Статья по этно-культурному воспитанию детей (народная педагогика)
Свет и мудрость народной педагогики
(по традициям и обычаям бурятского народа – дополнительный теоретический и практический материал для учителей центра эстетического воспитания детей)
Материал подготовлен - СамбуевойД.Б., Баясхалановой Б.Ц.
Общеизвестен тезис о том, что отношение государства к семье, детям, молодежи, равно как и к пожилым, - индикатор социального и нравственного здоровья общества. Снижается планка нравственной ответственности взрослых за судьбу молодежи. Среди причин, которые ведут к снижению нравственной ответственности, ученые констатируют явление социальной эгоизации. Родители, которые имеют детей сегодня, сами были детьми военных и послевоенных лет. Ориентир, который формировал их, по существу был потребительским. Он был сформирован на понимании того, чтобы дети жили лучше, чем их родители.
Традиции воспитания, сложившиеся тысячелетиями в культуре народа, оказались забытыми, ушедшими из технологии воспитания. Это касается и школьной практики и методики воспитания детей и подростков. Эффект понятен и очевиден. Лечение этой социальной болезни требует системного подхода на уровне профилактики, нравственного состояния общества, культуры. Хотелось бы остановиться на проблеме изучения многовекового опыта воспитания детей – этнопедагогическое наследие бурятского народа.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях предполагает целенаправленное формирование у подрастающего поколения высоких нравственных качеств как добро, долг, совесть, честь, справедливость и.т.д. Успешное решение этой задачи требует единства действий народной педагогики, педагогической теории, всех воспитательных институтов, направленных на формирование нравственного сознания, чувств и поведения молодого человека. Нравственные черты бурятского народа создавались веками, они складывались из поколения в поколение как дань ушедших поколений новому потомству. Первые шаги воспитания начинаются, естественно, в семье. Народная педагогика бурят с древнейших времен выстроила удивительно гармоничную с окружающим миром стройную систему воспитательных принципов. Во главу угла в воспитательной системе ставилась всегда воспитание нравственности, которая в повседневной жизни незаметно давалась во всех проявлениях. Особое место у бурятского народа занимают устойчивые традиции культа предков, старших родителей. Дети внимательно прислушивались наставлениям родителей, старших по возрасту. В такой семье очень редки были случаи ссоры, здесь не перечили друг другу, уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства. Детям с малых лет внушалось придерживаться неписанных правил: «Старшего приветствуй первым» , «Пожилому всегда оказывай услуги», «Не вмешивайся в разговоры и дела взрослых», «Если приехал гость, выйди к нему навстречу, при отъезде гостя –проводи его»
« Бурятские семьи состояли из нескольких поколений кровных родственников по восходящей и нисходящей линиям: из двух поколений и более ( стариков-родителей, из женатых сыновей и внуков, иногда и правнуков ) в большой неразделенной. Характерной особенностью бурятской семьи было то, что старики – родители непременно жили с одним из сыновей. У бурят считалось недопустимым, чтобы родители, имея детей , жили одни. Все дети были обязаны обеспечить достойную старость, а затем похоронить достойным образом по всем правилам, установленной традицией».(К.М. Герасимова, Г.Р.Галданова, Г.Н.Очирова «Традиционная культура бурят»). Когда представители нескольких поколений проживали в одном доме, незаметно передавались трудовые навыки и нравственные устои бурятской семьи. В силу традиционного обычая почитания старших в семье , перечить им считалось невозможным, непозволительным. Этим определялись и отношения между остальными членами семьи: младшие слушались и беспрекословно повиновались старшим по возрасту. В бурятских семьях , как правило, младшие обращались к старшим , если он был старше хотя бы на один год, на «вы»,всех братьев и сестер называли уважительно «ахай, абгай или хээтэй».
Процесс становления нравственных устоев происходит под непосредственным влиянием родителей, особенно матери, бабушки, дедушки и других членов семьи. Конечно, здесь многое зависит от моральных качеств самих воспитателей, их представителей о человеческих ценностях. Процесс нравственного становления, совершенствования человека происходит в течение всей жизни, на базе того, что заложено в него в детские годы в семье.
Близкое общение с природой выработало у людей наблюдательность. Для предсказывания погоды на ближайшее время существовали приметы звезды зимой ярко светятся – к усилению морозов, тускло – к потеплению ; осенью гуси летят низко- скоро снег, высоко-продолжительная осень; большая роса утром- к хорошей погоде, туман стелется утром по воде- к дождю; ласточки летают низко над землей- к непогоде. Наблюдательность людей развивает их умственные силы. Разум человека, его мудрость, здравомыслие всегда ценились в народе. И до сих пор буряты считают дни, недели, месяцы, год по лунному календарю. Профессор Л.Балашев подчеркивал: «Народные приметы – это отнюдь не проявления невежества и суеверия, а весьма важный материал, требующий всестороннего изучения, проверки и использования в практической метеорологии».
