«Формирование рефлексивных умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»


«Формирование рефлексивных умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности» Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 с. Большая ЧерниговкаФистикан Наталья Григорьевна «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманский Из требований ФГОС «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии». Рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности;определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности;определять наличие ошибок в собственном поведении;описывать прожитую ситуацию. Что такое «рефлексия»? происходит от латинского reflexio – обращение назадСловарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения; 2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;3) критически оценивает сделанное;4) проверяет и анализирует результат своей деятельности. Основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя. Классификация рефлексии При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную ( что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытал),духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность. Рефлексия различна в зависимости от типа урока после изучения темы, промежуточная рефлексия, контрольная рефлексия,итоговая рефлексия. По содержанию: В зависимости от способов проведения анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок. По форме деятельности Фронтальная (выборочная) Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи). Коллективная. По цели выделяют 3 группы рефлексии Мир – это __________ __________________ __________________ __________________ __________________ Рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения).Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы) Прием «Знание о незнании»Прием «Пометки на полях» Прием «Шпаргалка»Прием «Ранжирование»Прием «Затруднение» (« Могу – не могу»)Приём «Таблица»Прием «Отсроченный контроль»Прием «Знаки»«Карта личного роста»«Дневник достижений»«Карта самоконтроля» Прием «Знание о незнании» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема ypока. Следует попросить учащихся сформулировать незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?» Прием «Пометки на полях». В 3 – 4 классах при изучении теоретического материала уместно использовать на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнатьПрием «Шпаргалка» При составлении памяток, схем или текстов для справочников уместен ( информация, формулировка, правило в сжатом виде). Прием «Ранжирование» Расположение понятий в нужном порядке. Прием «Могу - не могу» Прием «Плюс – минус - интересно» Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Понятие Знал Узнал Хочу узнать Синквейн  (пятистишие) первая строка – название темы (одно существительное);вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Карта самоконтроля Моё настроение в начале урока Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа Применение правила на письме (упр. 151) Применение правила на письме (закрепление) Моё настроение в конце урока Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по следующим критериям: 1) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного; 2) умение учащихся указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия; 3) умение учащихся начальной школы рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;4) умение учащихся начальных классов критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся. Рефлексия как обязательное условие саморазвития учителя «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. "Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению" Спасибо за внимание!