Наблюдения на прогулке Зима


Декабрь1. Зима – красивое время года
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); закрепить умение детей различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения:
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам...
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Обратить внимание на снежный покров. Найдите на нашем участке приметы зимы.
Приметы зимы:
-Декабрь год кончает, зиму начинает.
-Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст.
Исследовательская деятельность. Измерить глубину снежного покрова, спросить, как можно это сделать.
2. Морозный солнечный денек
Цели: формировать у детей представление о зиме, познакомить со свойствами зимнего солнца, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить какое оно было вчера. Солнце не греет, не поднимается высоко.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И.Суриков3. Наблюдение за зимующими птицами
Цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Обратить внимание на поведение птиц. Назвать птиц, прилетающих на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти по больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
4. Наблюдение: где, чей след?
Цели: развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, расширять умение различать следы птиц и зверей по форме.
Ход наблюдения:
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
Или это чья то кошка?
На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц и животных.
Спросить, кто еще может оставить следы.
Ох, как заяц напетлял,
От лисы он убегал.
Волку не достался
И живой остался!
5. Наблюдение за воробьями
Цели: формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами, вызвать желание помогать птицам в зимний период.
Ход наблюдения:
Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Нужно заботиться зимой о птицах, кормить их, делать кормушки.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
6. Наблюдение за домашними животными зимой
Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище), воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю.
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Помощники наши — корова, баран
И конь вороной темногривыйЖивут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.
7. Наблюдение: зимние забавы
Цели: закрепить знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о правилах безопасности при игре на участке, воспитывать желание помогать строить городки на участке.
Ход наблюдения:
Рассмотреть постройки на участке, выяснить их назначение.
Белый снег-снежок Жжется, колется. Выходи, дружок, За околицу. Там снежком гора Припорошена, Там лыжня вчера Мной проложена. Побежим с тобой К лесу синему, Принесем домой Радость зимнюю.
Г.ЛадонщиковПобеседовать о зимних забавах, предложить поиграть в игры-эмитации: Мы лыжники, фигуристы.
8. Наблюдение за растениями
Цели: закрепить знания детей о растениях; развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето,
Коровам без нее – беда,
Она их главная еда.
2. Сидит – зеленеет,
Падает – пожелтеет,
Лежит – почернеет.
Обратить внимание на выпавший снег. Если не видно нигде травы, то раскопать снег, найти оставшуюся побуревшую листву и траву. Спросить, почему трава так выглядит зимой.
1.Беседа о траве, листьях:
-Когда вырастают
-Когда засыхают
-Когда отмирают
-Где они сейчас, почему?
2.Как называется сказка, где дед Мороз укрывает озимую пшеницу периной из снега?
9. Наблюдение за почвой
Цели: развивать наблюдательность, любовь к природе.
Ход наблюдения:
«Зима»:
Такое время года:
Зимою спит природа.
Под лед ручьи нырнули,
Под снегом спит земля,
Луга, сады уснули,
И рощи, и поля!
Л.ЗавальнюкПопытаться найти под снегом землю, почву, рассмотреть, в каком она состоянии, предложить детям вскопать землю. Почему нельзя этого сделать?
Предложить детям высказать мнение по поводу:
«Под снегом спит земля, чтоб к лету сил набраться.
Чтоб к лету сил набраться, им надо отоспаться.»10. Наблюдение за птицами (голуби)
Цели: расширить знания детей о птицах, умение анализировать.
Ход наблюдения:
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
(кормушка)
Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет
Предложить покормить птиц. Обратить внимание детей на прилетевших голубей:
- Как выглядят голуби?
- Чем питаются?
- Где живут зимой?
- Где – летом?
- Как называются птицы, которые живут и летом, и зимой на одном месте, никуда не улетая? (Оседлые).
На какие кормушки голуби садятся и клюют крошки, а на какие не садятся? Почему? (На маленькие на могут поместиться)
Сообщить детям, что люди считают голубей символом мира, хорошей жизни.
11. Наблюдение за погодой
Цель: развивать умение наблюдать за погодой.
Ход наблюдения:
«Назовите – ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!»
Наблюдение за облаками, тучами. Поискать солнце на небе. Пословица : «Зимой солнце что мачеха: светит, но не греет».Отметить, какого цвета небо (если видно). Напомнить, что погода бывает: солнечная, облачная, пасмурная, ветреная, безветренная, морозная и т.д .Спросить детей, как они понимают это.
