Программа профилактики жестокого обращения с детьми Право на детство
Программа
профилактики жестокого обращения с детьми
«Право на детство»
в МБОУ СОШ №1
Пояснительная записка
За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения
или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает
постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости
имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок
пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети,
перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы.
Цели программы:
1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.
2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Задачи программы:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5) осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся,
педагогических работников, родителей.
Принципы ненасилия над детьми в воспитании:
Воспитывая детей, помогите им расти.
Не судите и не поучайте.
Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
Как стать своим и не нажить врагов.
Направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми:
Право на жизнь - главное право человека.
Насилие в семье.
Насилие среди сверстников.
Насилие на улице.
Сексуальное насилие.
Психологическое насилие.
Физическое насилие.
Эмоциональное насилие.
Участники программы:
- педагогический коллектив,
- родительский коллектив,
- ученический коллектив.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;
- отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.
Риски:
1. Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника.
2. Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций социально-психологической службы школы.
3.Отсутствие специалистов в школе, оказывающих лечебную помощь детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье.
Содержание программы:
Мероприятия с педагогическим коллективом.
Педагогические советы:
1. «Как избежать насилия в школе и в семье»
2. «Духовно-нравственное становление личности. Профессиональная позиция педагога в отношении проблемы насилия в детской и подростковой среде».
Семинары классных руководителей по темам:
1. «Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся».
Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ.
«Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся. Конструктивное партнерство школы и семьи. Совершенствование воспитательно-профилактической работы».
Цель: формирование у классных руководителей установки на применение технологий педагогики поддержки в работе с «трудными» детьми и детьми «группы риска».
«Особенности психического состояния поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие. Формы проявления психологического насилия»(см. приложение).
Мероприятия с родителями.
- индивидуальная консультация классного руководителя, социального педагога, психолога;
- заседание классного родительского комитета;
- классное родительское собрание
- распространение памяток (см. приложение)
Тематика классных родительских собраний:
Начальная школа:
Эмоциональное неблагополучие детей
Особенности воспитания и родительские отношения;
Истоки домашнего воровства;
Поощрение и наказание;
Детская ложь и её истоки.
Вторая ступень обучения:
Психологические особенности детей подросткового возраста;
Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре;
«Культура» речи современного подростка;
Конфликты в семье и школе;
Досуг подростков.
Третья ступень обучения:
Психологические особенности раннего юношеского возраста;
Отношения подростков с родителями: социально-ролевое взаимодействие.
План работы с обучающимися
школы по профилактике жестокого обращения с детьми.
№
п/п
Мероприятия
Сроки и место проведения
Ответственные
1.
Классные часы:
«Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «О насилии на стадии свиданий», «Взаимоотношения в семье», «О правилах поведения и безопасности на улице», «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».
В течение месяца
Классные руководители
2.
Проведение психологической диагностики (см. приложение №1)
Постоянно
Ноябрь
Педагог-психолог
3.
Изучение курса «Ваши права»
(1-4 классы)
В течение учебного года
Учителя начальной школы
4.
Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка»
В течение учебного года
Классные руководители
5.
Анкетирование среди учащихся, родителей с целью выявления случаев жестокого обращения
(см. приложение №2)
По плану
Декабрь
Педагог-психолог
6.
Посещение семей учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
В течение учебного года
Педагог-психолог классные руководители
7.
Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних.
1 раз в полгода
Заместитель директора по ВР
8.
Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Постоянно
Педагог-психолог классные руководители
9.
Сотрудничество с КДНиЗП, ПДН ОВД, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений. Психодиагностика детей, находящихся под опекой (см. приложение №3)
Постоянно
Февраль
Заместитель директора по ВР
10.
Сотрудничество с медицинскими работниками школы по защите детей от жестокого обращения.
Постоянно
Зам.директора по ВР, классные руководители
11.
Проведение урока «Международный день детского телефона доверия»
17 мая
Классные руководители
12.
Семинары для классных руководителей и педагогов – предметников (см. приложение №4)
В течение года
Зам. директора по ВР, психолог
13.
«Родительский всеобуч»:
- Как предупредить насилие в семье (см. приложение №5)
- Предотвращение конфликтных ситуаций в образовательной среде;
-Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних;
- Оказание помощи и защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Работа «Телефона доверия»
В течение
года
Директор школы,
зам. директора, представители межведомственных структур (КДН, ПДН, опека и др.)
Рекомендации для всех участников образовательного процесса
по работе с обучающимися по преодолению насилия в школе:
1. Включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в том числе и обзор материалов в периодической печати на нравственные темы.
2. Планировать анализ художественных фильмов и прочитанных книг.
3. Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися.
4. Составить и обсудить «Правила учащихся», « Кодекс чести ученика» и памятки поведения учащихся в школе и в общественных местах.
5. Активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление. Активизировать деятельность штаба дисциплины и порядка.
6. Учителям и родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками младших классов с целью предотвращения актов насилия, оказания помощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка.
7. Пресс-центру школы рекомендовать освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.
8. Сделать в классах или в коридорах школы стенды «Советы и назидания великих», где бы помещались афоризмы, крылатые слова классиков мировой культуры о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека.
9. Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на заседания МО классных руководителей.
10. Всегда и везде пресекать проявления разных видов насилия с любой стороны. Никогда не забывать о педагогической этике.
Памятка для родителей:
Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Памятка учащемуся
ДОРОГОЙ ДРУГ! Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!
Обязанности человека делятся на 4 рода:
обязанности перед самим собой,
перед семьёй,
перед государством,
перед другими людьми вообще. (Гегель)
1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется , и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Не будь равнодушен к злу Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
Твой классный руководитель.
15