Презентация. Празднование Рождества в школе
ЮрочкинаЭ.М.
Адвент и рождество.
Адвент – это предрождественское время, время подготовки к празднику Рождества, оно отмечено торжественным постом. Каждое из четырех последних воскресений перед Рождеством – тоже Адвент: 1-й Адвент, 2-й Адвент, 3-й и 4-й. В настоящее время символом Адвента стал венок (Adventskranz) – зеленый венок из еловых веток, обвитый золотыми и красными лентами с четырьмя свечами, которые зажигают последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. В сочельник горят уже все четыре свечи. Как и многие другие народные обычаи, этот в своей основе опирается на веру в магическую силу кольца. По церковному предписанию ленты этого венка должны быть, однако, не красного, а фиолетового цвета, соответствуя цвету убранства церкви во время Адвента.
Бег Бутмандлей.
Согласно обычаю, в первое и второе воскресенья Адвента совершается Бег Буттмандлей.
Буттмандли – причудливые персонажи в масках из черной овчины или заячьего меха, полностью обернутые соломой, у некоторых есть рога. Тело Буттмандлей увешано коровьими колокольчиками, производящими оглушительный шум. Буттмандли движутся вприпрыжку, дарят детям корзины с подарками, а крестьяне взамен окропляют их святой водой.
Певцы колокольщики и стучальщики.
Обходы дворов певцами – колокольщиками и стучальщиками (Klopfgeher, Glockensinger) происходят в первые три четверга Адвента, когда певцы ходят от двора ко двору, поют песни Адвента, красивые пастушьи
или ясельные песни и получают за это угощение или немного денег. Стучальщики стучали в двери маленькими деревянными молоточками, отчего и получили свое прозвище. Они одевались в тулупы из овчины, держали в руках старые фонари, а на шее крепились цитры и гитары.
Обряд со звездой.
Обряд со звездой проходил 5 и 6 декабря. Участниками самого обряда были, прежде всего, дети. Они обходили дворы, стучали в двери палками и пели, за что и получали
свое угощение. Одевались в длинную мешкообразную одежду, приклеивали себе бороды.
Пение детей:
Ich bin ein kleiner Konig,
Gebt mir nicht zu wenig,
Last mich nicht zu lange stehn,
Ich mus heut noch weiter gehn.
Дева Мария.
Обычай переноса статуи Девы Марии
(Frauentragen), «поиски приюта» (Herbergsuche), в прежние времена выглядел следующим образом: в предрождественские дни изображение Девы Марии носили по вечерам от дома к дому, и каждая семья давала приют на одну ночь Божьей Матери. Всю ночь горела освещенная свеча, а на следующий день Богоматерь переносили в другой дом.
И в настоящее время дети могут переодеться в Марию и Иосифа и ходить по домам с пустой корзиной, собирая пожертвования для церкви. При этом звучит песня Адвента.
Рождество у поволжских немцев.
Святая ночь или Рождество был самым почитаемым и торжественным праздником у поволжских немцев. Это был праздник надежд и единения, радости и оптимизма, хотя и с небольшой грустинкой, так как традиции этого духовно-возвышенного праздника были заложены еще в Средние века. Его ритуалы первоначально формировались на крестьянских дворах как протест против голода, чумы и Тридцатилетней войны, уносившей в те далекие времена тысячи и тысячи человеческих жизней.
Праздник Рождества продолжался у поволжских немцев два дня (в некоторых колониях – 3) и сопровождался множеством атрибутов, главным из которых была елка.
Она устраивалась накануне Рождества в церкви или в школьном здании и украшалась пряниками и конфетами собственного приготовления. В степных поселениях Поволжья елки появились только в 60-х годах 19-го столетия. Их привозили из Саратова, так как в степи нет хвойного леса.
Колонисты на Рождество старались иметь как можно больше зелени: проращивали пшеницу, ячмень, ветки сирени, вишни, кизила и т.д.
Поскольку обычай ставить елки в домах появился еще позднее, то колонисты использовали для этих целей не только ветки деревьев, но даже, иногда, вырытый с корнями большой куст лопуха.
Перед праздником все в доме мыли, белили, украшали жилище комнатными цветами. Надо было спешить с уборкой до прихода гонца (Bote), который возвещал о наступающем празднике. Если гонец забывал зайти в какой-либо дом, то это считалось предвестником несчастья, поэтому в каждой семье гонца ждали с большим нетерпением.
Празднование Рождества начиналось в 5 часов вечера в Сочельник. Нарядно одетые колонисты шли в церковь, неся под мышкой сборник гимнов, пением которых сопровождалось богослужение.