Как можно охарактеризовать сегодняшнюю погоду, почему?
12. Наблюдение за растениями
Цель: Закрепить знания о растущих на участке деревьях, расширить знания о деревьях.
Ход наблюдения:
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой,
Скинет с плеч ее долой?
Попросить детей назвать деревья, которые растут на участке детского сада. Объяснить, почему они решили, что это дерево именно береза или клен? (По коре, по стволу, по семенам).
Беседа с детьми о деревьях зимой.
- Почему ветки деревьев зимой хрупкие?
- Зачем надо «окучивать» снегом деревья? Под березой или кленом обратить внимание на снег под этими деревьями: есть ли сережки или семена клена?
- Почему семена клена называют «крылатыми»?
- Зачем нужны «крылышки» семенам?
Предложить набрать семян в ладошку и подбросить вверх. Понаблюдать, как и куда они полетят.
13. Наблюдение за снегом.
Цели: закрепить знания о свойствах снега,
- умение анализировать, проводить опыты,
- умение самостоятельно делать выводы.
Ход наблюдения:
На всех садится,
Никого не боится.
Не горит в огне,
Не тонет в воде,
Всю зиму лежит,
А весной убежит./снег/
Что такое за окном: сразу в поле посветлело.
Это снег лежит ковром, самый первый,
Самый белый.
На заборах, на крылечке
Все блестит. И все бело!
Нет свободного местечка,
Всюду снега намело!
Обратить внимание детей на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть, как красиво укрыл знакомые места. Спросить, что лежит на заборе, колесах, бревнах, ступеньках, крыше веранды?
-Опыты со снегом.
А) Положить снег на ладошку в варежке и без варежки
Б)Проблемный вопрос: снег белый, можно утверждать, что он чистый?
Опыт: положить снег в ведро, рассмотреть, занести в группу. Продолжить наблюдение в группе после того, когда он растает.
Самостоятельно дети делают выводы.
14. Наблюдение за снегопадом
Цели: закрепить знания детей о сезонном явлении – снегопадом, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Спросить детей, откуда идет снег. Объяснить, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Много снега насыпало кругом. Снег лежит и на скамейках, и на столиках, и на дорожках. Снежинки падают – это снегопад.
Обратить внимание детей на строение снежинки.
В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить поймать снежинку, рассмотреть ее.
Предложить детям слепить снеговик. Получится или нет. Почему?
Белая, пушистая, на руку упала и пропала (снежинка).
Сыплет с неба снег-снежок,
Словно легкий пух-пушок…
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
«Ох, как тяжко!»
Ц.Ангелов15. Наблюдение за кустарниками
Цели: расширить знания о кустарниках, закрепить их строение, воспитывать желание оберегать кустарники в зимнее время.
Ход наблюдения:
«Летом в шубе, а зимой голо».
Поинтересоваться, какие загадки о деревьях и кустарниках дети знают.
Привлечь внимание детей к кустарникам.
Беседа о кустарниках:
-Вспомнить названия кустарников, растущих на участке.
-Как они выглядели летом, осенью и зимой.
-Почему зимой ветки кустарников легко ломаются?
-Чем отличаются кустарники от деревьев?
-Что общего между ними?
-Зачем надо «окучивать» снегом кустарники?
Предложить засыпать основания стволов кустарников и деревьев снегом.
16. Наблюдение за ветром
Цели: расширить знания о ветре, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
«Ветки ломает,
Снег поднимает.
Слышишь его,
Но не видишь».
Примета: «Декабрь глаз снегами тешит, да за ухо морозом рвет»
Предложить вертушки для определения направления и силы ветры. Объяснить детям то, сто сильный ветер во время снегопада вызывает метели. Но метели могут быть и без снегопада. Даже при ясной погоде сильный ветер с земли поднимает снег, с силой несет и кружит его, образуя заносы, наметая сугробы.
Предложить отгадать загадку (см. ниже) и примету зимы.
Какими другими словами можно назвать метель? (Метелица- небольшая метель; поземка- по земле; буран, буря- сильная метель).
17. Наблюдения за звездами
Цель: расширить и уточнить знания о значении ночных светил.
Ход наблюдения:
«На тарелке колобок –
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая,
Не видать конца и края».
«Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром - нет ничего».
