Исследовательская работа «Калмыцкие музыкальные инструменты хурульного оркестра»


Калмыцкие музыкальные инструменты хурульного оркестра (струнные)
Народные инструменты хранят в себе многие таинства. Все инструменты хурульного оркестра делятся на три группы: ударные – это наиболее древние инструменты, инструменты незапамятных времен, духовые и струнные. Великолепным было исполнение хурульного оркестра: лилась таинственная, пьянящая и уносящая куда-то вдаль душу мелодия. Мелодия эта могла быть и устрашительно громовой. Все зависело от воображения человека.
Калмыцкие струнные музыкальные инструменты. Например, двухструнная домбра. Она может заставить человека плясать, загрустить. Сделана она просто. Состоит из корпуса грушевидной или треугольной формы, переходящего в длинную шейку с грифом. Именно домбра зажигала богатырей «Джангара». Домбра настолько любимый инструмент калмыка, что в эпосе грива коня сравнивается с ней: «Ветер провел прохладной и мягкой рукой по волосам скакуна. От ласки такой нежной домброй звучала грива коня…»
Инструментом благородных ханш считался хур. Искусствоведы сравнивают ее звучание со звучанием скрипки. Моринхур (от морин – лошадь, хур – струна, голос), двухструнный смычковый народный музыкальный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, дека (иногда и дно) из кожи. Длинная шейка без ладов заканчивается головкой в форме лошадиной или верблюжьей головы, деки часто расписаны национальным орнаментом. Струны из конского волоса, опираются на плоскую подставку и при игре не касаются шейки. Строй квартовый, тембр мягкий. На хуре исполняются мелодии национального героического эпоса. Хур служит для сопровождения протяжных песен. А в русском переводе «Джангара» хур назван гуслями. Калмыцкие народные умельцы изготовляли целый оркестр этого инструмента хура: сопрано, альт, тенор, бас и контрабас.
Разновидностью хура являлась ятха. Многострунный, исконно калмыцкий инструмент.  Корпус деревянный, долбленный, изготовленный из кедра, сосны, тутового или абрикосового дерева.  Форма корпуса напоминает перевернутое корыто с большим выступом для упора. На концах корпуса есть утолщения в виде валиков.  Количество струн 5-8. Раньше струны были жильные, позднее, в XIX веке, — латунные.  Струны натягивались при помощи деревянных колков. Под струнами — передвижные подставки из бараньих лодыжек.  От передвижения подставки зависит высота звучания струны. Таким образом, при изменении положения костяной подставки меняется настройка ятхи. Ятхи напоминали русские гусли. Звучание ятхи в сочетании с дудой-бишкюр было сказочным.
Щипковый инструмент товшур – один из стариннейших калмыцких народных инструментов. На товшуре исполнялись народные танцы. Инструментальное вступление к повествованию «Джангара» исполнялось также на товшуре. И старики, и молодежь доверяли товшуру свои мысли и чувства. Корпус товшура долбленый, овальной формы. Изготовлялся из цельного куска сосны, кедра, акации, ивы, тутового или абрикосового дерева. Верхняя открытая сторона корпуса затягивалась мембраной из бараньей или телячьей кожи, в которой имелись четыре-пять резонаторных отверстий. Длинная шейка заканчивалась головкой в виде коробки. Струны разной толщины из конского волоса, крученые: крепились вверху к двум деревянным колкам: внизу – к кожаному ремешку, прикрепленному к корпусу. Игра на товшуре двухголосная, во время исполнения указательным пальцем правой руки обе струны звучат одновременно. Звучание товшура глуховатое, негромкое. Рассчитано было на исполнение в кибитке.