СТАТЬЯ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ
Традиции и обычаи как источник сохранения здоровья семьи.
ГБОУ РХ «Хакасская национальная
гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова».
Республика Хакасия. Россия.
Миндибекова Елена Ивановна, воспитатель
Народные традиции и обряды обладают великой силой воздействия на личность. Здесь сама жизнь-школа воспитания, а традиции и обычаи средства достижения цели .Дети включенные в систему таких обычаев, воспитываются естественно и просто.
В семье человек рождается, живет, воспитывается. Поэтому важнейшим фактором преемственности поколений является семья. Мать и отец становятся первыми самыми добрыми учителями. Именно в семье реализуются внутрисемейные взаимоотношения определяются воспитательные функции отца и матери, создаются условия для позитивного влияния на детей. Эти и другие особенности семьи и семейного воспитания всегда были в центре внимания народа.
От поддержки семьи во многом зависит успех в начинаниях.
Основа воспитания закладывается в семье. Именно в семьях дети приобретают первые знания о жизни ,о людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье с первых лет своей жизни дети знакомятся социальными и нравственными ценностями. В семье ребенок черпает первые познания о сложном окружающем мире.
Рождение и воспитание хакасского ребенка проходило под влиянием национальных устоев и традиций выработанных еще в древности. Многие приемы и методы этнопед агогики несмотря на различные суеверные запреты и магические заклинания, имели рациональную основу. Важные этапы в развитии ребенка- получение имени, приобретении колыбели, первая одежда, первые самостоятельные шаги отмечались древними ритуалами, имевшими аналоги среди других тюрских народов Южной Сибири.
С началом беременности возрастало зависимость будущей матери от окружающего ее пространства . Женщина ожидающая ребенка, пользовалась своеобразной заботой, выраженной специальными запретами. Будущей матери запрещалось есть одной. Если она вынуждена садиться одна, то обязана была вместе с собой покормить собаку или кошку. После рождения ребенка обмывали теплой подсоленной водой с молоком. После каждого купания младенца смазывали сметаной. « До трех суток, пока не отпадет пуповина, молодая мать не выходила на улицу. Не прикасалась к очагу, иначе хозяйка огня притянет грудное молоко, и оно пропадет». Семье совершали обряды сохранения здоровья матери и ребенка. После того, как окрепнут ребенок и его мать, обычно месяца через три, проводили именины «пала тойы». Как только ребенок сделал свои первые шаги , то совершали обряд « разрезания пут». Поручалось это совершать бабушке (если это был мальчик- ножом, если девочка ножницами, троекратно имитировали разрезания веревочных пут и три раза бросали нож или ножницы между ног и благословляли: «Я разрезаю твои путы. Пусть земля на которую ты ступишь, будет тверда как медь ,пусть земля, по которой ты пойдешь ,будет твердой как железо . Обряд утверждения – день рождения после того, как ребенку исполнится год, можно близким родственникам посмотреть на ребенка. У хакасов в течение года матери нельзя ходить с ребенком по гостям, а также нельзя показывать чужому глазу.Трехлетний возраст ребенка представлял собой новый качественный рубеж: к этому периоду заканчивался опасный период становления, и начинался отсчет нового периода.
В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Родители не кричат на детей, не отдергивают их грубо, если что-то не сделано не так, их объяснения просты и доступны.
Согласно хакасским обычаям браки не заключали между представителями одного сеока. Два брата не женились на двух родных сестрах, младший не женился раньше старшего. Каждый род старался брать из порядочного рода невесту. Сейчас реже соблюдаются эти обычаи.
Народные традиции позволяют человеку сохранить свои национальные корни, свою самобытность и самоуважение. «Трудно предвидеть,- писал историк В. О. Ключевский ,-каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов , обычаев , всяких условностей –и он растеряется, утратит все житейское с
вое умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».
Таким образом традиции и обычаи способствуют сохранению здоровья семьи.
Список литературы:
Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан, 1995
Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.
Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (IV Волковские чтения): материалы всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 23-26 июня 2011 г.) / науч. ред. С.В. Калмыкрв. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011. - 290 с.)