Обратить внимание детей на восход и закат солнца. Напомнить, что дни до конца декабря самые короткие, а ночи – длинные. Предложить посмотреть на небо: есть или нет звезды. Почему? Обогатить представление о погоде, зимнем небе, восходе и заходе солнца, о появлении луны, звезд. Беседа о космосе, звездах.
-Что такое звезды?
-Можно ли долететь до них на самолете?
-Почему?
-Живут ли на звездах люди?
-В какое время суток мы видим звезды?
-Почему?
-Куда исчезают звезды днем?
18. Наблюдение за снегирями
Цель: закрепить знания о птицах.
Ход наблюдения:
«Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это – снегири»
«Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут».
Набросать ягод рябины и понаблюдать, как снегири слетятся на ближайшие ветки деревьев. Отметить характерные признаки птиц.
Напомнить, что зимой снегири перебираются жить поближе к жилью человека.
Беседа.
-Почему снегири имеют красную окраску?
-Как называются птицы, которые зимуют с нами, не улетают на юг? (Зимующие).
-Как живут птицы зимой?
-Чем питаются?
-Почему надо подкармливать птиц зимой?
-Почему зимой чаще всего птицы умирают не от холода, а от голода.(Зимой у птиц для тепла вырастает мелкий пух между перьев, это их утепление на зимнее время года, «шубка» для тела).
19. Наблюдение за растениями
Цели: развивать мышление детей;
-бережное отношение к растениям
Ход наблюдения:
«Скоро Новый год- пароход,
От причала отойдет.
От причала, где снега,
Где морозы и пурга.
Слышишь, он гудок дает,
В дни весенние зовет».
Обратить внимание детей на то, что в сильные морозы ветки деревьев хрупкие, ломаются легко, потому что «сок» по веткам не движется, а замерз. (Сравнить, как ломается сосулька).
-Растут ли деревья зимой?
-Почему?
-В какое время года будут оживать растения?
Беседа об охране деревьев и кустарников в зимнее время года, о помощи людей растениям.
20. Наблюдение за снегом
Цели: развивать логическое мышление,
- умение делать выводы
Ход наблюдения:
Обратить внимание на количество снега на участке.
Пословица: «Спасибо, мороз, что снегу принес».
«Береги нос в большой мороз».
Словесная игра «Хорошо – плохо» (о снеге).
-Перечислить, что хорошего от снега нам на участке (сделали горку, фигуры, можно кататься на санках, лыжах, делать снеговика)
Наблюдения:
-Взять снег ладошкой в варежке и сжать, посмотреть: получился ли снежок. В зависимости от результата сделать вывод о снеге: сырой, сухой (на улице морозно или нет).
-Предложить слепить снеговика, получилось?
-Взять снег в ладошку: холодный или нет? колючий или нет?
-Какого цвета снег? Он чистый? Можно его есть? Почему? (Холодный, грязный).
-Предложить занести снег в группу, в тепло, посмотреть, когда снег растает в ведерке.
-Самостоятельные выводы детей.
-Обобщение о свойствах снега:
-снег состоит из снежинок
-снежинки от тепла тают
-из мокрого снега хорошо лепить
-сухой снег рассыпается, из него лепить нельзя
-сухой снег в морозную погоду скрипит, это ломаются снежинки
Измерить палочкой глубину снега. Напомнить о значении снежного покрова для растений. Предложить собрать снег возле стволов деревьев.
Январь
1.Наблюдение: зимушка – зима
Цели: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, закрепить умения детей красиво рассказать о ней, воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники?
Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) 2. Свойства льда.
Цели: познакомить с сезонным явлением – гололедом, закрепить знания о свойствах льда, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
Познакомить со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий, по нему можно кататься на коньках).
Не идет и не едется,
Потому, что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!
В.Берестов3.Наблюдение за метелью
Цель: закрепить знания о движении снега в ветреную погоду.
Ход наблюдения
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег сполей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
4. Морозный солнечный денек
Цели: обращать внимание на то, как изменилось солнце зимой; закрепить умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
Солнышко сияет, снег лежит пушистый, белый. Тихо спокойно, а вчера гуляла вьюга, завывал ветер, шел снег. Снег блестит на солнышке.
Все вокруг красиво и переливается.
Мороз и солнце –
День чудесный.
А. Пушкин
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
5. Наблюдение за ветром
Цели: расширять и углублять знания о неживой природе, формировать интерес к природным явлениям, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
В ветреную погоду наблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окна. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель.
