Статья на тему Приемы рефлексивных технологий в начальной школе

Приемы рефлексивных технологий в начальной школе

Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад) 1) размышление о себе, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственный действий и их закономерностей. По сути рефлексия это самоанализ. Рефлексия - неотъемлемый компонент любой деятельности.
В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Как справедливо подчеркивают западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса.
В начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности.
Прежде всего, рефлексивные технологии направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, её контроля и самоконтроля.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Кажется, что для начальной школы методы и приемы рефлексивных технологий слишком сложны и трудоемки. Опыт показывает, что это не так. Именно начальная школа может научить ребенка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить. Рефлексия в учебной деятельности это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения; 2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание; 3) критически оценивает сделанное; 4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Ладенко И.С. классифицирует виды рефлексивных приемов в зависимости от их временной направленности:
- Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.
- Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.
- Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности.
Даже эта несложная классификация показывает, насколько широки возможности рефлексии для обогащения и качественного преобразования учебного процесса.
Использование приемов рефлексивной технологии обучения сделает учебный процесс более осмысленным для ребенка и приблизит его к реальной жизни. Перечислим некоторые из них.
Прием «Верно неверно» чаще используют на стадии закрепления пройденного материала, но эффективность его на этапе актуализации, когда дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, многократно возрастает: «Верно ли, что в Арктике не бывает весны и лета?», «Верно ли, что за Полярным кругом живут и работают только полярники?», «Верно ли, что пингвины живут на Северном полюсе?» и т.д. Изучив материал, можно вернуться к подобным вопросам, чтобы выяснить, какие утверждения были изначально верны. Применяя этот прием, можно учить детей выделять ключевые моменты темы; кроме того, прием помогает удерживать внимание младших школьников.
Прием «Затруднение». Например, при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» на этапе изучения нового материла при самостоятельной записи слов с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л.сной, гр..бник и других есть слово на ветк.. и букву в окончании проверить привычным cnocoбом нельзя. Такой прием способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания. Применяя этот прием, можно научить школьников изменять привычный способ действия.
Общие и существенные свойства предметов и явлений поможет установить прием «Гипотеза». При изучении на уроках предмету «окружающий мир» в I классе мы «Птицы», когда донаучные знания детей о птицах не согласуются с новым определением этого понятия, полезно выдвинуть предположение, что если птицы животные, которые летают, то муха птица, а страус и курица нет. В процессе доказательства первоклассники выявляют существенные признаки, которые делают птицу птицей. Такой прием учит не только точности формулировок и определений, но и помогает овладевать понятиями и осознанно применять их. При решении задач типа: «У фокусника в шляпе 5 шаров. Сначала он вынул 2 красных, потом еще 2 красных. Значит, все шары в шляпе красные», где ответ выдвинут в виде предположения, школьник учится проверять, оправдывается ли гипотеза на практике, учится доказывать и подтверждать или опровергать намеченные предположения.
Связь между отдельными понятиями поможет установить прием «Таблица». Например, на уроке обобщения знаний о самостоятельных частях речи будет полезнее предложить учащимся самостоятельно составить таблицу «Части речи», а не использовать готовую, предложенную в учебнике. В процессе работы над таблицей учащиеся наглядно могут проследить и общее значение частей речи, и их морфологические признаки, и синтаксическую роль.
Прием «Знаки» включает младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность. И неважно, какие знаки при этом используются: человек на лесенке, который показывает, как ребенок оценивает собственный вклад в общее дело (чем выше находится человечек, тем вклад больше), или просто зеленый карандаш, который помогает сравнивать написание собственной буквы с образцом (по типу «подчеркни самую красивую букву»). Этот прием учит осмысливать собственный ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.
Графическая рефлексия выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию. Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок
- понравилось выполнять - было трудно
- не очень понравилось - не очень было трудно
- не понравилось вообще - не трудно

Важно научить младших школьников самостоятельно заполнять «Карту личного роста». Пусть они сами отслеживают результаты и динамику роста своих достижений. Такая работа повышает уровень компетентности младшего школьника в области учебной самостоятельности.
Даже такое краткое описание приемов, развивающих рефлексию, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка, так как самоанализ способствует самоактуализации, что, по словам Г. Маслоу, повышает уровень креативности, т.е. умение находить нестандартные решения и осуществлять нечто принципиально новое.


Список использованной литературы

1. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. № 1.
2. Гукалова И. В. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. //
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Ростов н/Д.- 2005.
4. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа.- 2002. - 95с.
5. Нюман О.В. Самоконтроль как условие развития рефлексивных умений учащихся начальных классов // Начальная школа.- 2009.- №7
6.Хуторской А.В. Анализ, самоанализ и рефлексия урока // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]