Конспект урока по технологии на тему: Из истории ландшафтного искусства. Профессии, связанные с ландшафтным дизайном (10 класс)
Тема урока: «Из истории ландшафтного искусства. Профессии, связанные с ландшафтным дизайном».
Цель: ознакомить с понятием и историей ландшафтного дизайна, ознакомить со стилями ландшафтного дизайна, ознакомить с профессиями связанными с ландшафтным дизайном, расширить кругозор в искусстве ландшафта, развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать.
Ход урока.
1.Вводно-мотивационный этап урока.
А) знакомство с разделом, темами,
Б) темы для презентаций.
2.Операционно-познавательный этап урока.
А) изучение нового материала – лекция с презентацией (Слайд №2):
-история ландшафтного дизайна,
-классические приемы оформления ландшафта,
-профессии ландшафтного дизайна (Слайд № 47) .
Б) закрепление изученного материала (фронтальный опрос):
-Что общего в стиле Древнего Рима и в регулярном стиле?
- Какие общие черты прослеживаются в стиле кантри и пейзажном стиле?
- Найдите отличия в японском и пейзажном стилях.
- Какие стили можно наблюдать на наших приусадебных участках?
3. Оценочно-рефлексивный этап урока.
А) итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось?
- О чем хотелось бы узнать еще?
Б) домашнее задание: - записи в тетради,
- составление презентаций по выбранной теме.
Ландшафтный дизайн
«Счастье дорожить прекрасным.Счастье стремиться к прекрасному.Счастье дарить прекрасное.Счастье создавать прекрасное.»Софу Тэсигахар
Культура ландшафтного дизайна развивается с каждым днем все больше и больше. На выставках демонстрируются новые дизайнерские идеи, строительные фирмы предлагают огромный ассортимент строительных материалов на любой вкус, а питомники стремятся приобрести все больше новых и интересных сортов и видов растений. Это можно объяснить растущим спросом людей иметь грамотно организованное место, как для отдыха, так и для работы. Любому человеку приятно жить в красивом месте и наслаждаться природой.
Основной характерной особенностью ландшафтного дизайна и архитектуры являются «живые строительные материалы» - вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и даже животного мира. Главная задача при создании ландшафтных композиций - гармонично соотнести и употребить эти материалы в совокупности с искусственной средой. В зависимости от этого созданный ландшафт каждый сезон будет динамично развиваться и приобретать новую, загадочную и удивительную форму. Впервые термин «ландшафтный дизайн» появился чуть больше чем сто лет назад в США, когда там началась закладка первых национальных парков, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Отнюдь, своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней. Первые садовые и полевые опыты (приблизительно 10 тыс. лет назад) возникли в долинах Междуречья. Там появились одни из первых очагов коренного земледелия. Затем появились и другие (Эфиопский, Среднеазиатский, Индийский, Китайский, Среднеземноморский, Индонезийский, Западносуданский, Мексиканский, Перуанский) очаги земледелия, так возникли первые антропогенные ландшафты (это ландшафт, созданный человеком или природный ландшафт подвергнувшийся сильному изменению). Затем эти очаги земледелия стали и основными населенными центрами и люди больше внимания стали уделять эстетической части ландшафта.
Создавались сады для отдыха и целые комплексы озеленения, но стоит учитывать, что это делалось преимущественно знатными особами или в религиозных целях. Уже в то время ценились три основные вида человеческой деятельности - наука, техника и искусство.(Слайд №3)
Именно эстетическое восприятие ландшафта оказывает самое сильное влияние на человека, поэтому не удивительно, что всегда стремились выделить чем-либо сад или поразить сдержанной красотой. Ландшафтный дизайн – это искусство, которое является отображением культуры общества, которое его создало, например, академик Д. С. Лихачёв подходит «к садовым стилям, как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны». (Д. С. Лихачёв, Поэзия садов, Ленинград, 1982). Ландшафтная архитектура – это огромное творческое и общекультурное наследие всех людей.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Область садово-паркового искусства включает в себя множество видов работ. Начиная от разработки простого цветника и до проектирования опытными ландшафтными дизайнерами озеленения города. Сегодня можно на улице залюбоваться витиевато выполненным цветником, который так удачно дополняет местность. А как же не сказать про модное «озеленение крыш», с помощью которого не только экономится городская площадь, но и создается место для отдыха жителей дома или работников офисов. С каждым годом преображаются сады и парки прошлых лет, производится создание новых.