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
6. Наблюдение за сосной
Цели: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее), воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения:
Была ли малым деревцем?
Сосне совсем не верится:
Давно с высокой кручи
Достала кроной тучи
И с другого берега
Достала тень от дерева.
В народе говорят:
"Сосна там красна, где взросла",
"Всякая сосна своему бору шумит".
Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.
7. Наблюдение за деревьями
Цели: показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки, уточнить знания о деревьях, воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Показать, что у елочки - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа.
Сравнить ее с голой белой березой.
Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в мороз ветки деревьев хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать по стволу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна.
С.Есенин8. Почему происходит смена дня и ночи?
Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Ход наблюдения
Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день.
Воспитатель задает детям вопросы.
Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.)
Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.)
Исследовательская деятельность
Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.
Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)
9. Наблюдение, что мы носим зимой
Цели: закрепить знания детей о сезонной одежде, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет.
Почему? Холодно зимой.
Утром рано у окна села наша Люба.
Кукле маленькой она шьёт
сегодня шубу.
Из сукна, на вате, чтоб не
мёрзнуть Кате.
Пришиваем не спеша рукава
и ворот.
Вышла шуба хороша: можно
ехать в город.
10. Наблюдение за вороной
Цели: закрепить умения детей сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки), воспитывать любознательность.
Ход наблюдения:
Голос ворона узнает каждый. "Кру-кру-кру..." — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен. А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
11. Наблюдение за свиристелем
Цели: закреплять представления о птицах (свиристель); воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Ход наблюдения:
Свиристели прилетели.
На рябину дружно сели,
Стали ягоды клевать,
Стали солнце в гости ждать.
Свиристель размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные полоски. Она получила такое название за свою песню - тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир. Свиристелей называют северными попугаями за яркое оперение - оперение у них очень нарядное, яркое, разноцветное. Свиристели очень любят есть спелые ягоды рябины, поедают мошек, комаров, ягоды можжевельника, боярышника, калины. Когда свиристели прилетают в город на снегу под рябиной всегда лежит много ягод. Свиристели бросают ягоды рябины в снег, в снегу ягоды очень хорошо сохраняются.
12. Наблюдение за льдом.
Цели: закреплять представления о свойствах льда, уточнить правила поведения на горке, катке.
Ход наблюдения:
«Прозрачный и твердый, хрупкий, но не стекло»
Предложить вспомнить, что дети узнали на занятии о свойствах воды. (Состояния воды: жидкое, твердое, газообразное).
Привлечь внимание детей на то, что получилось с водой, вынесенной вчера и оставленной на ночь на веранде в ведерке и в тарелочке (а также окрашенные и бесцветные формы).
-Может ли быть цветным лед в природе? Почему?
Наблюдения и самостоятельные выводы детей.
Обратить внимание детей на ледяную горку и на ледяную дорожку. Повторить, какими свойствами обладает лед.
Беседа о соблюдении правил безопасности на ледяной горке и дорожке.
13.Наблюдение за снежинками
Цели:
обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;
учить сравнивать, развивать познавательную активность.
Ход наблюдения
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве,Все сквозные, вырезные
А возьмешь — вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Е. Благинина
Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.
Понаблюдайте за снегом, какой он?
Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?
Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?
Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)
Исследовательская деятельность
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
14. «Наблюдение за трудом дворника»
Цели: продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать любовь и уважение к работе дворника, прививать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
Что делает дворник зимой на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для работы?
Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
Нужна ли работа дворника людям и природе? Что делает дворник на участке детского сада зимой?
Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
Как может дворник помочь деревьям зимой?
Первый зимний снежок
Белым пухом лежит.
Первый легкий мороз
Веселит и бодрит.
15. Наблюдение за снегопадом.
Цели: Развивать наблюдательность,
- развивать логическое мышление
Ход наблюдения
Обратить внимание на снегопад.
«Летят снежинки – звездочки,
Смотрю из-под руки.
Кружась, танцуют в воздухе,
Пушисты и легки.
Светлее стала улица,
Наряднее село.
Летят снежинки, кружатся,
Вокруг белым – бело»
Объяснить, что сегодня теплее, чем вчера, ветра нет, поэтому снег падает пушистыми, большими хлопьями: это несколько снежинок слепились вместе, и получилась большая снежинка. Спросить, почему в ветреную погоду снег падает мелкий, снежинки вьются в воздухе, снежинки колючие?
