Организация контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7 «Ступени»
2235200106680
Организация контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии

Усманова Ирина Семёновна
учитель – логопед
высшая квалификационная категория

Верхний Уфалей
Оглавление
Введение
1 Психолого-педагогическое обоснование организации контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии
1.1 Обоснование необходимости организации контроля в учебной деятельности младших школьников
1.1.1 Структура учебной деятельности школьников
1.2 Организация контроля в учебной деятельности младших школьников
1.2.1 Функции контроля
1.2.2 Виды контроля результатов обучения
1.2.3 Методы и формы организации контроля
2 Практические решение проблемы организации контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии
2.1 Организация контроля знаний, умений и навыков на логопедических занятиях при коррекции дисграфии
2.1.1 Текущий контроль
2.1.2 Тематический контроль
2.1.3 Итоговый контроль
3 Результаты исследования уровня организации контроля
Заключение
Список литературы
3
4
4
6
8
8
9
10
13
13
15
19
21
27
30
32
Введение
Представляемая работа обосновывает идею организации контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии и представляет опыт работы, построенный на основе технологии учебной деятельности.
Необходимость организации контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях выявлена в результате многолетней практической деятельности. При этом в большей степени эта потребность проявляется при коррекции дисграфии.
Работа содержит задания для реализации учебных действий, с помощью которых осуществляется дидактический процесс на логопедических занятиях, диагностическую работу, контрольные работы, диагностическую карту самооценки, анкету, анализы контрольных работ.
Методические рекомендации, основанные на технологии учебной деятельности, апробированы и имеют положительный результат обучения, о чём свидетельствуют данные самооценки школьников, их коммуникативных умений и навыков, способствуют развитию самостоятельности в осуществлении деятельности, речемыслительной активности, памяти, мотивационной и эмоциональной сфер школьников.
1 Психолого-педагогическое обоснование организации контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии
1.1 Обоснование необходимости организации контроля в учебной деятельности младших школьников
В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. «Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка». /31/
В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности. Многолетними исследованиям психологов под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показано, что к формированию у ребёнка учебной деятельности (это должен быть целенаправленный подход) нужно приступать с самого начала школьного обучения. «Для нормального пребывания в средней школе все дети должны иметь потребность в учении и умение учиться. Это потребность и умение учиться могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте… Создание в начальной школе надлежащих условий для формирования у младших школьников полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки, будут находиться в русле решения … задач, поставленных перед начальным образованием. Во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития. Во-вторых, действительно прочные умения и навыки формируются у детей при наличии у них определённых теоретических знаний. В-третьих, добросовестное отношение детей к обучению опирается на потребность, желание и умение учиться, которое возникает в процессе реального выполнения учебной деятельности». /2/
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Необходимо своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
При осуществлении коррекционной работы очень важно добиваться, чтобы ребёнок в какой-то мере понял сущность недостатка своей речи. Не менее важно, чтобы у школьника появилось желание преодолеть имеющийся дефект и чтобы он со своей стороны прилагал к этому определённые усилия. Поэтому закономерно стремление учителя-логопеда к культивированию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.
Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечивается контрольной частью учебной деятельности.
Таким образом, в структуре учебной деятельности школьников контроль (самоконтроль) входит как компонент этого вида деятельности, что позволяет прийти к заключению о том, что продуктивность учебного процесса во многом определяется его сформированностью.
1.1.1 Структура учебной деятельности школьников
Под учебной деятельностью школьников Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова понимается только лишь такая деятельность, которая направлена на преобразование самого действующего субъекта. Учебная деятельность – это опосредующее звено между обучением и развитием. Учебная деятельность ставит перед собой цель не накопления суммы научных фактов в памяти учащегося, а овладение способами получения и применения этих знаний в любых конкретно-практических ситуациях, при которых накопление знаний фактического материала является лишь средством указанного овладения. Д. Б. Эльконин указывал на то, что учебная деятельность–сложное по своей структуре образование. /32/. В неё входят учебно-познавательные мотивы учебные задачи и учебные операции, контроль и оценка. Учебные операции или действия соотносятся с мотивами, поэтому «… в процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит её конкретизация в многообразии методов, требующих от детей выполнения учебных действий». /4,5/
