Анализ профориентационной и психодиагностической работы в 9-11 классах за 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Анализ профориентационной и психодиагностической работы в 9-11 классах за 2014-2015 учебный год
Салехард, 2015 г.
Анализ психодиагностического исследования в 9 классах
Дата исследования: октябрь – ноябрь 2014 г.
Испытуемые: учащиеся 9 классов
Выборка: 45 чел.
Приняло участие в исследовании: 41 чел.
Отсутствовало: 4 чел.
Психодиагностические методики: «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова, опросник Дж.Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
Цель исследования:
определить профессиональные интересы и склонности обучающихся;
формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессии.
Результаты исследования по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова
Данная методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. В зависимости от предмета труда, Климов все профессии подразделяет на 5 типов:
"Человек-человек"
"Человек-техника"
"Человек-знаковая система"
"Человек-художественный образ"
"Человек-природа"
Результаты психодиагностического обследования по данной методике отражены в диаграмме:
Согласно полученным результатам, среди опрошенных обучающихся, большинство отдает предпочтение профессиям, связанным с работой с людьми (39 % опрошенных).
На втором месте по популярности у данной группы обучающихся профессии типа «Человек – художественный образ» (отдали предпочтение этому типу профессий 22% респондентов).
К профессиям типа «Человек-техника» выявлена склонность у 19 % обучающихся.
14 % опрошенных имеют склонность к профессиям, связанным с работой со знаковыми системами.
Наименее популярен в данной группе обучающихся тип профессий «Человек-природа» (6 % опрошенных отдали предпочтение этой группе профессий).
Классификация профессий Е.А.Климова и конкретные виды профессиональной деятельности
Обучащюимся, которые выбрали профессии типа «Человек-человек», рекомендуется заниматься следующими видами деятельности:
воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
Относящим себя к типу – «Человек - природа» следует заниматься:
преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
Обучащюиеся, относящие себя к типу «Человек – знаковая система» могут заниматься:
преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
Тем, кто отнес себя к типу «человек-техника» рекомендуется заниматься:
преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
Обучающимся группы профессий «Человек – художественный образ» следует заниматься:
преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Результаты психодиагностического исследования по опроснику
Дж.Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
Данная методика модифицирована Г. Резапкиной 2 года назад, поэтому является актуальной на данный момент, список профессий, предложенный для выбора испытуемым, составляет наиболее востребованные в настоящее время. Еще одно важное преимущество этого психодиагностического инструмента - его лаконичность. Испытуемым требуется выполнить 30 заданий, что положительно сказывается на достоверности результатов. Поэтому выбор пал на эту методику. Автор методики рекомендует ее в предпрофильной работе.
По результатам диагностики выявлялся профессиональный тип испытуемых:
Реалистический
Интеллектуальный
Социальный
Офисный
Предпринимательский
Артистический
На основании полученных данных построена диаграмма:
Таким образом, в результате обследования обучающихся были выявлены следующие профессиональные типы испытуемых:
у 38 % респондентов преобладает социальный профессиональный тип.
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.
интеллектуальный профессиональный тип ярко выражен у 27 % обучающихся.
Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.
у 24 % респондентов выявлен офисный профессиональный тип личности .
Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.
такое же количество испытуемых (24 %) показали принадлежность к артистическому профессиональному типу.
Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.
у 21 % испытуемых ярко выражен предпринимательский профессиональный тип.
Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.
реже остальных в данной выборке встречается реалистический тип (19 % испытуемых)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип: социальный.
Следует отметить, что перечисленные профессиональные типы в чистом встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Среди опрошенных испытуемых у 38 % выявлена принадлежность к двум и даже трем профессиональным типам.
Анализ психодиагностического исследования в 10 – х классах
Дата: ноябрь 2014 г.
Участники: обучающиеся 10-х классов.
Выборка: 298 чел.
Приняло участие в исследовании: 276 чел.
Отсутствовало: 22 чел.
Методики: методика определения основных мотивов выбора профессии
(Е.М. Павлютенков), опросник профессиональных склонностей (методика Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)
Цели исследования:
Установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии испытуемыми.
Определить профессиональные склонности обучающихся.
Определение основных мотивов выбора профессии старшеклассников
(по методике Е.М. Павлютенков)
Данная методика позволяет установить роль основных мотивов при выборе профессии:
Социальные: желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
Моральные: стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
Эстетические: стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.
Познавательные: стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.
Творческие: стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.
Связанные с содержанием труда: четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.
Материальные : стремление получать определенные блага.
Престижные: стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
Утилитарные: стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.
Так как любая деятельность, в том числе и профессиональная, полимотивирована (то есть обусловлена рядом мотивов), цель данной методики – выявить ведущие мотивы обучающихся.
Результаты проведенного исследования отражены в диаграмме:
Таким образом, среди мотивов выбора профессии на первое место выступает материальный мотив (этот мотив выявлен как один из ведущих у 46 % респондентов) – стремление получать высокую заработную плату и стабильность в будущем.
Второй по популярности мотив выбора профессии – престижный. Он является одним из ведущих у 32 % обучающихся. К этому мотиву относится высокая оценка профессии со стороны общества и возможность карьерного роста.
Чуть менее популярен утилитарный мотив – удобство труда, гарантия поступления в ВУЗ. Эти критерии труда значимы для 26 % обучающихся.
Перечисленные мотивы являются внешними, то есть они лежат вне содержания и результата самого труда. Преобладание данных мотивов над внутренними, на мой взгляд, с мировоззренческими особенностями современного общества, но в то же время могут свидетельствовать о личностной незрелости респондентов.
