Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла Эффективные формы работы на уроках русского языка в старших классах
Эффективные формы работы на уроках в старших классах
Вечерняя школа, где я работаю вот уже 35 лет, дает возможность получить среднее образование как подросткам, так и вполне взрослым, уже семейным людям.
Социальный и возрастной портрет нашего контингента учащихся весьма неоднороден: рабочие, служащие, безработные, трудные подростки, а также особо специфичная категория — так называемые подследственные. Иными словами, к каждому, кто сидит за партой, учителю приходится как-то приноравливаться...
Липа, поступившие в нашу «вечёрку», имеют различный перерыв в обучении после общеобразовательной школой — как правило, от 2-х до
15 лет, а случается и до 15 лет. При первом же знакомстве они обнаруживают различную готовность к обучению. Это проявляется в развитии умений и навыков самостоятельной учебной работы, а у подростков — в недостаточных волевых качествах.
Для успешного обучения возникает много объективных трудностей, и даже на чей-то взгляд непреодолимых преград — длительный перерыв в учебе, сложные трудовые режимы, многочисленные бытовые и транспортные проблемы. Ну и, конечно же, наипервейшая из них — наличие собственной семьи и детей школьного возраста. Тут все вопросы важные: и материальные, и досуговые, и собственный престиж среди родственников и друзей.
Таким образом, современная вечерняя школа изменилась по главным параметрам
КОНТИНГЕНТУ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ.Поэтому должны своевременно изменяться как методы обучения, так и педагогические технологии.
В нашей школе предусмотрена как очная, так и заочная (вечерняя) формы обучения. На первых уроках русского языка в 10—12 классах провожу диагностический диктант или орфографические тесты (входной контроль) с целью выявления базовых знаний учащихся.
Диктант называется «Я живу в России».
Я живу в России и с раннего детства говорю по-русски. Никто ни разу не сделал мне замечания, что я не знаю своего языка. Но в письменных работах я часто допускаю ошибки в таких словах: навзничь, разъярённый, вьюга, пятьдесят, одиннадцать, расчётливый, рассчитать, экзаменатор, президиум, цыпленок, аккордеон, аккомпанемент, интеллигенция, безынтересный...
Иногда я сомневаюсь в правописании некоторых существительных: перевозчик, рассказчик, зайчонок, банщик.
Зато в прилагательных - оловянный, деревянный, стеклянный, привилегированный, кожаный, старинный, комариный - я никогда не делаю в них ошибок. Меня еще немного тревожат наречия с приставкой по-, а именно: по-братски, по-весеннему, понемногу...
Мне нужно основательно повторить некоторые разделы, чтобы успешно сдать зачеты.
К сожалению, большая часть учащихся показывает весьма низкие результаты, делая порой до 25—30 ошибок в диктанте или сочинении. А ведь впереди грядет ЕГЭ по русскому языку...
Следовательно, чтобы устранить пробелы в изучении русского языка, учитель должен использовать индивидуальные, адаптированные формы обучения, дифференцированный подход к учащимся, к выбору материала. Используя также технологию лично- стно — ориентированного подхода, при которой учебный процесс строится так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли бы достичь оптимального результата. Затем я провожу анализ диктанта и работу над ошибками. Исходя из этого, организую повторение материала программы по русскому языку двумя блоками.
1-й блок — повторение орфографии
Н
еобходимо повторить в любой форме параграфы 18—64 материала учебника под редакцией Н. Г. Гольцовой. Повторяем наиболее трудные правила правописания • безударные гласные, проверяемые
и непроверяемые;
правописание приставок пре-, при-;
правописание не и ни с различными частями речи;
правописание суффиксов н- и нн- в прилагательных и причастиях;
правописание союзов и предлогов. Работаем также с тренировочными тестами для подготовки к ЕГЭ. Все выполненные работы проверяются учителем, либо сам ученик сверяется с ключом к заданию. Потом проводим урок индивидуальной коррекции. Завершается 1-й блок зачетом по орфографии.
2-й блок — повторение синтаксиса и пунктуацииН
еобходимо целевое повторение параграфов 65—80 учебника Н. Г. Гольцовой. Повторение проводится индивидуально, с учетом возможностей и способностей каждого ученика. Здесь основными трудностями для моих учеников является постановка знаков препинания во всех видах сложных предложений при однородных и обособленных членах предложений. Даю тексты — образцы с пропусками букв и знаков препинания. Затем опять индивидуальная коррекция и зачет.
Быть может, до полного повторения курса русского языка в 12 классе этих знаний будет и недостаточно, но, тем не менее, они дают вполне положительные результаты.
О
собенно хочется остановиться на зачетной форме обучения. Трудность в том, что учащиеся в классе регулярно меняются в зависимости от графика работы или семейных обстоятельств. Поэтому используется индивидуальная форма обучения, позволяющая осваивать учебную программу в индивидуальном темпе. Поэтому учащихся тоже разделяю на 2 группы: постоянно посещающие, редко посещающие. Для них разработана система зачетов действия по образцу или же по алгоритму. При этом используются разноуровневые задания.
Подготовка к ЕГЭ начинается уже в 10 классе. На первых же уроках русского языка знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки.
Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Рекомендую учащимся, какими Интернет-ресурсами они могут воспользоваться.
На консультациях при подготовке к ЕГЭ основное внимание должно быть уделено повторению ранее изученных правил и на этой базе укреплению и дальнейшему развитию речевых и правописных навыков взрослых. И что не менее важно — убедить всех учащихся приступить к написанию сочинения на экзамене.
Многие не любят писать сочинения, так как считают, что недостаточно грамотны и креативны. Причины трудностей часто заключаются в том, что школьники не видят образца сочинения, написанного и рецензированного в зависимости с критериями их написания. Необходимо дать учащимся такой образец, а затем на следующем этапе предложить им самим проанализировать варианты сочинений по критериям, подсказанным учителем.
Н
а мой взгляд, именно критериальный подход должен прослеживаться в написании и оценке сочинений в течение всего учебного года. Введение и отработка этих практических навыков делает более эффективной работу над сочинениями и позволяет улучшить фактический результат обучения.