Поймать на варежку снежинку, рассмотреть ее.
Обратить внимание детей , на что похож нападавший на землю снег. (Ответы детей).
Спросить, в какой сказке снег сравнивают с периной? Какие другие сказки знаете, где упоминается снег, зима?
Предложить измерить снежный покров в разных по глубине местах (палочкой). Напомнить о значении снежного покрова для растений. Предложить собрать снег возле стволов деревьев.
16. Наблюдение за птицами.
Цель: закрепить знания о птицах.
Ход наблюдения:
Обратить внимание на прилетающих на участок птиц.
Беседа.
-Предложить детям назвать известных им. Вспомнить домашних птиц (утки, гуси, куры, индюки).
1)«В воде купался, а сух остался»
2) «Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает».
3) «Кто с утра кричит: Кря – кря!
И купается не зря?»
4) «Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный».
5) «В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей».
-Как они живут зимой?
-Почему дикие утки, гуси, лебеди улетают осенью на юг? (Зимой вода в водоемах замерзает, а эти птицы – водоплавающие, питаются, в основном, рыбой).
-Как называется рассказ о том, что осенью у дикой уточки было сломано крыло, и она не могла улететь на юг? Что стало бы с этой уточкой, если бы люди не помогли ей выжить?
-Где живут зимой домашние птицы?
-Чем питаются домашние птицы?
-Кто им готовит еду?
-Почему они называются домашние?
-Могут ли они жить без людей?
-Чем отличаются домашние птицы от диких?
-Как живут зимой дикие птицы?
-Кто помогает зимой диким птицам?
Предложить навести порядок в птичьих кормушках, положить корм для птиц.
17. Наблюдение за вороной и сорокой
Цель: учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Птица серая парила,
Крылья черные раскрыла,
Громко каркнула она,
Только курочка ушла:
Под крылом хохлатка
Спрятала цыпляток!
От кого, ребятки,
Прячутся цыплятки? (От вороны.)
Длиннохвостая она,Со спины черным-черна.Брюхо белое по плечи,Тарахтенье вместо речи.Хоть кого увидит — вмиг
Поднимает стрекот — крик! (Сорока.)
В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей — значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу — жди мороза.
Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
Исследовательская деятельность
Поискать на участке детского сада следы птиц.
18. Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: расширять и углублять знания о растениях.
Ход наблюдения
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)
Что за чудо — зимний лес,
Сколько сказочных чудес!И в сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром — а вот в сторонке
В шубах елочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело-белая страна!
М. Степанов
Воспитатель задает детям вопросы.
Чем деревья отличаются от кустарников?
Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Исследовательская деятельность
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
19. Наблюдение за легковым транспортом
Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)
Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей?
Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)
Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города.)
Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)
Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)
♦Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?
Февраль
1. Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о зиме, последнем месяце зимы – феврале.
Ход наблюдения
Напомнить, что начался последний месяц зимы – февраль.
Прочесть отрывок стихотворения Л.Завальнюк. «Зима».
«Февраль! Как много снега!
Какие холода!
Но вдруг сиянье с неба
Прорвется иногда…»
Загадка
«Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?»
Примета: «Батюшка – февраль пришел, мужик зиму перерос».
Предложить детям встать возле стены здания детского сада, понаблюдать за метелью, прислушаться к завыванию ветра.
Обратить внимание детей на то, что ветер поднимает снег в воздух, кружит, переносит его с места на место, образует наносы, сугробы.
Прочесть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя».
Беседа с детьми о жизни людей зимой.
Игра «Хорошо – плохо» (о снеге).
2. Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
формировать представления об изменениях в природе;
уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии;
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ход наблюдения
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло,
И сугробы в раз осели,
В полдень с крыши потекло.
Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность
Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
3. Наблюдение за вороной и сорокой
Цель: закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.
Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.)
Что вы знаете о ней?
Какая она по характеру?
За что не любят ворону?
Что в ней положительного?
Ворону называют серой разбойницей. Многие не любя? ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет У нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться —- берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет.
А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.)
Какая сорока?
В чем сходство и различие между вороной и сорокой?
Сороку-белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах — насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.
4. Наблюдение за облаками
Цели:
расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;
развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие бывают облака?
Из чего они образуются?
На что похожи?
Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.