Те или иные внутренние мотивы выявлены у 46 % опрошенных.
К более популярным из них относятся познавательные мотивы (у 12 % опрошенных) и творческие мотивы (у 10 %) – мотивы личностного роста.
Общественная значимость труда является мотивом выбора профессии только для 7 % опрошенных. Моральные и эстетические мотивы отмечены только у 6 % обучающихся. Наименее популярный мотив выбора профессии – содержание труда. Этот мотив выявлен у 4 % опрошенных.
Опросник профессиональных склонностей
(методика Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)
В предложенной методике определяется один из шести типов профессиональных склонностей старшеклассников:
Склонность к работе с людьми.
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе.
Склонность к практической деятельности.
Склонность к эстетическим видам деятельности.
Склонность к экстремальным видам деятельности.
Склонность к планово-экономическим видам деятельности.
Результаты проведенного исследования в 10-х классах отражены в диаграмме:
Таким образом, исследование показало, что у респондентов чаще остальных типов склонностей встречается склонность к работе с людьми (выявлена у 34 % опрошенных).
Этим обучающимся подойдут профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
Склонность к планово-экономическим видам деятельности отмечена у 28 % обучающихся.
Данной группе обучающихся можно рекомендовать профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
У 27 % респондентов выявлена эстетическая профессиональная направленность, то есть расположенность к профессиям творческого характера.
Можно порекомендовать профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
Склонность к экстремальным видам деятельности показали 22 % обучающихся.
К данному типу относятся профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
Чуть меньшее количество обучающихся (21 %) склонны к исследовательскому (интеллектуальному) труду.
Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
У 18 % обучающихся выявлена склонность к практической деятельности.
Этим обучающимся можно порекомендовать широкий круг профессий: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
Анализ профориентационного исследования в 11 – х классах
Дата: март 2014 г.
Участники: обучающиеся 11-х классов.
Выборка: 261 чел.
Приняло участие в исследовании: 246 чел.
Отсутствовало: 15 чел.
Методики: опросник профессиональных склонностей (методика Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)
Цель исследования: определить профессиональные склонности обучающихся.
Опросник профессиональных склонностей
(методика Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)
На основе полученных результатов построена диаграмма:
Исследование показало, что у исследуемых чаще остальных типов склонностей встречается склонность к работе с людьми (выявлена у 36 % опрошенных).
Этим обучающимся подойдут профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
Склонность к планово-экономическим видам деятельности отмечена у 31 % обучающихся.
Данной группе обучающихся можно рекомендовать профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
27 % склонны к исследовательскому (интеллектуальному) труду.
Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
У 21 % респондентов выявлена эстетическая профессиональная направленность, то есть расположенность к профессиям творческого характера.
Можно порекомендовать профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
У 19 % обучающихся выявлена склонность к практической деятельности.
Этим обучающимся можно порекомендовать широкий круг профессий: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
Склонность к экстремальным видам деятельности показали 15 % обучающихся.
К данному типу относятся профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
У 19 % обучающихся выявлена склонность к практической деятельности.
Этим обучающимся можно порекомендовать широкий круг профессий: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
Следует отметить, что перечисленные типы профессиональной склонности в чистом встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе или двух-трех ведущих типах профессиональной склонности. Отчасти это может быть так же связано с тем, что обучающиеся не всегда четко представляют, чем хотели бы заниматься.
Консультативная работа по профориентации
(индивидуальная и групповая)
В течение месяца после психодиагностического обследования с обучающимися 9-11 классов проведены групповые консультации по результатам психодиагностики. Обучающимся даны рекомендации относительно предпочтительных сфер профессиональной деятельности на основании результатов методик «ДДО» Климова и методики Л.Йовайши «Определение профессиональных склонностей». Так же совместно с учащимися были проанализированы результаты методики «Мотивы выбора профессиональной деятельности» (10-е классы). Обучающимся рекомендации рекомендации по выбору профессии. Всем, кого заинтересовала проблема выбора профессии, предложена индивидуальная консультация у психолога.
За 2014-2014 учебный год индивидуальные консультации по профориентации прошли:
Классы Количество консультируемых
9- е 14 чел.
10-е 26 чел.
11 – е 19 чел.
Всего 59 чел.
На индивидуальных консультациях обучающимся была предложена дополнительная (углубленная) профессиональная диагностика по программе «Profi», а так же методики:
- Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников);
- Опросник профессиональной готовности.
Данные методики отобраны для индивидуальной диагностики, так как очень информативны, но сложны в обработке при групповом исследовании.
При индивидуальном консультировании основные запросы обучающихся были по темам выбора учебного заведения, запрос профессиограмм и по проблеме выбора профессии с учетом интересов и способностей.
Работа по профориентации с родителями обучающихся
В течение года в соответствии с планом педагога-психолога были проведены следующие родительские собрания по профориентации:
№ п/п Тема собрания Месяц Количество присутствующих
1 «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (для родителей обучающихся 9 кл.)
октябрь 14 чел.
2 «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников» (для родителей обучающихся 11 кл.) октябрь 27 чел.
3 Выступление на родительском собрании по теме «Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения юношей» (для родителей обучающихся 10-11 кл.) ноябрь 34 чел.
4 «Выбор профиля» (для родителей обучающихся 9кл.) февраль 12 чел.
5 Выступление на родительском собрании по теме «Как помочь своему ребенку выбрать профессию» (для родителей обучающихся 9кл.) март 17 чел.
6 Выступление на родительском собрании по теме «Профориентационная работа с детьми группы ОВЗ» май 29 чел.