Схема структуры произвольной человеческой деятельности
Потребность→Цель→Мотив→ Действия→ Самоконтроль→ Самооценка
Схема структуры учебной деятельности в соответствии со структурой произвольной деятельности
Учебная задача→ Учебные действия→ Действия самоконтроля→ Действия самооценки
Потребностно-мотивационная сфера «Образовательная программа гимназических классов в начальной школе базируется на педагогической системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова и технологии формирования учебной деятельности, которые направлены на развитие личности школьников в процессе присвоения ими способов деятельности, присущей данному возрасту, а именно – учебной, которая содержит следующие действия:
выделение предмета учебного познания и формирование мотива – цели;
диалектно-логическое абстрагирование предмета учебного познания;
формально-логическая конкретизация выделяемых абстрактных знаний;
построение модели формируемого знания;
определение понятия, формулирование правила, закона и т.д.;
выделение общего способа деятельности для решения поставленной учебной задачи;
интериоризация способа деятельности;
самоконтроль усвоения способа деятельности;
самооценка усвоения способа деятельности.
Таким образом, учебная деятельность – это деятельность, которая направлена на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности на основе его предварительного открытия и выделения ориентировочной основы – нового фактического знания». /18/
Реализация этих действий на логопедических занятиях при коррекции дисграфии позволяет эффективно организовать учебную деятельность.
Контроль – одна из подфункций психической регуляции деятельности.
В описании девяти учебных действий выделен лишь итоговый контроль. А промежуточный контроль как деятельностный, так и результативный сопровождает каждое учебное действие, каждый этап занятия.
Выше сказанное ещё раз доказывает необходимость организации контроля в учебной деятельности школьников.
1.2 Организация контроля в учебной деятельности младших школьников
Особенностью начальной школы является отсутствие обязательной итоговой аттестации выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу служит основой для организации контроля учебных достижений /31/.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – поверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения /21/.
Любой контроль организуется и проводится в определённой последовательности.
Алгоритм контроля:
Цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.
1.2.1 Функции контроля
Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
Воспитательная функция выражается в рассматривании формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.
Управленческая функция очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
1.2.2 Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль
Это наиболее оперативная, динамическая и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому поводится на первых этапах обучения. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем-логопедом анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Сочетание различных форм текущего контроля позволяет активизировать воспроизводящую познавательную деятельность учащихся.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Этот вид проверки имеет большое значение для систематизации материала. Нужно задать такие вопросы или предложить такое задание, в которых учащийся увидел бы основное содержание темы, основные идеи. В этом смысл тематического контроля.
Такой контроль приучает логически мыслить, находить главное, существенные связи в учебном материале, запоминать основное. Ученик получает возможность представить главные положения учебной дисциплины.
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов учения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Его значение в том, чтобы дать правильную объективную оценку достигнутым успехам ученика, уровню его развития. Учитываются се аспекты учебной деятельности.
Преимущества и недостатки усвоения отдельного предмета глубже выявляются с точки зрения общих итогов успеваемости школьника. Становится очевидным, какие стороны в учении школьников требуют дополнительных усилий, какие наиболее благоприятно воздействуют на развитие учащихся.
1.2.3 Методы и формы организации контроля
Какими бы ни были формы, методы и приёмы контроля результатов учебной деятельности школьников, они должны реализовывать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность. Они должны обеспечить всестороннею проверку знаний; усвоение всех основных компонентов, их составляющих; определение уровня усвоения знаний; контроль умений и навыков познавательного и практического характера, оперативность контроля и его своевременность; не только контролирующую, но также и обучающую и воспитывающую функции контроля.
Методы контроля