Первые шаги в сознательной жизни ребенка наши предки связывали с воспитанием у детей почитания хлеба и земли. Худое слово о хлебе, небрежное отношение к нему считалось проявлением безнравственности. Ранней весной нельзя бить по земле палкой, потому что в это время земля находится в состоянии «беременности» , т.е. рождает хлеб и дает жизнь всем растениям. Поэтому буряты носили унты с загнутым вверх носками, чтобы не повредить и все растущее на ней. Хлеб считался символом достатка в доме. Не копай землю без надобности, не ломай деревья, ветки, не рви цветы без нужды- ведь они живые, они, также, как и ты, появились на этой земле, чтобы радоваться жизни. У бурятского народа было много хороших традиций по воспитанию детей. Утром проснулся сразу встань. Затопи печь. Свари чай. Первая чашка чая –иконам (бурханам). Помолись. Поклонись огню, малой родине. Для этого выйди во двор, побрызгай чай во все стороны по часовой стрелке ( по солнцу) и попроси благополучия не себе, а всему живому на свете.
Очаг- самое дорогое место в доме. Всегда бережно относились к огню. Растапливай огонь чистыми дровами, не бросай в огонь ничего грязного, не лей в огонь воду, не оскверняй огонь, иначе он может наказать, появятся болячки, язвочки, не будет удачи. Угощай огонь маслом, лучшей пищей(конфетами, печеньем и.т.д.) . Нельзя ворошить угли очага острым предметом. Долгими зимними вечерами усаживались вокруг очага, а кто-нибудь из старших рассказывал улигеры, сказки, различные предания, загадывал загадки. У древних бурят предметом почитания являлись не только дикие , но и домашние животные. Конь был символом солнца, неба, добра, плодородия. Недаром в лунном календаре у бурят (годовой цикл) имеются корова, лошадь, овца, петух, свинья, собака. И всегда наказывали своим детям такие правила: не обращайся жестоко с бессловесными животными, не мучай, не бей животных. С детства родители приучали детей ухаживать за животными, стремились воспитывать любовь к ним. Отношение человека с обществом, с природой, с другими людьми осуществляются через труд. Труд- сама жизнь народа. Главная забота народного воспитания – трудолюбие, уважение к людям труда.
Приучение к труду с раннего детства – это положительная традиция народного воспитания. Так, бурятская пословица гласит :«Человеком становятся с детства, а вожаком табуна с жеребенка» .Взрослые всегда берут детей даже тогда, когда они не в состоянии оказать практическую помощь. При этом они, т.е. родители руководствуются народной мудростью: «Пусть глаза привыкают к работе». Живучесть этой традиции мы видим участии детей в домашнем труде. Также было принято с малых лет приучать мальчиков к «мужскому» труду, а девочек- к «женскому».
Бурятскому народу были присущи скромность, выдержанность, приветливость, гостеприимство, честность. Неукоснительно выполнялись правила:
-Не смейся над престарелыми, инвалидами, сиротами.
-Старайся сделать доброе нищему, слепому, помоги им.
_Обогрей замерзших, накорми голодных, приюти бездомных, не смейся над чужой бедой.
-Никогда не бери чужого, помни, что тем больше даешь, тем больше получаешь сам
-Старайся помогать по мере возможности всем, кто нуждается в этом.
-Здоровайся со всеми.
-Нельзя давать и брать левой рукой, это только надо делать правой рукой.
-Если ты получил гостинец в посуде, в сумке, то тару нельзя возвращать пустой.
И по сей день актуальны данные постулаты, как базовые ценности в воспитании и становлении подрастающего поколения.
Испокон веков атмосфера в бурятской семье всегда сохранялась спокойной, родители при детях не ругались, пьяный человек был большой редкостью, в каждой семье дети считались самым ценным богатством. С самых малых лет дети должны были в обязательном порядке знать своих предков, родственников по материнской и отцовской линиям. Каждый ребенок в семье знал свое генеалогическое древо , знаменитых людей своего рода. В последние годы этнопедагогика, содержащая ценные идеи и опыт воспитания, приобрела особую актуальность в период смешения духовно-нравственных ценностей, утраты преемственности поколений, критического пересмотра прежних нравственных идеалов. Этнопедагогика служит источником нравственного воспитания относительно свободным от идеологических догм, несостоятельных теорий. Практика показывает, что без могучих средств народного воспитания невозможно полноценной личности. Сейчас, когда в нашей стране творится нечто противоестественное: дети оставляют своих родителей без какой-либо помощи или же сдают их в дома престарелых, молодые матери отказываются от детей, оставляя их в детских домах, с каждым днем увеличивается количество алкоголиков, преступников- общественность, весь народ должны в первую очередь обратить внимание на семью. Семья, родительский дом-это начало начал, ибо от благосостояния, от здоровой обстановки в них будет зависеть будущее всего народа, нашей Родины. Перед образованием сегодня стоит задача подготовить учащихся к самостоятельной жизни в нашем стремительном мире. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное – реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.