Урок по Социально-бытовой ориентировке на тему Осенний салат — винегрет (6 класс)


Тема: Осенний салат – винегрет. Практическая работа.
Цель: Научить готовить салат из овощей.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания и умения по приготовлению салата из вареных овощей;
- упражнять в нарезке овощей различными способами и правильному пользованию инструментами;
- закреплять знания названий круп, определение вида крупы по внешним признакам;
- учить планировать свою работу, использовать полученные знания на практике;
Коррекционные:
- развивать мелкую моторику рук; развивать творческую активность, умение работать в группе;
Воспитательные:
- воспитывать организованность, доброжелательность, уважение друг к другу, аккуратность, эстетический вкус при оформлении готового блюда;
- повышать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
презентация «Приготовление винегрета», видеоролик «Нарезка картофеля»; набор круп и их названий на отдельных карточках; продукты, инструменты и посуда, необходимые для приготовления винегрета; разноцветные фигурки для проведения физминутки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках СБО:
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какие крупы вы знаете?
- Что можно приготовить из круп?
2. Игра «Да – нет».
- Я буду называть разные продукты. Если продукт нужен для приготовления каш, вы будете хлопать в ладоши, «нет» – тишина.
Чтобы деток накормить,
Мама задумала кашу варить.
На рынок пошла и вот что взяла:
Парное молоко…
Куриное яйцо…
Крупа манная…
Капуста кочанная…
Соленый огурец…
Мясной холодец…
Сахар да соль…
Масло топленное…
Рыбку соленую…
Лавровый лист….
Китайский рис…
Клубничное варенье…
Бисквитное печенье…
3.Называние круп.
- Перед вами миски с разными крупами. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, брать у меня любую табличку с названием крупы и определите её.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами будем говорить о приготовлении винегрета.
IV. Сообщение теоретических сведений.
1. Беседа с опорой на имеющиеся знания:
- Назовите продукты на картинках. (Показать предметные картинки с изображением фруктов и овощей).
- Вы правильно назвали то, что изображено на картинках. А на какие 2 группы можно разделить эти картинки? (Овощи и фрукты).
- Назовите ваш любимый фрукт, овощ, начиная свой ответ словами: «Мне очень нравятся….».
- Вы когда-нибудь пробовали винегрет?
- Какие продукты необходимы для приготовления винегрета?
- Какими должны быть овощи для приготовления винегрета? (варёными)
Словарная работа.
ВИНЕГРЕТ – салат из отварных свёклы, картофеля, моркови, а также солёных огурцов, репчатого лука и нередко квашеной капусты и зелёного горошка. Заправляется подсолнечным маслом. Относится к холодным блюдам.
Винегрет — быстропортящееся блюдо. Даже при употреблении винегрета, хранившегося в холодильнике, на второй день возможны кишечные расстройства.
3. Просмотр мультфильма «Винегрет» из кулинарного сериала «Вкусные истории» с целевой установкой:
- Как приготовить винегрет?
4. Отгадывание загадок об овощах:
* Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слёз доведу. (ЛУК.)
* Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен. (МОРКОВЬ.)
- Очень давно морковь считалась лакомством гномов – маленьких человечков. Люди верили, что если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром обязательно найдёшь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали морковь и щедро награждали за свою любимую еду.
* Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала,
А мы положили их в бочонок. (КАПУСТА.)
* Летом в огороде
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке
Жёлтые, солёные,
Отгадайте, что это? (ОГУРЦЫ.)
* Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (ГОРОХ.)
* И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко
Под кустом…. (КАРТОШКА.)
* Над землёй трава,
А под землёй алая голова. (СВЁКЛА).
- А какие продукты необходим для приготовления винегрета ещё? (Растительное масло.)
5. ФИЗМИНУТКА «ОГОРОД».
- Сейчас мы отправимся на сказочный огород за необычными овощами-разноцветными карточками ---- будет собирать «свёклу» – , ---- – жёлтые – «морковь», ----- – зелёные – «огурцы», а ----- – остальные – «лук».
Но чтобы в огород прийти, сначала надо по мостику пройти (по ленте на полу).
Раз, два, три…начало игры!!! (Под быструю музыку дети собирают «урожай»).
Можно назвать и победителя – кто быстрее соберет свои овощи с грядки.
6. Игра «Что это?».
- Вы знаете много овощей, правильно их называете, а сможете ли вы угадать овощи и фрукты с закрытыми глазами на вкус ?
Варианты: банан, картофель, свёкла, огурец, лук, мандарин…(все овощи и фрукты нарезать кубиками и воткнуть шпажки).
7. Полезные советы «Без чего не получится вкусного салата»:
Все продукты должны пройти первичную и тепловую обработку.
Нельзя соединять холодные и тёплые овощи.
Солить салаты надо перед подачей на стол.
8. Подготовка продуктов.
* Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Овощи для винегрета надо варить в кожуре.
* Время варки овощей для винегрета:
картофель – 25 мин,
морковь – 25 мин,
свёклу – 90 мин.
* Очищенную вареную свёклу нарезают в последнюю очередь, чтобы не окрасилась доска. Потом свёклу переложить в глубокую миску и смешать с растительным маслом. Масло, обволакивая свёклу, предохраняет и другие овощи от окрашивания, и винегрет приобретает приятный вид.
V. Подготовка к практической работе.
1. Составление плана приготовления винегрета (презентация «Приготовление винегрета») + составление технологической карты (использовать фото из презентации).
2. Техника безопасности с режущими предметами.
1.Правильно держите нож и руки на продукте, не поднимайте нож слишком высоко над разделочной доской.
2.Передавайте нож ручкой вперёд.
3.Не измельчайте на тарелке очень мелкие кусочки продуктов.
3. Повторение правил гигиены приготовления пищи:
* Перед работой вымыть руки с мылом.
* Убрать волосы под косынку.
* Надеть фартуки .