( Слайд №4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История ландшафтной архитектуры
О древности ландшафтного искусства мы можем судить по немногочисленным раскопкам археологов и исследованиям историков. Из анализа их работы можно сделать вывод, что ландшафтная архитектура, в виде декоративного садоводства, появилась на ранних этапах развития человечества и связанна с развитием материальной и духовной жизни общества. В Шумере, Ассирии и Вавилоне ещё за 20 веков до н. э. существовали города с правильным геометрическим планом улиц и системой каналов. (Слайд №5)
Древнейшие из известных садов находились в Египте. Они принадлежали знатным вельможам либо фараонам, либо жрецам. Это были регулярные сады с бассейнами, декоративными насаждениями и зонами для отдыха. Уже тогда начали применяться эффектные элементы ландшафтного планирования, например «Аллеи сфинксов», аллеи из пальм. (Сайд №6)
Для Древнего Египта характерны следующие черты:
- широкие улицы имели прямоугольный рисунок, соединяющий дворцы и храмы;
- применение аллей из пальм и рядовых посадок; использование экзотических растений (инжир, гранат, розы, жасмин), ценились деревья, дающие благовонные масла, из травенистых распространены гвоздики, васильки, маки;
- ближе к храмам устанавливались фигуры сфинксов;
-наличие водоемов (иногда это главная часть сада).
Известны всему миру Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, которые считаются одним из семи чудес света. Строительство их велось приблизительно в VII в. до н. э. На месте раскопок были обнаружены массивные кирпичные столбы, на которых, по всей видимости, находились сами сады. (Слайд №7)
Для Ассиро-Вавилонского садово-паркового строительства характерно:
- строительство храмов и дворцов велось на искусственно созданных насыпных платформах;
- выступающие края платформ озеленялись, образуя висячие сады (озеленение по вертикали).
Относительно больше информации имеется об античном мире градостроительства, ландшафтной архитектуры и садоводства (VIв до н.э. – IVвнэ.). Акрополи, театры, форумы, террасы агор как бы вырастают из ландшафта. Умело используются открытые пространства для создания площадей, рассчитанных на большое количество людей. Например, Афинский акрополь выглядит как скульптурное завершение скалы, на которой он расположен. (Слайд №8)
Известно, что греческие сады устраивали часто в учебных заведениях - для размышления и созерцания природы. Существуют упоминания о садах Александрии, Олимпии, Афин и других городах. Особенностью их ландшафтного виденья можно считать стремление повторить природные контуры композиций, постараться не вмешиваться в природную красоту и ничего не нарушать. Греки также умело использовали вертикальное планирование своих площадей – агор. Они рассекали пространство с помощью низких подпорных стенок, протяженных лестниц, и изящных границ зданий. Иногда вдоль улиц ставили статуи выдающихся людей (примером может служить улица Куретес в Эфесе), а к числу известных памятников можно отнести статую Афины Промахос на Афинском Акрополе и знаменитый Колосс Родосский. (Слайд №9)
Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий:
- Священные рощи – герооны (посвящались героям и носили мемориальный характер), это лесные массивы с источниками, скульптурами, архитектурными сооружениями;
- философские сады предназначались для ученых бесед и занятий;
- зеленое оформление городских площадей, улиц складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и сооружений;
- частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, в них широко использовались цветочные растения.
Основной принцип – функциональность насаждений. Понятие о красоте складывалось исходя из полезности и качества самого устройства.
Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов. Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы (банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.
(Слайд №10 и 11)
В садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции сад-ксист, сад-ипподром и сад-перистиль.
- Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома.
- Сад-ипподром был заимствован из Греции. Он представлял собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.
