Авторская разработка ля детей с ограниченными возможностями здоровья «Осень»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности № 16 «Золотой ключик»
Тюменская области ХМАО-Югра
Авторская разработка
Для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Осень»
Подготовила: учитель-дефектолог
Спирина С. В.
г. Урай
2014 г
Программное содержание
1. Обобщать представления об осени. Закреплять знания признаков осени, представления об овощах и фруктах, их цвете, форме, величине. Закреплять умение исполнять сказочную инсценировку к сказке «Репка».
2. Расширение словаря по теме. Развивать психические процессы: зрительное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление. Развивать мелкую моторику, двигательную координацию.
3. Формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать познавательный интерес. Использовать здоровье сберегающие технологии: музыкальное сопровождение, логоритмику, физминутку, пальчиковую гимнастику.
Оборудование. Предметные картинки, разноцветные листья, овощи-муляжи, фрукты-муляжи, картинки сад-огород, корзина, ведёрко, разрезные картинки, зонтик, грибочки, игрушка-белочка, репка, шапочки персонажам сказки «Репка», ТСО. Эта разработка предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организационный момент.
(На мультимедийной доске картина «Осень»)
Дети под музыку заходят в группу, садятся на стульчики.
-Какое сейчас время года? (Осень)
-Расскажем стихотворение об осени.(показ картинок)
Осень, осень к нам пришла!
Нам подарки принесла:
Жёлтые листочки, вкусные грибочки,
Овощи и фрукты, хлебные продукты.
2. Пальчиковая гимнастика
1, 2, 3, 4, 5.
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
Маме осенний букет отнесём.
3. Упражнение «Выбор листочков по цвету»
(Развитие цветовосприятия и цветоразличения.)
- Какого цвета листочки осенью? (жёлтого, красного, оранжевого)
- Возьмите листочки красного цвета (ж., ор.).
- Раз, два, три, листочки собери!
4. Логоритмика «Листья» (Музыкальное сопровождение.)
(Развитие общей моторики, координации речи с движением.)
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (руки влево-вправо)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на носочках)
- Подули на листочки, листочки полетели!
- Листопад, листопад, листья кружатся, летят!
4. Игра «Сад-огород»
(На мультимедийной доске картинка – овощи, фрукты.)
- Назовите овощи.
-Назовите фрукты.
(Машина с овощами и фруктами под музыку въезжает.)
Осень золотая в гости к нам пришла
Овощи и фрукты в подарок принесла
Дифференциация овощей и фруктов.
- Овощи, где растут? (На огороде.)
-Фрукты, где растут? (В саду.)
- Разложите в ведро овощи, в корзину фрукты.
5. Разрезные картинки. (Дети садятся за стол)
(Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.)
- Соберите свои картинки овощей и фруктов!
- Поднимите руку у кого овощи, фрукты?
6. Прослушивание звуков дождика, стихотворения «Дождик».
7. Отгадайте загадку.
(демонстрация зонтика)
В плохую погоду я с вами хожу,
А в солнечный день я свернувшись лежу.
- Зачем нужен зонтик? (Чтобы прятаться от дождя.)
Значит осенью, что ещё бывает? (Часто идёт дождь.)
7. Подвижное упражнение «Дождик».
Капля раз, Прыжок, руки на поясе.
Капля два,
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках.
А потом, потом, потом 8 прыжков.
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сделали домик руками.
8. Упражнение для пальчиков с прищепками.
В гости белочка пришла и грибочки принесла.
Помогите просушить!
«Помогите белочке!»
«Посчитаем грибочки!», (Один грибок, два грибка, три грибка)
9. Театрализация сказки «Репка».
Ведущий.
- А сегодня вместе с вами мы поедем к деду Ване.
Я узнала, что он вроде растит репку в огороде.
Не в лесу, а под горой стоит дом с одной трубой.
Возле дома у ворот Жучка в будке кость грызёт,
На заборе сидит кошка, умывается немножко.
Видно ждёт она гостей, ждёт гостей и новостей.
Солнце медленно встаёт – просыпается народ.
Дед.
- Репка выросла на грядке, как огромная гора!
Вырывать её пора! (Тянет репку.)
- Раз, два, три, четыре!
Больше репки нету в мире! (Вытирает пот.)
- Ну-ка, бабка, помоги, нашу репку потяни!
Бабка.
- Ну и ну, вот это репка! Она выше твоей кепки.
Ведущий.
- Бабка за дедку, дедка за репку! Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Бабка.
Да, не справиться вдвоём, давай-ка внучку позовём.
Внученька, поди , сюда, помогать пришла пора.
Внучка.
-Вот так репка! Ну и ну! Сейчас, бабуля, помогу!
Ведущий.
- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку!
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Внучка.
- Жучка, надо помогать, хватит с кошкой вам играть!
Жучка.
Гав-гав-гав! Вот так репка, ну и ну! С радостью вам помогу!
Ведущий.
-Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку!
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.
Жучка.
- Гав! Вот Мурочка сидит, и на нас она глядит.
Эй, подружка, подходи, репку вырвать помоги!
Кошка.
- Хорошо, я помогу, помогу вам чем смогу!
Ведущий.
-Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку!
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Ведущий.
-Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку!
Тянут, потянут, вытянули репку!
-Ай да мышка, нам она вырвать репку помогла!
10. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали на занятии?
-С листочками, с грибочками, с овощами и фруктами?
-Какую сказку смотрели?
- Понравилось занятие?
11. Итог занятия. Поощрение