4. Формы нарезки овощей:
а) дольки;
б) брусочки;
в) соломка;
г) кубики;
д) ломтики и шашечки;
е) кружочки;
ж) полукольца и кольца.

5. Показ ролика «Нарезка картофеля брусочками».
6. Распределение обязанностей.(Жребий)
ПОВАР -…
ПОМОЩНИК ПОВАРА –…..
ОФИЦИАНТ - ….
ПОСУДОМОЙКА -….
VI. Практическая работа «Приготовление винегрета».
1.Приготовление винегрета по инструкционным картам.
Винегрет.
Ингредиенты:
400 г свеклы,
300 г моркови,
400 г картофеля,
200 г квашеной капусты,
200 г маринованных или соленых огурцов,
150 г лука,
соль,
растительное масло.
Рецепт приготовления:
Свеклу отварить до готовности.
Картофель и морковь отварить до готовности.
Лук мелко нарезать.
Огурцы нарезать кубиками.
Если капуста сильно соленая, ее промыть, мелко нашинковать.
Морковь нарезать кубиками.
Свеклу нарезать кубиками.
Картофель нарезать кубиками.
Смешать картофель, морковь, огурцы, лук, капусту, свеклу. Посолить.
Заправить растительным маслом
VII. Дегустация приготовленного блюда. Оценка качества выполненной работы.
VIII. Уборка рабочего места, мытьё посуды.
IX. итог урока.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какое блюдо готовили на уроке?
- Какие овощи необходимы для приготовления салата винегрет?
- Какие ошибки могут быть при приготовлении винегрета? (Свёкла окрасит другие овощи, по-разному будут нарезаны овощи и др.)
X. Итог урока.
Чтобы быть здоровым, умным и красивым,
Нужно кушать много разных витаминов.
Этих витаминов много есть повсюду –
Очень много в овощах и других продуктах.
- Ребята, вы – МОЛОДЦЫ! Как хорошо вы работали! Спасибо за урок!