Сад перистиль жилой дом, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветниками и снабженные водой.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
- совершенствование приемов Античной Греции и создание своих(фигурная стрижка, использование скульптуры вубранстве садов, пергол, аллей);
- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады-ипподромы, сады при виллах);
-отсутствие композиционного единства в садах.
Средневековье
В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV IX в.), романский (XXII в.), готический (конец XIIXIV в.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.
Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз.
Сады при замках устраивали внутри. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, прием, получивший широкое распространение в парках.
Сад-лабиринт прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках.
Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады (Аахен, Венеция и др.).
Мавританский стиль ландшафтной архитектуры.
Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и даже форма садового оборудования. (Слайд № 12)
Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. У каждого стиля есть своя история возникновения и формирования. Рассмотрение стилей ландшафтной архитектуры можно начать с мавританского стиля, так как он является одним из самых древних и несёт глубокий смысл.
Существует большое разнообразие садов Востока, которые можно разделить на две большие группы. Одна часть принадлежит ареалу мусульманства, а ко второй относятся мировоззрение Дальнего Востока. Иногда сады могут передать большую информацию о миропонимании и культуре данного народа, потому что сад можно прочитать как книгу, понять образ мышления, почувствовать эмоции, ценности, настроения и душу
Сады ислама (Слайд № 13) - это творения из сказки «Тысяча и одна ночь», имеющее чарующее благоухание цветов, тихое журчание воды, текущее по мраморным ложам, экзотические деревья и бродящих в садах павлинов. Эти сады расположены преимущественно в субтропической зоне, поэтому можно объяснить пышные убранства садов и присутствие экзотических птиц и животных. Особое место отнесено культуре отношения к воде. Сады ислама формировались в странах, где к воде имело место бережное отношение, так как от правильного орошения зависел урожай, а следовательно жизнь. Традиционные мусульманские сады можно узнать по особенным приемам, например чёткая геометричность планов, основу которых составляют «чор-бак» - четыре сада. Таким образом, получается, что план разбит на один или несколько квадратов, причем большой делится на 4 части, а они в свою очередь также могут быть разделены на более мелкие. В центрах квадратов располагаются небольшие фонтаны, а сами квадраты разделены дорожками из камня или растительности. Сама форма мусульманского сада является отражением легенды о первозданном райском саде, откуда в четырех направлениях вытекают четыре реки. И земной сад, символизирующий уголок рая, точно так же делится на четыре части. Полная идея «райского сада» чор-бака была воплощена в репрезентативных гробницах. Такими были сади сады Мавзолея Хумаюна (XVI в.) и известной гробницы Тадж-Махала в Индии (XVII в.). Планирование их предельно просто: квадрат плана делится проходящими по его осям каналами на 4 меньших квадрата, такое деление продолжается и дальше. В Тадж-Махале, при общем размере сада 300х300 м. наименьший квадрат составляет 35 м. Квадрат и куб относятся к числу священных символов ислама. Ведь именно такую форму имеет Кааба - древнейшая мусульманская святыня, расположенная в Мекке. (Слайд № 14)
В VIII в. арабы (мавры) обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200~1 200м2) окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.
Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.
Вода основной мотив сада. Она присутствует в каждом ландшафте в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом, то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли.
Растительность (Слайд № 15) используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением.
В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета голубой, желтый, зеленый.
Например, дворец-замок Альгамбра (Слайд № 16) (от арабского «аль-хамра» - красная) был построен для правителей Гранадского эмирата. Когда-то сады Альгамбры произвели ошеломляющее впечатление на европейцев, и подобные ощущения может испытать каждый, кто войдет под сень современных композиций мавританского стиля, в которых скрупулезно и умело воссоздана атмосфера Древнего Востока. Одной из своих вершин мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе "Альгамбра", с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве. Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий "золотой век". Позднее этот стиль зданий и садов стал называться мавританским.
Характерные особенности мавританского стиля (Слайд № 17):
- небольшие по площади внутренние дворики представляли собой своего рода комнаты на открытом воздухе;
- их обрамлением служили галереи, увитые виноградом, розами и другими вьющимися растениями;
- главное украшение мавританских садов - вода. Фонтаны, бассейны, небольшие водоемы, падающие струйки и потоки оживляли пространство сада.
- деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно, также выращивали множество цветов и пряных трав.
Регулярный стиль в ландшафтной архитектуре.
Регулярный стиль (Слайд № 18) предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. И сейчас ее используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Эмоциональная особенность стиля приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность.
Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. (Слайд № 19) Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (16131700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 16431715) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей Тюильри, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. До него при строительстве садов подражали итальянцам. После создания им таких замечательных творений, как парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаль весь мир начал подражать его идеям. Своими ансамблями Ленотр создавал прекрасную обстановку дворцовых резиденций, блестящие декорации для дворцовых торжеств. Архитектура его парков развивалась по единым законам, законам регулярного стиля. (Слайд № 20)
Обширные регулярные сады, которые закладывались в XVII XVIII веках в Италии и Франции содержат элементы садово-паркового искусства Древней Греции и Рима. Правильные формы и пропорции античных зданий нашли свое отражение в симметричной планировке садов, окружавших дома. Роскошные ландшафты нередко повторяли формы террас, соединявшихся лестничными маршами, искусственными водопадами и фонтанами, устроенными между парковыми аллеями, которые также были украшены античными статуями и деревьями в вазонах. (Слайд № 21) Стилю присущи прямые линии и осевая композиция, что позволяет использовать этот стиль, когда хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, привнести ощущение порядка, придать театральность окружающей среде. Рабатки и цветочные композиции узорчатой формы, прямые аллеи из стриженых деревьев, фонтаны, бьющие из символических статуй, все придаёт атмосферу возвышенности и праздничности. А. Э. Регель считал, что " искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность". Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди». Значительным элементом регулярного сада являлась вода: бассейны с фонтанами чётких форм, многочисленные каскады, пристенные фонтанчики, затейливые водоёмы и многое другое. Для создания «зелёных комнат» использовались различные приёмы, например боскеты - ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Ими разграничивали как места для прогулок, так и смысловые территории, например, их использовали для создания театра на природе, или живого коридора. Материал, который использовали для озеленения, должен был хорошо стричься, создавать чёткую форму за относительно короткий срок, иметь красивый, монолитный вид и устойчивость к заболеваниям. Большого ассортимента не наблюдалось, так как основной акцент делался на форме, симметрии и геометрии. Иногда было модно сочетать экзотические виды растений, что подчёркивало роскошность этого стиля. Особенной гордостью и неотъемлемой частью этого стиля является наличие ровных, зелёных газонов. Они могут придать партерной части сада парадность, а отдаленной части - порядок и уравновешенность. Так же, довольно часто в регулярном стиле использовались пропорциональные, удачно размещенные скульптурные украшения. Скульптуры и статуи в античном стиле придавали саду изящность и красоту, располагали к размышлению над жизнью и историей. (Слайд № 22) Для создания таких садов требовалось много средств, а главное то, что без постоянного грамотного ухода за ним садовниками – он прекращал свою жизнь. Поэтому можно сделать следующий вывод: человек, пытаясь показать своё превосходство над природой, доказывает, что он может создать красоту, только прислушиваясь к окружающему миру (Слайд № 23).
Пейзажный стиль в ландшафтной архитектуре.