Контроль теоретических знаний
Устный опрос
Комбинированный опрос
Письменный опрос Контроль формирования практических умений и навыков
Письменная практическая работа
в речевой форме
в графической форме
Формы контроля

По способу предъявления
письменный
устный
По числу проверяемых
индивидуальный
фронтальный
групповой
По мету проведения
домашний
классный
По степени дифференцированности оценки
недифференцированный (зачёт)
дифференцированный (зачёт)
По объёму контролируемого материала
итоговый
промежуточный
По характеру предъявляемых знаний

Вопросы
«Тихий опрос»
вопросы диагностического характера
Работа с печатными средствами
работа в тетрадях с печатной основой
работа с перфокартами
тесты
работа по карточкам
Разборы
Работа над ошибками Схемы
составление схем
составление таблиц
Работа со связным текстом
диктант
контрольная работа
сочинение
изложение
рецензирование
конспектирование
Для превращения ученика в активного субъекта контрольно-оценочного компонента всей учебной деятельности необходимо включить его в деятельность, в ходе выполнения которой он сам будет осуществлять проектирование, планирование, мотивацию, контроль, коррекцию и оценку.
Выводы по первой главе:
Учебной называется не любая полезная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, а только та, которая формирует у ученика потребности и умения самостоятельного поиска и усвоения теоретического знания. Её предметом являются общественно выработанные способы осуществления практической и теоретической деяте6льности.
В структуре учебной деятельности школьников контроль (самоконтроль) – компонент этого вида деятельности, продуктивность учебного процесса во многом определяется его сформированностью.
Переход от внешнего контроля и оценки к самоконтролю и самооценке способствует формированию такого личностного образования как рефлексия.
Организация контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии является возможной и обусловленной потребностями практики.
2 Практическое решение проблемы организации контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях
2.1 Организация контроля знаний, умений и навыков на логопедических занятиях про коррекции дисграфии
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом или определённых его компонентов невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся знания, как они умеют применять их на практике для решения самых разных задач. «Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». /31/
Значение контроля знаний, умений и навыков учащихся состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю-логопеду вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками изученного материала. Систематический учёт ЗУНов школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применение их на практике ,а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью». /19/
Знания в общей сумме сведений, изученных на логопедических занятиях, рассматриваются прежде всего как основа созданного формирования соответствующих умений и навыков. Без знания понятий, норм, языковых фактов нельзя научиться грамотно говорить и писать. Следовательно, в процессе обучения учитель-логопед должен вести регулярный, целенаправленный контроль за их усвоением.
Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся проводится как в процессе изучения всей темы, так и после изучения раздела или темы в целом.
Обычно для проверки уровня сформированности умений и навыков используются те же виды работ, которые применялись при обучении. При итоговом контроле круг этих видов заданий несколько сужается ,появляются специфические, характерные именно для этого этапа виды контрольных заданий.
Все способы проверки умений и навыков учащихся делятся на три большие группы; в основе этого деления лежит характер формируемых умений и навыков учащихся:
методы проверки учебно-языковых умений;
методы проверки правописных умений;
методы проверки речевых умений и навыков. /16/
На различных этапах учебного процесса применяются разные виды, методы, формы контроля ЗУНов.
Этапность в реализации данной идеи:
1-й этап: определение перечня ЗУНов, подлежащих контролю (исходя из программных требований);
2-й этап: анализ заданий контролирующего характера, представленных в методической литературе;
3-й этап: разработка методических рекомендаций по использованию различных видов, методов, форм контроля.
В результате последовательного прохождения перечисленных выше этапов, мною разработаны методические рекомендации к логопедическим занятиям при коррекции дисграфии на основе технологии учебной деятельности.
Предлагаю методические рекомендации по использованию различных видов, методов, форм контроля при изучении следующих тем.
2.1.1 Текущий контроль
Тема: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова. Обозначение их буквами». 2 класс.
Форма задания Контроль теоретических знаний Контроль умений и навыков
Вопросы Устный, письменный Фронтальный, групповой, классный
Какие парные звонкие/глухие согласные вы знаете?
В какой позиции звук и буква совпадают, написание не вызывает сомнений, звук может быть обозначен на письме одной буквой?
В какой позиции звук и буква не всегда совпадают, написание вызывает сомнение, звук может быть обозначен различными буквами?
Какую особенность в произношении парных звонких/глухих согласных звуков на конце слов вы знаете?
Каким должно быть проверочное слово? Фронтальный, групповой, классный
Как проверить парный согласный на конце слова?
Работа с печатными средствами Устный, письменный Групповой, индивидуальный, классный
1. Работа по карточкам
1.1. Продолжите моделирование правила написания парных звонких/глухих согласных на конце слов.