5. Наблюдение за снегом
Цель: закрепить знания о снеге, свойствах воды.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть, как красиво укрыл знакомые места. Спросить, что лежит на заборе, колесах, бревнах, ступеньках, крыше веранды?
-Опыты со снегом.
А) Положить снег на ладошку в варежке и без варежки
Б) Проблемный вопрос: снег белый, можно утверждать, что он чистый?
Опыт: положить снег в ведро, рассмотреть, занести в группу. Продолжить наблюдение в группе после того, когда он растает.
Самостоятельно дети делают выводы.
6. Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели
Цели: на примере сравнения снегиря со свиристелем изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);
воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки и организует беседу.
Грудка ярче, чем заря, У кого?
(У снегиря.)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(Свиристель.)
Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее — грудка у нее не алая, а темно-серая.)Как выглядит свиристель? (Оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (Строение; это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.)
Чем отличается снегирь от свиристели? (Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель — размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.)
Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (Этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.)
Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (Поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревьями можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой.)Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (Снегири — птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая Ягоды рябины. Свиристели — веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины словно соревнуясь друг с другом.)
7. Экскурсия на улицу
Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах.
Ход наблюдения
Идя вдоль по улице, следует обратить внимание на разнообразие транспортных средств: автобус, грузовик, легковая машина. Выяснить назначение каждого вида транспорта.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина)
В.Степанов8.Экскурсия к магазину
Цель: закрепить знания детей о функции магазина; уточнить функции машин, подъезжающих к магазину (привозят хлеб, продукты и др.)
Ход наблюдения
К магазину подъезжают крытые фургоны. В магазин входят взрослые, дети. Обойти магазин, посмотреть, как выгружают товар из фургонов. Одни машины привозят хлеб, булки, другие – молоко, кефир. Фургоны так и называются: хлебный, овощной.
9. Наблюдение за снегом
Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.
Ход наблюдения
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Со звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
С. Есенин
Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев — быть снегопаду.
Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Назовите зимние месяцы.
♦Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу?
♦В результате чего она образовалась?
Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?
10. Экскурсия к светофору
Цель: закрепить знания детей о назначении светофора, обозначение световых сигналов.
Ход наблюдения
Уточнить у детей, для чего необходим светофор, что означают его цветовые сигналы. Зеленый – можно идти, красный – стой, желтый – внимание. Дети внимательно следят, как двигается транспорт, отмечают, что все водители выполняют правила, иначе случится беда.
Ты к дороге подойди
Право, влево посмотри.
Осторожно, если красный
Значит, нам идти опасно.
А зеленый – значит можно,
Ну, а желтый – осторожно.
11. Пожарная машина
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пожарной машины, о ее назначении. Воспитывать бережное отношение к спичкам: «Спички детям не игрушка».
Ход наблюдения
Внимательно рассмотреть пожарную машину, обратить внимание на ее окраску (красная), рассказать, что пожарная машина предназначена для тушения пожаров. У нее много рукавов для тушения пожаров, чтобы по ним шла вода. Нужно быть осторожными с огнем: «Спички детям не игрушка».
12. Наблюдение за небом
Цель: уточнить особенности зимнего неба, учить детей сравнивать особенности осеннего неба и зимнего неба.
Ход наблюдения
Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным, как будто хмурится.
Нахмурилось небо
(Наверно не в духе).
Летают, летают
Белые мухи!
13. Наблюдение за ветром
Цель: рассмотреть особенности ветреной погоды зимой.
Ход наблюдения
Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет, завывает на улице. Посмотреть, как крутятся вертушки во время ветра, как качаются верхушки деревьев.
Как пушинки мы легки,
Нас колышут ветерки.
Белой стайкой мы летим,
Лечь на землю не хотим.
Т.Волгина14. Наблюдение за птицами
Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помогать птицам в зимний период.
Ход наблюдения
Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Нужно заботиться зимой о птицах, кормить их, делать кормушки.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
15. Наблюдение за ветром
Цель: уточнить знания детей о «метели» и «вьюге».
Ход наблюдения
В ветреную погоду наблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окна. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
С.МаршакВ поле снежную постель
Стелет зайчикам …(метель).
16. Наблюдение за работой дворника
Цель: Воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.
Снега прошли немалые,
А все идут, идут…
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
Гремят они лопатами
По тучами лохматыми,
Метелками шуршат
Е.Благинина