Пейзажный стиль на сегодняшний день очень популярен. Многие люди предпочитают иметь на своих участках уголки природы, которые похожи на естественный ландшафт. Это отличительная черта стиля. Он наполнен живописными элементами сада: звонкими ручьями, березовой рощей, поляной цветов, тихим озером (Слайд № 24)
История пейзажного стиля берет свое начало из Китая, где регулярные сады никогда и не существовали. Трепетное отношение к природе в Японии легло в основу создания ландшафтов для созерцания красоты, раздумий и духовного отдыха. Это искусство создания садов будет влиять на сады всего мира. В Англии, приблизительно в 18 веке, начали создавать сады в стиле, максимально приближенном к естественной природе. Сады в этом стиле ещё называют английскими, они были предшественниками садово-паркового искусства в Европе. Ландшафт, выполненный в этом стиле, наполнен взаимосвязанными элементами рельефа, чередованием очертаний местности, контрастами водной глади и небольшого водопада. Этот приём широко используется садоводами для создания пространства на маленькой территории. Пишет А. Э. Регель: «искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность». Композиции должны располагать на участке, так что бы смена картин сада должна быть продумана не только в настоящий момент, но и во все сезоны, вплоть до окраски осенних листьев. Например, цветов в английских садах высаживалось не много, их можно было наблюдать около дома и разбросанными пятнами по всему участку, акценты делались на сочетания определённым образом формы, текстуры, цвета. Деревья должны были иметь несколько ярусов (как в природе), около липы рос куст боярышника, а их стволы изящно прикрывали небольшие кусты кизильника, пузыреплодника Дорожки бежали извилистой линией, исполнялись с помощью мелкой гравийной отсыпки или натурального камня, также широко использовалась тротуарная плитка. Зелёные просторы радовали глаз своей разнородностью, ненавязчивостью и там можно было увидеть самые различные сочетания трав. (Слайд № 25) Так как этот стиль преимущественно создаётся на основе существующего ландшафта, то он требует более малых затрат, но иногда и наоборот, требуется так преобразить невзрачный ландшафт, что придётся не только создавать природные композиции, но также продумать и регулярность, и гармоничность. Для этого необходимо отличное знание растительности этой местности, чувство эстетической красоты и стремление к совершенству.
Русская национальная идея, ее проявление в декоративном оформлении
Обязательной принадлежностью сада в царской России являлись искусственно созданные рощи из кедра, березы, дуба, сосны. Регулярные элементы в виде цветников, плодовых и огородных участков удачно сочетались со свободными контурами рощ, лугов, прудов, расположение которых диктовалось характером местности. При этом красота плодовых и других хозяйственных растений ценилась так же высоко, как и декоративных. Эстетическая значимость садов не противопоставлялась их хозяйственной ценности, представление о красоте сада нерасторжимо связывалось с его полезностью. (Слайд № 26, 27, 28,29)
В садах устраивались потешные сооружения-,беседки («чердаки»), терема, шатры, галереи-гульбища, скамьи («сиделки»), кресла («троны»), богато расписанные и украшенные резьбой. Сады окружали высокими стенами, окрашенными или расписанными «обманными перспективами» (обманками).
К концу XVIII века окончательно сформировались каноны русского паркостроителъства. (Слайд № 30)
Его наиболее характерными чертами являются:
Развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;
Наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;
Развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;
Учет и блестящее использование ландшафта рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным
окружением;
преобладание в ассортименте местных видов;
широкое распространение открытых театров;
использование аллейных посадок, шпалер, берсо в оформлении дорог;
завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль
внешних видов;
использование и развитие традиционных русских приемов «висячих» садов, птичников (в виде менажерий ивольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, в форме боскетов.Стиль кантри (деревенский).
Главная его особенность этого стиля близость к природе будь то пашня или лес, море или озеро и использование простых, естественных материалов и форм. Текстура и цвет составляющих элементов сада повторяет материалы, из которых построен дом, дерево, кирпич или естественный камень. Большое количество всевозможных расцветок особый шарм деревенского сада. Растения, в том числе и цветы не изысканных садовых форм, а простые, скромные маргаритка, мальва, душистый горошек, растут в цветущем изобилии без ограничений. Их сочетание может быть ярким, контрастным, но строго определяют их место в саду в сочетании с другими растениями. Мальву высаживают у крылечка около дома или по краю изгороди. Садовые строения, сараи и хозяйственные постройки убраны вьющимися розами и душистым горошком. Лучшие места в саду отводят под овощные грядки, но вдоль забора обычно тянется яркая кайма цветов, типичных для крестьянского сада, например георгин. Растения в горшках можно разместить на старой деревянной стремянке. Используют не стандартную садовую мебель из магазина, а сделанную собственными руками из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол, выполненный из остова спиленного дерева, и т. п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. На дорожке, посыпанной каменной крошкой, можно высадить стелющиеся растения. Простые цинковые лейки служат не только для полива, но и как элементы декора. Ограждения только из досок или плетень. Ворота «под старину», кирпичные стены и ограды из «старого» кирпича. Изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.