1 2
4 3
1.2. Допишите.
Парные звонкие/глухие согласные на конце слов нужно проверять. Для этого надо ____________.
1.3. Что пропущено?
1).

2). +
3).

4).
1.4. Допишите.
Общий способ умственных действий при написании парных звонких/глухих согласных на конце слов.
1). Слышу ____________.
2)..Изменяю слово так, чтобы ________________.
3). Смотрю ___________.
4). Пишу _____________.
5). Контролирую правильность выбора Групповой, индивидуальный, классный
1. Работа по карточкам
1.1. Составьте модель правила написания к словам: утюг, крот, стриж, удав.
1.2. Образуйте слова, обозначающие один предмет. Объясните написание парных согласных на конце слов: сугробы, ландыши, соседи, гости, грачи, флаги, дрозды, львы, огороды.
1.3. Спиши, изменяя слова в скобках:
Стадо (коровы)
Пара (сапоги)
Несколько (берёзы)
Стопка (книги)
Стайка (рыбы)
1.4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово:
Сне… укутал деревья. Ду… в мохнатой шапке. На ветках берё… белый шар. Молодая ёлочка спряталась в сугро… Нестрашен деревьям холо… и моро…
2. Тест.
Найди лишнее слово:
А)
1). лошадь
2). медведь
3). морж
4). енот
5). голубь
Б)
1). поезд
2). пароход
3). самолёт
4). паровоз
5). теплоход
Схемы и таблицы Устный, письменный Фронтальный, групповой, индивидуальный, классный
1. Заполните схему недостающими словами.
Способы проверки парных звонких/глухих согласных
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Фронтальный, групповой, индивидуальный, классный
1. Заполните таблицу.
Способы проверки парных звонких/
глухих согласных Слова с парными звонкими/глухими согласными на конце
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2. Из слов в скобках, составьте предложения:
1). Когда? == ––
(листопад, начнётся, скоро)
2). –– == Какой? Что?
(наряд, дуб, осенний, надел)
3). Откуда? == Какие? ––
(полетели, монетки, с берёз, жёлтые)
Разборы Устный, письменный Групповой, индивидуальный, классный
1. Восстановите порядок фонетического разбора. Групповой, индивидуальный, классный
1. Выполните полный фонетический разбор слов с парными звонкими/глухими согласными на конце.
2. Образуйте от слов с парными звонкими/глухими согласными на конце новые слова

3. Измените по образцу:
Полевой василёк – васильковое поле.
Утренний мороз – …
Дождевой гриб – …
Работа со связным текстом Письменный Фронтальный, групповой, индивидуальный, классный
1. Краткое конспектирование основных положений или правил
Индивидуальный, классный
1. Диктант.
Прорубь.
Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд. Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лёд. Лёд треснул. Ваня упал в прорубь. Вода была студёная. Ваня замёрз и простудился.
Подчеркните парные звонкие и глухие согласные в конце слова.
К словам прорубь, замёрз подберите и запишите проверочные слова.
2. Выборочный диктант.
Выпишите слова с парными звонкими/глухими согласными на конце, рядом запишите проверочные слова.
Арбуз.
Сосед Олег Петрович принёс большой арбуз. Папа взял нож и нарезал его дольками. Арбуз был прекрасный, сочный.
Глеб, папа и сосед ели арбуз. Хорош на вкус!
2.1.2 Тематический контроль
Контрольная работа по теме «Безударные гласные в коне слова». 3 класс.
Диктант
Чудо из леса.
Детвора любит мастерить разные вещицы. Ребятишки принесли из леса сосновые и еловые шишки. Они запасли веточки и листочки. Учитель труда Семён Петрович напилил дощечек. Надя Скворцова вырезала полоски из цветной бумаги.
И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Ребята делают весёлых зверюшек. Посмотрите на лисичку–сестричку, ежиху, козлёнка. Кому подарить это чудо? Отнесём их малышам!
Слова для справок: открыта, кому.
Задания по уровню сложности.
1-й уровень
1. Допишите модели способов проверки безударных гласных в корне слова недостающими элементами
1). Изменяю слово



…? Что?
2). Подбираю проверочное слово
Какой? …?
Что делал? …?
…?



2. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными е, о в корне, запишите к ним проверочные слова.
3. Разберите по составу слово веточки.
4. Выпишите из текста однокоренные слова с корнем мастер.
2-й уровень
1. Укажите модели способов проверки безударных гласных в корне слова.
2. Выпишите из текста слова с безударными гласными и, а в корне, запишите к ним проверочные слова.
3. Разберите по составу слова цветной, листочки.
4. Выпишите из текста однокоренные слова с корнем мастер. Припишите ещё 1–2 слова.
2.1.3 Итоговый контроль
Итоговый контроль осуществляется с целью – поверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил, основных понятий, способов умственных действий и усвоения знаний по грамматике ,фонетике, лексике
Диктант с заданиями
2 класс, 2 четверть
Горка.
Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Весь день трудились. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили её водой. /30 слов/.
Слова для справок: скоро, выросла.
Задания:
1. Запишите цифрами, сколько букв и сколько звуков в слове мальчики.
2. Выпишите из текста два слова, в которых мягкость согласного звука обозначена гласной буквой.
3. К слову работали выпишите из текста близкое по значению.
3 класс, 4 четверть
Конец мая.
Коротка майская ночь. Вот заиграл первый луч солнца. Подул прохладный ветерок. Зашелестели листочки. Всюду проснулась жизнь. Стадо коров идёт на пастбище. К реке важно шагают гуси. Впереди гогочет вожак. На горе видны постройки. Это молочная ферма. Взрослые жители села Сосновка спешат на работу. У людей много дел на полях. Ребятишек зовёт в школу последний звонок. Начался трудовой день. /60 слов/.
Слова для справок: гогочет, впереди.
Здания:
1. Разберите по составу слова: постройки, звонок.
2. Подчеркните по одному слову с безударными гласными е, о, а, и в корне, проверяемыми ударением.
3. Соедините буквы, сходные по написанию в словах: видны, зашелестели.
4. Выпишите из текста два глагола движения: идёт, …, ….
Контрольное списывание
4 класс, 1четверть
Лось.
Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан.
Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка. Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие, стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты. /57 слов/.
(По Г. Скребицкому)
Списать только ту часть текста, где даётся описание лося.
Работа над предложением, текстом
2 класс, 3 четверть
Прочитайте текст и заголовок к нему. Подумайте, как бы вы закончили текст.
Ёжик проснулся
Весна. Стояли тёплые деньки. Мы с другом гуляли по лесу. Вдруг под кустом зашевелились листья. Мы не поверили своим глазам. Что это за чудо?
………………………………………………………………………………………….
Запишите начало текста и его продолжение.
3 класс, 4 четверть
Изложение
Стыдно перед соловушкой.
Однажды Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги девочки сели отдохнуть. Вынули они из сумки хлеб, масло, яйца. Стали девочки обедать.
Закончили Оля и Лида обед. И вдруг запел соловей. Они слушали прекрасную песню, не шевелясь.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и бросила под куст. А Лида завернула в газету скорлупки, хлебные крошки и положила в сумку. Стыдно было перед соловушкой оставлять мусор в лесу.
(По В. Сухомлинскому)
План:
1. Обед в лесу.
2. Чудесная песня.
3. Поступок Оли.
4. Поведение Лиды.
Напишите изложение по плану. Каждую часть пишите с красной строки. Можно выразить своё отношение к поступку Оли и поступку Лиды.
4 класс, 4 четверть
Сочинение
О каком весеннем чуде рассказывает автор?
Чудо.
У нас в саду случилось чудо.
Нет, правда, чудо, я не вру!
Вдруг ни откуда, ни отсюда
Оно явилось по утру.
Вчера крыжовник весь светился –
Он был корявый и смешной,
А нынче сразу распустился.
Стоит под зеленью сплошной …
(Е. Благинина)
О каком весеннем чуде ты хотел бы написать?
Разработка проекта
Цели:
1. Развитие навыков проведения исследовательской работы.
2. Выявление учащихся, склонных к исследовательской работе.
Задачи:
развитие познавательных интересов учащихся к логопедическим занятиям;
развитие навыков работы с литературой;
развитие навыков анализа и интерпретации собранного материала;
развитие навыков грамотного оформления результатов исследовательской работы;
развитие навыков публичного выступления.
Ребята самостоятельно выбирают тему для исследования смешиваемых букв.
