Сценарий мероприятия Школы народной педагогики Гостеприимство казахского народа
Разработка мероприятия.
Составила методист Валдаева Л.О.1ведущий: НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА – это (1 слайд)
совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народнопоэтическом художественном
творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Источниками изучения Народной педагогики являются фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и др. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.
2 ведущий: Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры.
Приветствие на казахском и русском языках. (Добрый день, уважаемые коллеги. Приветствуем Вас на нашем первом в истории колледжа мероприятии, приуроченному к празднованию Дня благодарности).1 ведущий: (2 слайд)
«В нашей стране любой этнос, крупный или малочисленный, является важной и гармоничной частью казахстанского общества. Его представители получают все возможности удовлетворить свои духовные потребности, сохранить самобытность, реализовать себя, участвуя в строительстве казахстанского государства. Мы все вместе создали уникальную модель общенационального согласия, которая легла в основу нашей государственности».
Из выступления Президента РК Н.А. Назарбаева
на ХIV сессии Ассамблеи народа Казахстана.
г.Астана, 23 октября 2008 г.
(3 слайд) 2 ведущий: По инициативе Президента Республики Казахстан 1 марта 1995 года была создана Ассамблея народа Казахстана, скрепившая интересы всех этносов и вносящая большой вклад в формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия. Ассамблея народов Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности.
1 ведущий: 14 января 2016 года Президент РК Н.А. Назарбаев Указом № 173 учредил в Казахстане День благодарности, который будет отмечаться 1 марта, в день создания Ассамблеи народа Казахстана. Новая традиция празднования Дня благодарности должна отображать казахстанские ценности в контексте общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», укрепления и развития казахстанской идентичности и единства на основе общей истории и исторической памяти.
2 ведущий: День благодарности - это, прежде всего, день торжественной президентской политики мира и согласия, благодаря которой в Казахстане царят покой и гармония, взаимное доверие и уважение всем казахстанцам; это низкий поклон благословенной казахской земле и народу, принявшему по- братски и одарившему заботой и гостеприимством миллионы людей разных этносов, приехавших в Казахстан, порою, в результате трагических событий. 1 ведущий: Это дань уважения друг к другу всех граждан нашей страны, которые плечом к плечу пережили непростые времена, и за короткий срок общими усилиями, под руководством Елбасы, построили Независимый Казахстан. Это укрепление единства страны через развитие казахстанского общества на принципе единого гражданства.
2 ведущий: Этот день станет днем уважения нашей общей истории, творцом которой стал полиэтнический народ Казахстана. Символично, что народ Казахстана будет впервые отмечать День благодарности в год 25- летия Независимости.
Гостеприимство казахского народа (4 слайд)
1 ведущий:С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Казахский поэт Олжас Сулейменов с своем стихотворении «Кочевник» гордится гостеприимством своих соплеменников:
В каждом доме ждет меня чай,
Одеяло и теплый хлеб…
Каждый рад мне руку пожать
И спросить о здоровье коня,
Мне бы так уважать людей,
Как они уважают меня.
Дорого гостя приглашали к достархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме. В национальной культуре ритуалу угощения отводится особая роль – любое блюдо подается с определенным значением и к месту. Казахи знают, как с помощью конакасы (қонақ – гость, ас – угощение) можно помирить людей, оказать честь уважаемым гостям. За всю свою многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и хранения мясной и кисломолочной продукции, которым пользуются до сих пор, особенно в аулах.
2 ведущий: Казахи всегда славились своим гостеприимством. Каждый казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых – встретить гостя как посланника бога. Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым поддерживая связь между отдаленными аулами. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения – сарқыт – в его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью…
1 ведущий: Главные культурные ценности казахов: (6 слайд)
-Уважение к старшим.
-Миролюбие и терпимость.
-Открытость к общению.
-Гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром.
1 ведущий: (7 слайд )Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его с теплом и радушием встретят в любом месте. Согласно старой традиции, заметив приближающегося путника, навстречу ему выбегали старшие дети. Они помогали гостю сойти с коня, провожали в дом. С должным почтением относились и к коню гостя, о чем свидетельствует строки из произведений Махмуда Кашгарского (Х в): «Придет гость - встреть его с подобающим уважением, не беспокой его, дай его коню корма, воды и пусть он тоже будет доволен». (8 слайд )Человека с добрыми намерениями, въезжающего в казахский аул, сразу же принимают за гостя. Он мог постучаться в любой дом и остаться там на ночь. Такого путника называют «құдай қонақ» (божий гость).
2 ведущий: Казахский народ считает, что с гостями в дом приходит богатство и достаток. Слово «қонақ», которое в тюрских языках означает «гость», в русском языке приобрело значение «друг». «Қонақ» пользовался особым расположением и находился, под защитой того, кто его принял. Его ни о чем не спрашивали, если была возможность, то резали живность, угощали всем, что только было в доме. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем – чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины – казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки. Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо по-казахски – «бесбармак»
1 ведущий: Готовить еду, запасать ее впрок было обязанностью женщин. Они знали рецепты приготовления множества блюд, и передавали свои знания из поколения в поколение. Это и медовый кумыс, и пенистый шубат, нежный курт и сушеный творог (ірімшік, ежігей), янтарное масло (сары май), тающая во рту халва (жент) и др. Обязательное угощение казахи считали признаком дружбы, братства, единства. Гостя расспрашивали о его здоровье, здоровье родных и близких.
