.
з/ Что сказал Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?
- Роман-дневник.
Вывод:
Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – лиро-эпическое произведение, реалистический роман в стихах, роман-дневник.
2.Композиция романа «Евгений Онегин».
Вопросы:
а/ Почему Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни?
- Роман знакомит нас с разнообразными картинами русской жизни, с разными классами и группами русского общества, с русской природой, театром, торговлей, литературой.
б/ Все сведения в романе организованы вокруг двух сюжетных линий в единое целое:
История отношений Онегина и Татьяны.
2. Ольга и Ленский.
в/ Главная сюжетная линия первая. События этой сюжетной линии распадаются на два цикла.
I цикл.
1 и 2 главы – развёрнутая композиция.
3 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны у Лариных/.
4 глава – кульминация /встреча Онегина и Татьяны в саду. Отповедь/.
5 и 6 главы – развязка /дуэль и отъезд Онегина путешествовать/.
II цикл.
7 глава – экспозиция II цикла событий /Татьяна в деревне, тоска и раздумья, чтение книг, замужество, светское общество, Онегин путешествует/.
8 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны на балу в Петербурге/.
8 глава – кульминация /последнее свидание, монолог Татьяны/.
7 и 8 главы – развязка /уход Татьяны, герой оставлен «надолго, навсегда»/.
г/ Отмечаем параллелизм в развитии I и II циклов.
Второй цикл повторяет первый, но герои меняются ролями.
I цикл. II цикл.
1. Неразделённая любовь Татьяны. 1. Неразделённая любовь Онегина
Увы, Татьяна увядает: Бледнеть она не начинает
Бледнеет, гаснет и молчит! Онегин сохнет, и едва ль
Уж не чахоткою страдает
2. Письмо Татьяны. 2. Письмо Онегина.
Я к вам пишу.- чего же боле? Предвижу всё: вас оскорбит Что я могу ещё сказать? Печальной тайны объясиенья.
Теперь, я знаю, в вашей воле Какое горькое презренье
Меня презреньем наказать... Ваш гордый взгляд изобразит! Когда б надежду я имела ...Нет, поминутно видеть вас,
Хоть редко, хоть в неделю раз Повсюду следовать за вами... В деревне нашей видеть вас. Но чтоб продлилась жизнь моя, Чтоб только слышать ваши речи, Я утром должен быть уверен. Вам слово молвить... Что с вами днём увижусь я.
3. Конец письма Татьяны. 3. Конец письма Онегина.
Кончаю! Страшио неречесть... Но так и быть: я сам себе Стыдом и страхом замираю... Противиться не в силах боле; Но мне порукой ваша честь, Всё решено: я в вашей воле
И смело ей себя вверяю... И предаюсь моей судьбе...
Вывод: Все события главной сюжетной линии расположены последовательно двумя циклами, второй повторяет первый, но в новом осмыслении, что придаёт особую стройность композиции романа.
3.В романе представители одного класса противопоставляются по душевным
качествам:
Ленский – Онегин;
Татьяна – Ольга;
Онегин – Татьяна.
Многие пейзажные зарисовки служат для характеристики героев, особенно Татьяны. Она – «милый идеал».
Что ценил Пушкин?
Воспитанием и культурой оторваны от народа Онегин и Ленский, и в этом они противопоставляются Татьяне.
Руководит поступками у Онегина «резкий, охлаждённый ум»;
у Ленского – чувство;
у Татьяны – «мятежное воображенье» умеряется и
направляется умом и волею живой:
От природы одарена она
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем, пламенным и нежным.
4.Продумать композицию второй сюжетной линии.
IV Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
V Задание на дом: Стр. 64-67.









13PAGE 15


13PAGE 14315




15