Женщины были одеты в вытканные шерстяные с красными разводами теплые нижние юбки. Поверх них надевались короткие синие юбки и короткие синие с блестящими пуговицами на шнуре душегрейки без рукавов, с широким круглым вырезом вокруг шеи и с зубцами в талии, обшитыми узкой цветной тесемкой. Под душегрейку надевалась широкая кисейная блуза, которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи. На шею надевали нить бус, белых или желтых, которые называли кораллами. Непременно в праздник носили белый кисейный фартук с большими цветами. Верхний костюм составляло ватное пальто в талию и валенки, на голове – теплая шаль, в руках – белый носовой платок, который брался только для вида.
Мужчины – в рубашках из белого полотна, у молодых – с отложным воротничком, короткие жилеты с металлическими пуговицами, длинный трековый или нанковый (из черной кожи) кафтан, который назывался городским, сшитый на манер русской поддевки с металлическими пуговицами с обеих сторон кафтана. Надевали в праздники цветные шарфы и галстуки на шею. Молодые мужчины
Могли также носить короткополые пиджаки с жилетами из того же материала. Верхний костюм дополнялся черной или желтой овечьей дубленой шубой, крытой у состоятельных колонистов черным сукном. Позднее вместо шуб стали носить теплые пальто, а также бекеши – ватные стеганые куртки с двумя пуговицами на спине. На голове – ватная шапка на сукне или на мерлушке. На ногах - блестящие лаковые сапоги и калоши – предмет гордости колонистов, иногда валенки. Позднее – широкие сапоги с железными подковами. Довершали праздничный костюм мужчины часы с цепочкой, находившиеся в левом верхнем кармане жилета, цепочка закреплялась на последней петле жилета – кисет для табака и на ремне – футляр для трубки.
Богослужение продолжалось в течение часа – от 17 до 18 часов. Дома оставалась лишь одна из женщин, которая готовила праздничный стол. С ужином нужно было торопиться,
т.к. многие в этот день не ели до первой звезды, то есть до наступления темноты. После окончания вечерней службы взрослые и дети спешили домой. Там уже каждая семья праздновала по-своему. Для детей приглашали ряженого. Ряженый вползал к детям в комнату на четвереньках, гремя и лязгая цепями, концы которых волочились по полу. Дети очень боялись его, забивались в углы, под кровати. Он требовал к себе любого ребенка, показывая на него пальцем, после чего начинал наказывать его за все прегрешения, заставлял прыгать над протянутым прутом и кусать цепь зубами. И только взяв с ребенка слово, хорошо учиться, почитать родителей, уходил.
Вслед за ним приходила молодая женщина (рождественский ребенок), она была одета во все белое, с лицом, покрытым густой вуалью. Она держала в руке платочек, в котором находились сладости и игрушки. Она раздавала все детям, после чего они обещали быть послушными.
Праздник Рождества как бы постепенно переходил в веселый шумный новогодний праздник!
Рождественская ель.
Рождественская ель в том виде, как мы ее знаем, начала распространяться с конца 18 века в Германии. Глубже всего связана с майским деревцем, а также с ветками, которые наши предки вносили в дом, заклиная наступление лета. С древних времен известен обычай украшения жилой избы зелеными ветками: украшали образы святых, просто стены избы. Ветки также крестообразно приколачивались над входом в хлев, в подвал, на кухне; во многих областях ветки или маленькие деревца подвешивались к потолку. И при этом не во всех областях в качестве новогодней зелени служили ветки ели: это могла быть омела (Вестфалия, Голштиния), бук (Гессен, Швабия), тис (Тюрингия), можжевельник (Бавария). Ель становится новогодним деревом в Германии в первой половине 16 века, а со свечами - в конце 18 века. Зелени и свету всегда приписывалось благотворное воздействие сил плодородия, считалось, что это гарантирует человеку в новом году здоровье и счастье. Предшественницами ели также были ветки вишни, сливы и яблони, которые ставили в воду до Рождества в дни святой Барбары (4 декабря) и святой Люции (13 декабря) с тем, чтобы они распустились и зацвели к святкам, так как считалось, что сила пробудившихся к жизни растений перейдет на человека и его домашних животных.
Рождественские ясли.