2 ведущий: Специально для гостей казахи хранили все самое вкусное. Не у каждого народа есть такие человечные обычаи.
Пожилым, особо уважаемым людям, казахи подавали мұше (специальное угощение). Особое внимание уделялось также культуре поведения за дастарханом. По казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом.
1 ведущий: Того, кто не умел принять гостя, угостить его как следует, осуждали. Это считалось недостатком не только одной семьи, но и всего рода (ру). За это платили штраф (айып), стыдили, плевали в лицо. Скупых высмеивали. Казахи делили еду на три вида: ак (белая) – молочные продукты, кызыл (красная) – мясные продукты и көк (зеленая) – зелень, овощи и фрукты. Высоко ценя хлеб, они не относили его ни к какому из перечисленных видов.
Даже хлебные крошки казахи не выбрасывали, а отдавали детям, при этом приговаривая: «Кто ест крошки хлеба, тот станет богатым».
2 ведущий: У казахов есть одна притча. «В давние времена, когда люди жили в большом достатке, они потеряли уважение к хлебу и стали его топтать ногами. Разгневанный Бог послал к ним своих ангелов с приказом: «Соберите всю пшеницу на земле! Пусть, не знающие цену хлебу умрут от голода!». Ангелы собрали всю пшеницу на земле, но одна собака спрятала горсть зерен под своей лапой. Ангелы решили забрать и эту пшеницу, но собака взмолилась: «Люди виноваты во всем, а не я. Не забирайте у меня пшеницу, а не то я и мои щенки погибнем от голода. Передайте Богу мою просьбу. Пусть он оставит мне горсточку пшеницы». Бог оставил собаке пшеницу. Семена ее спасли множество людей от голода и смерти». «Собака – одно из семи сокровищ» («Ит – жеті қазынаның бірі»), — гласит народная мудрость. Нельзя ничего жалеть. Все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы, кто он и откуда.
1 ведущий: Ни одно угощение у казахов не обходится без чая! (9 слайд)
«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу» - так говорил Абай о чайной церемонии на казахской земле. Один немецкий этнограф писал по этому поводу: «Потребление чая достигает огромных размеров. Если о русском можно сказать, что он пьет столько чаю, сколько возможно себе представить, то казах пьет еще вдвое больше...»2 ведущий: Из истории. (10, 11 слайды) Чай занял свое место в культуре питания казахов не в одночасье. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. Вторая половина XIX века – это время, когда чай начинают пить во всех слоях казахского общества, и он постепенно становится любимым напитком: «Кирпичный чай во всеобщем употреблении; у богатых самовары, у бедных медные и чугунные чайники, или просто варят в казанах. Богатые пьют и байховый чай». Этнографу А.Н. Харузину, путешествовавшему в конце 1880-х годов по Букеевской степи, предлагали чаю в каждой встреченной на пути юрте – без чаю нельзя было отпустить гостя. 1 ведущий: Ни одно угощение не обходится без чая! Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, чай пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно – ни одно угощение не обходится без чая. Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.
2 ведущий: Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни казахи называют черный чай «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления его в молоко: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой. (12 слайд) Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты.
1 ведущий: С молоком, солью и талканом. (13 слайд)
Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда. Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям значит выказать им свое уважение. Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника.
2 ведущий: (14 слайд) Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда не наливает себе чай – чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу.
В ежедневных семейных чаепитиях, чай разливает мать или старшая дочь. Разливать чай девочек специально не учат, обычно они видят, как это делает мать. В доме, где живет женатый сын, чай разливает его жена - невестка.
Сейчас, по мнению старшего поколения, невестки не умеют правильно разливать чай, поэтому им никогда не поручают это делать на больших застольях. А если пожилые и старые мужчины хотят выразить свое поощрение какой-либо невестке, то говорят, что она хорошо чай разливает. видеоролик
1 ведущий: О серьезных делах за чаем не говорят. (15 слайд)
Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!».
Разговоры за чаем обычно легкие, веселые, эмоциональные. Об очень серьезных делах за чаем не говорят. Например, за чаепитием не принято говорить о цели приезда.
2 ведущий: Чай по-казахски Пять чайных ложек заварки залить половиной литра кипятка. Через три минуты добавить немного подслащенных сливок, сметаны или молока, все размешать, процедить в другой сосуд, перелить в первый, можно еще попереливать – в общем, через пару минут после процеживания – к столу.
1 ведущий: Чай «с уважением»!
Вместе с чаепитием к казахам перешли и некоторые знания о существовании особенных правил питья чая, «чайной церемонии».
По традиции, у всех народов Центральной Азии, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.
2 ведущий: (16 слайд) Достархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. У тех, кто хоть раз был принят в качестве гостя на казахском дастархане, навсегда остаются в памяти не только экзотические блюда, но и древние ритуалы, суть и смысл которых не обветшали со временем – они до сих пор призваны хранить единство и традиции дружной казахской семьи.1 ведущий: чтение стихотворения А.Рысбаева «Мой герб» (17 слайд)