Урок литературы на тему М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени (Фаталист)
Урок русской литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Урок 6. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист»)
Тема: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист»)
Цель: Показать учащимся, почему роман завершается новеллой «Фаталист», выявить авторское отношение к герою и понять причины трагедии Печорина.
Задачи:
научить видеть авторское отношение к герою;
научиться выявлять причины трагичности судьбы Печорина.
Концепция:
Цель урока – показать учащимся, почему роман завершается новеллой «Фаталист», выявить авторское отношение к герою и понять причины трагедии Печорина.
Чем непохожа последняя часть романа на предшествующие? Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем нескольким ученикам выделить на доске основные события и героев каждой части. Класс тем временем обдумывает вопрос: что занимало Печорина в повестях «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери»? Чему он посвящал свою жизнь, в чем состояли его намерения, цели?
«Фаталист» на фоне этой панорамы романа выглядит странно. У Печорина здесь нет «друзей» и «врагов». Мысли о судьбе и воле человека так занимают Печорина, что ему не до Насти, «хорошенькой дочки»урядника, у которого он живет. Печорин здесь освобожден от конкретных привязанностей, человеческих привязанностей. Речь идет о предметах более всеобщих, чем человеческие чувства, взаимоотношения, поединки с тем или иным кругом общества.
Увидев это, ученики начинают понимать философский характер последней части романа. Действие происходит «на левом фланге», опасность бродит рядом. Здесь, где близка граница жизни и смерти, возникает спор о том, что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение, предписание сил, ему неподвластных.
Все персонажи новеллы делятся на верящих в судьбу и противящихся ей. К кому же относится название: к Вуличу, Печорину, наконец, Максиму Максимычу с его простодушным говором, завершающим роман? Поначалу общество офицеров, обсуждающих «мусульманское поверье, будто судьба человека написала на небесах », не склонно верить в предопределение. Вулич убеждает всех , даже Печорина , в обратном . Далее классная беседа сосредоточена на характеристике Вулича .
Почему Печорин называет его существом «особенным»? Почему Вулич «никому не поверил своих душевных и семейных тайн»?
Отчего карточная игра так сильно увлекает Вулича? Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари? Вулич по своей сосредоточенности на одной идее напоминает Сильвио из пушкинского «Выстрела»,многие детали которого воскресают в «Фаталисте». Однако идея Вулича отвлеченнее, бесчеловечнее, чем страсть Сильвио. Вулич – игрок, постоянно испытывающий судьбу. И в картах, и в истории с пистолетом Вулич ищет власть над судьбой. Все остальное его не занимает. В этом причина его отчужденности от других людей, закрытости. В этом секрет его хладнокровия, когда под чеченскими пулями он отдает карточный долг.
Бесстрашие Вулича объясняется не презрением к смерти, а почти гипнотической завороженностью одним вопросом, одной мыслью, которую ему важно решить, чтобы знать себе цену: «…может ли человек своевольно располагать своею жизнью или каждому из нас заранее назначена роковая минута…» Рискуя жизнью, Вулич готов доказать Печорину, который утверждает, что предопределения нет, свою правоту. Но пари с Вуличем затеяно, конечно, не только для того, чтобы сделать Печорина фаталистом или приобрести над всеми «какую-то таинственную власть». Вулич себе хочет доказать, что судьба к нему все-таки благосклонна, хотя он в картах «обыкновенно проигрывал». Постоянные неудачи только раздражали его упрямство». Вот это «упрямство» и заставило Вулича играть с жизнью. И он очень доволен, получив в осечке пистолета признаки благосклонности судьбы.
На уроке предлагаем прочесть по ролям диалог Вулича с Печориным, завершающий эпизод пари, и объяснить ремарки, обдумать интонации реплик.
« – Вы счастливы в игре, - сказал я Вуличу.
В первый раз отроду, - отвечал он, самодовольно улыбаясь: - это лучше банка и штосса.
Зато немножко опаснее.
А что? Вы начали верить предопределению?
Верю… только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…
Этот же человек, который так недавно метил себе преспокойно в лоб, теперь вдруг вспыхнул и смутился.
Однако ж довольно! – сказал он, вставая: - пари наше кончилось, и теперь ваши замечания, мне кажется, неуместны… - Он взял шапку и ушел. Это мне показалось странным, - и недаром!..»
Что же странно Печорину в поведении Вулича? После «победы» над судьбой Вулич вновь возвращен репликой Печорина к сомнении в своем счастливом жребии. Мгновенный переход от самодовольства к смущению и резкой сердитости выдают его неуверенность в себе.
Убедил ли действительно этот случай Печорина в том, что человек подчинен предопределению? Размышления Печорина над ночным небом, в котором как бы спорят меж с собой «месяц, полный и красный, как зарево пожара», и спокойно сияющие на темно-голубом своде звезды, убеждает учеников в том, что герой, на словах согласившейся с существованием фатума, проявленного как будто с совершенной очевидностью в испытании Вулича, продолжает сопротивляться этой идее: «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? Эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!»
Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Природе нет дела до их радостей и страданий, и человеческое существование ничтожно мало в сравнении с ней, как случайно вспыхнувший огонек рядом с вечными звездами. Не веря в предопределение, Печорин здесь признает тщетность человеческой воли и тоскует по вере, одушевлявший предков, убежденных, что мир участвует в делах. Воля, действие оказываются возможными для человека, у которого есть вера и цель. Потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя. И это для Печорина трагическое следствие эгоцентризма, позволяющего своевольно располагать своей жизнью.
Парадокс обнаруживает горькую истину: люди, не признающие ничего, более верховного, чем собственные желания, не обретают волю, а теряют ее: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающий сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»Это место в романе, как неоднократно отмечали исследователи, наиболее близко «Думе» Лермонтова. И Печорин так же горько судит свое поколение, как поэт. Но признав, что безверие оказывается роком, парализующим волю его современников, Печорин не подчиняется этому предопределению, диктату строя, общества, времени. Он постоянно берет решение каждого случая в свои руки, испытывая все своим проникающим умом и подчиняя все своей воле. Это и делает Печорина героем времени в подлинном, а не ироническом смысле.
Осечка убедила всех, что есть предопределение, не позволившее Вуличу умереть. Но Печорин прочел в его лице близость смерти и угадал. Вулич был убит пьяным казаком именно потому, что отрешенность или пришедшая к нему вера в счастливый свой жребий, в неуязвимость свою не позволила ему мгновенно понять ситуацию, ясно видеть, кто перед ним. Почему Вулич спросил казака: «Кого ты, братец, ищешь?» Или Вулич еще раз решил испытать судьбу? «Вулич шел один по темной улице; на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью, и, может быть, прошел бы, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не сказал: «Кого ты, братец, ищешь?» – Тебя! – отвечал казак, ударив его шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца..." Это обращение «братец» – еще одно свидетельство благодушия Вулича, не замечающего, кто перед ним.
Итак, способность Печорина угадать судьбу Вулича отменяет, как понимают ученики, сопоставляя события, таинственность предопределения. Последний эпизод новеллы – пленение пьяного казака – окончательно убедиться в том, что Печорин бросает вызов судьбе, подчиняя, казалось бы, неопределимо трудную ситуацию своей воле и точному расчету.
Случай с Вуличем оказывается прологом к поединку Печорина с судьбой: «В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу» Чтобы понять, что поведение Печорина отличается от игры Вулича, предлагаем ученикам вглядеться в эпизод и составляем фрагмент киносценария по этому эпизоду новеллы. Киносценарий здесь хорош именно потому, что он не позволяет ученикам упустить ни одной детали текста. Спор с судьбой идет не только у Печорина. Пьяный казак заявляет: «Не покорюсь!» В ответ на уговоры есаула быть честным христианином и покориться, потому что «нечего делать: своей судьбы не минуешь!» - казак упорно и громко кричит свое: «Не покорюсь!» Это еще один вызов судьбе, пьяный и обреченный на неудачу. Бессилие толпы подчеркивает дерзость Печорина. Но его победа не случай, а точный расчет, ловкость, сила, ум.
И потому, хотя внешне все выглядит фатально, Печорин так и делается фаталистом: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Эта смелость, жажда неизведанного, воля, не раздавленная сомнением, отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить за его судьбой и называть героем времени.
Структура урока:
Основная идея урока:
...Печорин: трагедия судьбы, предопределения, или все же трагедия времени, исторической эпохи?
Учебные проблемные ситуации:
Самая загадочная и непрочитанная новелла в романе.
Вулич: истинный фаталист и истинный фатализм.
Предопределение или же смелость и воля против смерти? Почему все-таки «герой нашего времени»?
Экспозиция.
«Фаталист» до сих пор остается самой непрочитанной, самой загадочной новеллой в составе философско-психологического романа Лермонтова «Герой нашего времени».
I учебная ситуация.
Чем непохожа последняя часть романа на предшествующие?
Работа с доской.
К доске выходят четверо ребят и отвечают на этот вопрос, выделяете основные события и героев каждой части.
Беседа.
Тем временем, все остальные, ответим на такие вопросы, пока ребята работают у доски: что занимало Печорина в повестях «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»? Чему посвящал свою жизнь, в чем состояли его намерения, цели?
II учебная ситуация.
Почему Печорин называет Вулича существом «особенным»? Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари?
Чтение по ролям.
Диалог Вулича и Печорина, завершающий эпизод пари, и попробуем объяснить ремарки и обдумать над интонацией реплик. Убедил ли действительно этот случай Печорина в том, что человек подчинен предопределению?
Беседа.
Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Какой совершенно неожиданный случай поколебал в нем эту веру? Как Печорин испытал свою судьбу?
Работа с текстом.
Сделался ли Печорин фаталистом? Попробуйте объяснить словами из текста.
III учебная ситуация.
К кому относится название последней части романа?
Вывод.
Смелость, жажда неизведанного, воля, не раздавленная сомнением, отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить за его судьбой и называть героем своего времени.
Домашнее задание.
Подготовиться к изложению с элементами сочинения.