Китайский стиль ландшафтной архитектуры.
«Сад - это попытка создания идеального миравзаимоотношений человека и природой.Поэтому сад представляется раем на земле,Эдемом.»Д. С. Лихачев «Поэзия садов».
Сады и парки отличаются от европейских, в их основе лежит особое отношение к природе, связанное с философией и религией. Создание садов рассматривается, как искусство подчинения деятельности человека законами природы. (Слайд № 31, 32, 33)
Ландшафт Китая – горы, острова, много камня (причем человек берет камень или с горы или из озера), поэтому китайский сад - это, прежде всего пейзажный сад, где отдельные архитектурные формы несут символическое значение. Культура устройства сада по законам распределения энергии и смыслового значения предметов – фэн-шуй – зародилась и сформировалась именно здесь. Построение ландшафтных композиций китайского сада по методу фэн-шуй основано на проецировании психологических портретов хозяев на окружающий их ландшафт. Символ гармонии Ян и Инь отражает сложность компоновки внешнего и внутреннего пространства в саду, света и тени, сочетание воды и камня, контрасты цветового решения, текстурного, жизни и бессмертия. С Ян ассоциируется мужское начало, все светлое, вертикальное, с Инь – женское, темное, плоское.
В стране существует шесть видов садов: при императорском дворце, при гробницах императоров, при храмах, сады естественных пейзажей, сады ученых, домашний сад и сад литературы. Конечно, это деление весьма условно, так как в зависимости от особенности местности, характера мастера эти сады могут содержать в себе и дополнительные элементы или комбинирование.Крупнейшим центром императорского паркового строительства был Пекин. В XII в. вдоль западных стен вытянулась цепочка парков трех озер – Бейхай, Чжунхай и Нанхай. Эти парки явились важной частью городской композиции города. (Слайд № 34, 35)
По эмоциональной направленности парки подразделяют на
1.устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек),
2. смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения),
3. идиллические (спокойная гладь воды, остров).
Эти композиции строились так ,чтобы подчеркнуть красоту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняющихся видов.
Многие сады имели узкую тематику, например, сад мастера рыболовных сетей. (Слайд № 36) Он, как и все китайские сады, заметно отличается от парков Европы или Северной Америки. Здесь вас встретит сочетание чистых, простых линий и комбинация искусства и ландшафта. Этот сад с его склоненными деревьями, серыми камнями, выгнутыми мостиками и зелеными растениями - как чашка отличного травяного чая: вызывает ощущение внутреннего благополучия и умиротворенности.
Сады создавались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы. Пространство жизни должно быть необыкновенным и содержать в себе смысл (скрытый или явный), домом для духов природы. Когда человек попадает в китайский сад, он попадает в атмосферу таинственности и размеренности жизни
Основные черты (Слайд № 37):
1. водоем занимает значительную часть территории, много островов,
2. в садах устраиваются многочисленные парковые сооружения – беседки, веранды, платформы, галереи, мосты - которые имеют яркую раскраску и являются частью пейзажных картин (например, павильон, «где слышен снег»),
3. сады имеют четкую направленность - взгляд ориентируется в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах – «проникающих окон», учитывается время восприятия пейзажей,
4. ассортимент растений богат: различные виды сосны, можжевельника, клена, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих – камелии, азалии, рододендроны, пионы, хризантемы, водоемы украшаются лотосами, а их берега – ирисами,
5. сады создаются в зависимости от местных условий,
6. используются контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое.
Японский стиль в ландшафтной архитектуре.
«Музицируйте! Мелодии гор и ручьевв живой природе прекраснее игрылюбых музыкальных инструментов.»Цзо Су (III в.)
