Творческо — информационный проект 
Вид проекта: творческо-информационный, групповой.
Продолжительность проекта: кратковременный.
Срок реализации: два месяца (июнь-июль).
Участники проекта: дети средней  группы, воспитатели  группы, родители воспитанников.
Краткая  аннотация проекта: 
Проект «Я и мои друзья» представляет собой работу с детьми 4-5 лет.       «Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком,  если рядом нет другого человека-источника внимания и поддержки, партнёра по игре и труду, носителя  знаний об окружающем мире и способе его познания» (А.С. Макаренко).  День ребёнка в детском саду наполнен разными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка: не вызывая у него  сочувствия, огорчения, радости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т.е. необходимости  формирования «нравственной шкалы отношении», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями  поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к  другому человеку, эмпатия, ценность совместной деятельности. 
Актуальность: Наблюдая за детьми своей группы во время их общения, я обратила внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т.е.  не умеют просто  находиться  рядом.  Эта тема  и определила тему моего проекта «Я и мои друзья».
Проблема:
Чтобы вывести детей на эту проблему, я выбрала нужный момент,  когда получился конфликт между детьми. Обратила на это и внимание других детей. Предложила обсудить и решить эту проблему. Сначала проанализировав с детьми причину конфликта , обсудили пути примирения детей. Беседуя на эту тему, подошла к вопросу о том, можно ли ссориться и к чему это может привести. 
Цель проекта: Формирование у детей представление о дружбе, о доброжелательном отношении друг к  другу.  
Для достижения своей цели я наметила следующие  задачи:
Задачи проекта: 
◊ Дать детям понятие,  что такое дружба;
◊Учить правильному общению друг с другом и правильной оценке своих поступков и поступков друзей;
◊  Формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки друзей.
Предполагаемый результат: 
◊ Дети знают, что такое дружба;
◊  Умеют совершать благородные поступки, радоваться результату; 
Материальное оснащение проекта:
Помощь родителей в создании условий, для реализации проекта.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
◊ Подбор литературы;
◊ Разработка плана проекта;
◊ Подбор двигательных упражнений и подвижных игр;
◊ Подбор дидактических игр, сенсорного материала;
◊ Оформление стенда для родителей;
2 этап – основной.
Беседы, наблюдения,  рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов и пословиц о дружбе, организация дидактических и сюжетно-ролевых игр, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, пальчиковая гимнастика).Месяц июнь:
Формы работы:
◊ Беседа «Живём дружно», «Наши добрые дела»;
◊ Рассматривание картин «Строим дом», «Дети играют»;
◊ Чтение стихотворений «Нужно дружно жить на свете», «Что такое хорошо, и  что такое плохо» В.Маяковского;
◊ Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята»;
◊ Заучивание  разных  «мирилок», стихотворений «Забияка», «Воробей»;
◊ Дидактическая игра «Дом дружбы», «Хорошо-плохо».
◊ Театрализованная игра «Заюшкина избушка»;
◊ Пальчиковая игра «Дружба»;
◊ Прослушивание песни «Улыбка»;
◊ Хороводная игра «Хоровод»;
◊ Сюжетно-ролевая игра  «Семья»;
◊ Речевая игра «Обзывалки»;
◊ Чтение рассказа  К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», «Кубик на кубик» Я. Тайц;
◊ Разучивание  считалки «О дружбе»;
◊ Наблюдение за играми старших детей;
Цель: Дать понятие детям, что без дружбы прожить нельзя. 
Месяц июль:
Формы работы: 
◊ Театрализованная игра «Репка»;
◊Прослушивание сказки «Кот, петух и лиса»;
◊ Беседа «О дружбе», «Учимся общаться друг с другом», «Уступайте друг другу»;
◊ Рисование цветными мелками на асфальте на тему «Мой друг»; 
◊ Разыгрывание проблемных ситуаций;
◊ Заучивание пословиц о дружбе;
◊ Чтение рассказа «Спор ни о чём»; 
◊ Просмотр  мультфильмов «Кораблик» В. Сутеев, «Приключения Кота Леопольда»
◊ Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому»;
◊ Пляска «Поссорились-помирились»;
◊ Рассматривание ситуаций из серии «Оцени поступок»;
◊ Сюжетно-ролевая игра «Автобус»;
◊ Развлечение «Научим Мишку дружить»
Цель: Закреплять знания детей о дружбе. Развивать чувство коллективизма. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Сотрудничество с родителями:
◊ Привлечение родителей к поиску стихов  и пословиц о дружбе;
◊ Индивидуальное консультирование по теме проекта;
◊ Изготовление стенгазеты «Мои друзья».
3 этап – заключительный.
Обработка и оформление материалов проекта; анализ результативности. 
Деятельность родителей в организации проекта: 
◊ Помощь воспитателю в подборе информации,
◊ Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о дружбе.
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
◊ Проведение бесед, подбор художественной литературы, оформление выставок детских работ, разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Результаты  реализации  проекта:
В  результате реализации проекта «Я и мои друзья»  мы создали  необходимые  условия  для  формирования у детей умения дружить.
Пополнили библиотеку  произведениями  о дружбе. Оформили альбомы детских рисунков по соответствующей теме. 
Изготовили стенгазету «Мы дружные ребята ».
Список литературы.
«Я, ты, мы!»  - программа по социально эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Алябьева Е.А. «Тематические дни в детском саду», 2005г.
Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй,  мир! Окружающий мир для дошкольников. 2003г.
Дурова Н.В «Очень важный разговор», 2000г.
Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр  Сфера, 2008.
Кондратьева А. – «Стихи о вежливых словах»
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
Чернецкая Л.В.  Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону:  Феникс, 2005. 
Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/