Рождественские ясли впервые стали устраивать в 1223 году в церкви святого Франциска Ассизского. И хотя с 11 века уже в монастырях и церквах имелись простые изображения рождения Христа, Франциск устроил все в новой форме: в пещере была расположена восковая статуя младенца Христа в настоящих яслях, поставлены вол и осел, освещена пещера была свечами, и соседи совершали паломничество к яслям, как когда-то пастухи Вифлеема. Ныне самые знаменитые ясли находятся в музеях Баварии и Италии, но и сегодня на всех крупных рождественских базарах можно купить красиво вырезанные фигуры для этой сцены. Рождественские ясли повсюду украшают и обустраивают по-разному, в большинстве семей имеются фигурки, которые передаются по наследству. Ясли могли изображать целую деревню и ее окрестности или ее часть - эти ландшафты для яслей делались во время адвента, увеличивались или ремонтировались, или их заново красили. Сердцевиной передаваемых из поколения в поколение установленных сцен являются Моления пастухов и Моления Трех Волхвов. Вокруг них группируются Благовещение, Поиски приюта, Вифлеемское избиение младенцев, Бегство в Египет, Иисус в доме плотника Иосифа, Свадьба в Кане. Одежда и жесты основных фигур канонизированы: Мария принимает смиренное молитвенное положение, в синем плаще она стоит на коленях рядом с яслями, а с плеч ее свисает платок. Иосифа изображают старцем: к его реквизитам относятся старая шляпа и длинный посох. Один из пастухов обычно несет на плече ягненка, которого он дарит младенцу Иисусу. Три волхва, Ирод, его солдаты, фарисеи отданы на волю фантазии. Они появляются в «римских» костюмах театра барокко или в восточных одеждах - тюрбанах и шароварах. Иногда ясли показывают и вход в Иерусалим, Тайную вечерю, пленение, допрос Пилата, этапы крестного пути, распятие и Священную могилу. Детям доставляет больше всего удовольствия разрешение обустроить ясли для семейного праздника из собственноручно слепленных или смастеренных фигур. Сооружение яслей происходит в комнате в первое воскресенье адвента, при этом принято устанавливать постепенно в каждое воскресенье одну часть яслей за другой: сначала только хлев со мхом и деревьями, затем одно животное за другим, овец и лесных зверей, затем пастухов с их собаками. Наконец, устанавливали все Святое Семейство, а в сочельник - быка и осла, младенца Христа и ангела. В католических семьях 6 января к ним присоединяют Трех святых волхвов с их верблюдами и конями.
Символы Рождества.
Звезды – они символизируют звезду Вифлеема, которая указывала место рождения Иисуса, Сына Божьего.
Свечи – они несут свет во тьму, дают тепло в холод. На Рождество это означает: Иисус – свет во тьме.
Шары – они символизируют круглый земной шар. На рождественской елке они означают: Христос – Господь над всем миром.
Ангелы – они проповедают, что Иисус несет человеку мир и любовь Божью.
Розы Христа – они расцветают среди льда и холода, пробуждают надежду и новую жизнь. Среди холода и нужды пробивается к нам любовь Божья.
Красный и зеленый цвета – классические цвета Рождества. Красный напоминает о крови, что пролил за нас Христос; зеленый – это цвет Его веры в нас и нашей веры в Него.
Святой ужин – он говорит нам о том, что Иисус уже пришел, что можно праздновать его возвращение.
Заключение.
Рождество - это особый праздник, который приносит людям
много тепла и радости. Наверное, в каждой школе, где бы она не
находилась, отмечали, отмечают, и будут отмечать этот праздник.
В нашей школе тоже отмечают Рождество. Причем как русское, так и
немецкое. Хотелось бы рассказать, как у нас отмечают немецкое Рождество.
Каждый год, 25 декабря, наша школа наполняется гостями, снова везде
слышится звонкий смех, радость наполняет сердца людей, маленький
светлый огонек зажигается в душе у каждого человека.
Все: взрослые и дети, мужчины и женщины, мальчики и девочки, все в
этот день очень счастливы. Они с нетерпением ждут начала концерта,
когда зажгутся гирлянды разноцветных огней, заиграет веселая музыка,
призывающая гостей в кабинет немецкого языка, являющийся Центром немецкой культуры в посёлке Шира. Именно здесь начинается праздник
Рождества. Звучит не только немецкая речь, но и немецкие песни, рассказы о традициях празднования Рождества Христова немецким народом.
Дети, играющие роли в рождественских спектаклях, отдаются полностью концерту, они пытаются передать всю радость, весь тот восторг, который они чувствуют в этот святой вечер. В разговор вовлекаются и гости-старики, и все, кто знают немецкий язык. Люди смеются, радуются, некоторые плачут от счастья, но никто не остается равнодушным.
В конце праздника дети поздравляют гостей с Рождеством, и напоследок посвящают им песню Рождества. Люди уходят, но каждый из них уносит с собой частичку тепла, частичку немецкого Рождества.
Список литературы.
Е. М. Шишкина-Фишер. «Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни». Изд. Москва «Готика» 2000г.
Walowa Katharina. «Deutscher Liederschatz». Изд. 2001г.
Международный союз немецкой культуры. “Deutsche Volkslieder aus Russland”. Изд. Москва «Готика» 2000г.
3007 Грамота15