Японский стиль в ландшафтной архитектуре занимает особое место. Пронизанный тысячелетиями он являет собой мудрость и загадку. Этот стиль стал популярен во многих странах мира и все больше привлекает специалистов к изучению. История садов Востока насчитывает более трех тысяч лет. В отличие от западного восприятия сада, рассматривающегося как место для отдыха, фактор победы и подчинения природы человеком - восточные сады созданы для понятия истины бытия, передачи ценной информации будущему поколению и умения разбираться в себе. Они являются неотъемлемой частью архитектурных сооружений и ансамблей и отражением материального и духовного богатства общества. (Слайд № 38)
Важной частью японской культуры является духовное течение - синтоизм. Считается, что это течение возникло вместе с Японией и неотделимо от нее, причем оно не имеет основателя. Как и многие другие древние народы, древние японцы одухотворяли окружающие их явления природы. Духи огня, гор, деревьев, ветра воспринимались как живая материя, и поэтому рассматривалась связь между ними и людьми. Такое восприятие мира перекликается с древнеславянской культурой язычества, что несет в себе глубокий смысл. Человек рассматривается в Синто, как часть вечной природы, а сама жизнь для древних японцев - очень ценна, и к ней относятся с особенной бережностью. Религиозная культура Индии и Китая не могла не оказать влияния на Японию, в результате чего ощущается влияние таких направлений как конфуцианство, даосизм, буддизм. Становления буддизма оказало сильное влияние на политическую и национальную сторону страны, что прослеживается и в садовых комплексах и в сооружениях Японии того периода (XI в.). В I – II в. н. э. из Индии в Китай пришло учение, основанного на особом способе познания мира - созерцании, медитации. В последствии это учение дошло до Японии (к XII- XIII вв.) и получило название «Дзен». Смысл этого учения заключается в осмыслении понятии Пустоты, поэтому сады этого стиля включают в себя минимум элементов и как бы подталкивают человека к «достраиванию» внутреннего мира.
Ландшафтные сады в японском стиле являются синтезом двух основательных и особенных традиций - синоитских и буддистских.Принципы и суть создания садов всегда включали в себя огромный смысл и изменялись в зависимости от места сотворения и цели. Японский сад создавался таким образом, чтобы шла непрерывная смена пейзажных картин природы, в отличие от китайского стиля, где было принято использовать акцентуализацию (например, беседка, скамья, груда камней).. Также японский сад включал в себя пять элементов, один из которых духовный, а четыре материальных – камни, вода, растения и архитектурные элементы. Человек, находясь в саду, должен как бы расшифровать смысл, заложенный мастером. Особое место в японском саду занимают цветы вишневого дерева – сакуры. Время цветения этого дерева – этого время созерцания красоты мира, размышлению о необыкновенном времени жизни. А особенность опадания этих цветов неувядшими – самураями считалось символом стойкости.
«Если бы на светеНикогда не цвелиЦветы вишни, -Сердце волнений не знало бы весною»«Исе-моногатари», период Хейан.
Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Реан-дзи (храм "Успокоенного дракона"). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, расправив крылья. (Слайд № 39) Абстрактные японские сады берут свое начало от символических. В них камень несомненно является особым творением природы. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам разбивки, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому каждый человек волен увидеть его таким, каким захочется воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.
Стиль чайных японских садов (Слайд № 40) сформировался тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный священник направления "Дзен" Еисаи (1141 1215), который приложил немало сил для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал это искусство. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей "Дзен" как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Через некоторый период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай. Эти чаши отличались тем, что посередине у них имелись отверстия, выдолбленные многотысячелетним воздействием капель воды. Место, где находили такой камень, считали священным, и очень часто на его месте закладывался монастырь. (Слайд № 41,42)
Чайный японский сад являлся как бы подготовительным для гостя. Создавалось особое эмоциональное настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины. (Слайд № 43,44,45) В декоративном отношении чайный японский сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем преобладают элементы цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад имел четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада показать красоту изменяющейся природы. (Слайд № 46) Существуют многие направления создания японских садов, причем они основаны на глубоком смысле и символизме.
13PAGE 15
13PAGE 14115