Доклад на педсовете на тему Взаимодействие семьи и школы в интиресах личности ребенка


Педсовет: 06.01.2016 год
ТЕМА: «Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка».
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он совсем должен отрываться от берега»
(Л.А.Кассиль)
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка
Задачи:
Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах взаимодействия семьи и школы.
Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.
На сегодняшний день остро стоит проблема привлечения родителей в образовательный процесс школы. Многие родители просто не понимают, что нужно уделять внимание образованию своих детей.
Родители являются первыми воспитателями своего ребенка и именно они оказывают на него самое сильное влияние.
Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней жизни ребенка уделяют ему должное внимание, формируют в нем какие-то творческие способности и интересы, то в будущем они будут для ребенка авторитетом.
Когда ребенок приходит в школу к воспитательному процессу присоединяются педагоги. И ребенок будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях понять его индивидуальные особенности и направить формирование его личности в правильное русло.
Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Это, прежде всего экономическая сторона, падение жизненного уровня большинства семей, что приводит к росту числа разводов.
А развод это возникновение неполноценной семьи, что отрицательно влияет на психику детей.
Так же сейчас очень часто можно встретить семьи имеющие всего одного ребенка, эти семьи и конкретно дети, требующие к себе особого внимания.
В нашей деревни только 68% детей воспитывается в полных семьях, 26% в неполных (отсутствует либо мать либо, чаще всего отец) и 6% детей воспитывается с бабушками и дедушками.
Но, что и говорить, даже полные семьи в условиях современной рыночной экономики имеют проблемы с воспитанием детей. А именно большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек, дедушек и ШКОЛЫ.
А школа к сожалению не может заменить или хотя бы частично компенсировать, то, что должен получать ребенок от родителей!
Большинство семей, даже имея свободное время, испытывают затруднения в вопросах современного воспитания, т.к. культурный уровень многих семей достаточно низкий (родители не имеют образования, мало читаю).
Все это значительно усложняет задачи школы, главные из которых:
Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
Оказание воспитательной помощи семье.
Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей в воспитании ребенка.
Взаимодействие школы и семьи имеет разные формы:
(Перед тем как их озвучить, каждый из учителей заполняет кластер)
Родительские собрания
Индивидуальные консультации
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Родительский комитет
Посещение на дому
«День открытых дверей»
Общение с родителями посредством записей( ведение дневника)
Телефонные звонки
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ - к сожалению, родительские собрания очень часто сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению каких-либо хозяйственных вопросов. Родительское собрание не должно быть только монологом классного руководителя!
Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители и, если это необходимо, ученики.
У родителей только тогда появляется любовь к школе и классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.
Некоторые рекомендации по проведению родительских собраний:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.
Если технические возможности позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ - Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Здесь так же уместно привлечение в некоторых вопросах психолога, который может так же провести консультацию с родителями.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ И ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – приглашение родителей на открытые уроки, делает процесс обучения детей более прозрачным. Присутствуя на уроке родитель может увидеть все плюсы и минусы своего ребенка. Обратить внимание на существующие проблемы по данному предмету и конкретно по поведению в классе.
Приглашение, а еще лучше привлечение родителей во внеклассную работу своих детей это одна из очень важных форм взаимодействия семьи и школы. Присутствуя на праздничных концертах или тематических мероприятиях, родители могут увидеть таланты своего ребенка, оценить работу учителей по внеклассному воспитанию. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую и социально значимую деятельность, повышает авторитет родителя в глазах его ребенка.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ – это родительский актив, который является основой педагога в решении задач общеобразовательного процесса. Он работает на основе Положения о родительском комитете школы, которое разрабатывается совместно педагогическим коллективом школы и родителями. Члены родительского комитета вместе с классными руководителями (директором школы) планируют, готовят и проводят совместную работу по подготовке и проведению различных мероприятий, а также, принимают активное участие в работе школы (питание, медицинское обслуживание и др. направления).
ПОСЕЩЕНИЕ НА ДОМУ - огромный диагностический материал классному руководителю (учителю) дает посещение семей школьника. При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:
Состав родителей и общие сведения о них;
Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы);
Жилищные условия, материальная обеспеченность;
Общая атмосфера, микроклимат в семье;
Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме радио, телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка.
Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье;
Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям;
На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, школы, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей.
«ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» класса можно проводить 1 раз в четверть. В этот день на уроки и внеклассные занятия приглашаются родители. Они могут посетить любой урок, посмотреть, как работает их ребенок, сравнить его с другими учащимися класса. В конце дня (после уроков) с родителями ведется разговор о работе класса в целом и о воспитанности отдельных учеников.
«День открытых дверей» школы рекомендуется проводить 2 раза в год. В программе дня могут быть открытые уроки, консультации со школьными психологом, медицинским работником; семейные праздники, конкурсы. Для «дня открытых дверей» определяется тема и ведется большая подготовительная работа. Это: выпуск тематических газет, подготовка детских и родительских работ, конкурс рисунков, выставки детского творчества и т.д.
ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА – дневник это средство общения с родителями ни только классного руководителя, но и каждого учителя предметника тоже. По средствам дневника родители всегда осведомлены о оценках своего ребенка (это ежедневные оценки по предметам и экраны успеваемости 1 раз в месяц, вклеиваемые классным руководителем), и о поведении своего ребенка. По средством дневника учитель может предупредить родителя об опасности при помощи так называемых «сигнальных надписей» (например «Обратите внимание на математику!», «Следите за выполнением домашнего задания!»), так же это средство оповещения о чем-либо (о родительских собраниях, о проведении ярмарки, о том что нужно принести на урок и т.д.)

ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ – очень удобным способом общения с родителями является телефонный звонок. Чем он удобен? Тем, что можно экстренно оповестить о чем-то (например об отмени занятий из-за низкой температуры). Возможность осведомиться у родителя о причине отсутствия ребенка в школе. А так же поговорить или предупредить родителя о каких-либо вопросах (например «Сегодня с Олей беседовал психолог, потому что она стала плохо общаться с одноклассниками» или «Ваш ребенок отстранен от занятий по причине выявления педикулеза во время осмотра медицинским работником школы».). Так же и в противоположном направлении РОДИТЕЛЬ может оповестить учителя, о том, что ребенок будет отсутствовать в школе или выяснить какие-то срочно возникшие вопросы.
Конечно телефонные разговоры с родителями не в коем случае не должны заменять живое общение!!!
Все это направлено на создание тесного взаимодействия, контакта между учителями и родителями. И это возможно только тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:
1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
2. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Поэтому учитель должен уметь призвать даже тех родителей, которые не имеют педагогической подготовки и образования, с глубоким пониманием и ответственностью относиться к воспитанию детей.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
4. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.
Итак, по средствам этих форм и правил взаимодействия семьи и школы, начиная от момента когда ребенок ступает на порог школы, должно быть направлено на формирование его личности ребенка.
Начиная с работы с родителями будущих первоклассников, психолог и учителя начальных классов проводят психолого- педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе.
Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру.
Переходя в основную школу классными руководителями проводятся тематические классные собрания, согласно возрастным особенностям учеников. Проводятся беседы медицинского работника по ходу физиологического формирования ребенка.
В старших классах, учителя предметники, классные руководители направляют учеников на выбор своей будущей профессии. Проводят классные часы по профориентации. Психолог проводит беседы и подготавливает учеников к сдачи выпускных экзаменов и ЕНТ.
Так ШКОЛА и СЕМЬЯ взявшись за руки из года в год выпускает новых, ХОРОШИХ людей в самостоятельную жизнь!