На основании результатов итоговых контрольных работ заполняются сигнальные листы в дневниках учащихся.
Итоговые контрольные работы по русскому языку и логопедическим занятиям, их анализ являются средством контроля согласно Системе учёта текущей и итоговой успеваемости. /29/.
«Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». /8/.
На основании выработанной системы заполняется Ведомость успеваемости учащихся.
Разработанные методические рекомендации по использованию различных видов, методов, форм контроля апробированы на логопедических занятиях при коррекции дисграфии.
Об эффективности организации контроля свидетельствуют следующие факты:
во-первых, систематизированный указанным образом контроль обеспечивает экономию времени на занятии, организационную сложность, валидность и объективную ценность результатов. Предложенные формы контроля и в соответствии с этим подобные задания помогают выявить проблемы в теоретических знаниях школьников, а, следовательно, и понять «происхождение» ошибок, допускаемых в практической работе. Всё это, в свою очередь, позволяет иметь сведения о знаниях и умениях практически каждого учащегося в группе, строить и варьировать с учётом этого процесс обучения;
во-вторых, ученики, сталкиваясь с целенаправленным, часто не поверхностным, а глубоким контролем знаний, умений и навыков, стали не только внимательными к объяснениям учителя-логопеда, ответам других учеников, но и более самостоятельными;
в-третьих, объективные данные поверки показывают более высокий уровень сформированности ЗУНов в тех группах, где в системе использовались различные виды, методы и формы контроля.
Выводы по второй главе:
Учебная деятельность – это произвольная деятельность сознательно организуемая и регулируемая школьником на основе имеющейся у него потребности.
Контроль за усвоением знаний и формированием умений – важный этап учебного процесса, который позволяет констатировать объективный уровень знаний, умений и навыков школьников после изучения темы, а также выяснить, насколько успешно идёт освоение нового материала в ходе его изучения.
Реализация девяти учебных действий, с помощью которых осуществляется дидактический процесс на логопедических занятиях, создаёт должные условия для организации контроля ЗУНов учащихся.
Организация контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях является необходимой для коррекции дисграфии.
3 Результаты исследования уровня организации контроля
Работая над данной проблемой, мною были разработаны методические рекомендации на основе технологии учебной деятельности.
Апробируя эти рекомендации и диагностируя учащихся наряду с другими общепринятыми показателями, выявлен уровень организации контроля.
Уровень организации контроля определяется реализацией учебных действий и их осознанностью
Цель данного исследования составило изучение влияния организации контроля в учебной деятельности на процесс формирования понятийного мышления у младших школьников, заинтересованности, эмоционального отношения к различным видам деятельности на логопедических занятиях во 2-м классе по теме «Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство».
Выявление уровня организации контроля в учебной деятельности младших школьников проводилась на основе диагностической работы, контрольной работы, диагностической карты самооценки, анкеты.
Характеристика результатов обучения

Характеристика уровня сформированности знаний, умений, навыков

Характеристика уровня сформированности знаний, умений, навыков, интереса к логопедическим занятиям на основе самооценки

Отношение к различным видам деятельности на логопедических занятиях
Виды деятельности учащихся Средний балл
1. Формулировка задачи 5,7
2. Формулировка выводов 6,2
3. Приведение примеров 8,9
4. Моделирование понятий 9,3
5. Определение понятий 9,2
6. Выделение способов деятельности 10,0
7. Применение способов деятельности (решение задач) 7,1
8. Самоконтроль, самооценка 9,4
9. Работа в группе 8,4
Показателем успешной работы можно считать и участие школьников в творческом зачёте.
Таким образом, проведённое исследование уровня осознанности учебных действий и умений их организации и реализации, а также заинтересованности, эмоционального отношения к логопедическим занятиям и к различным видам деятельности на них свидетельствуют о том, что в рамках применяемой технологии организация контроля осуществляется достаточно успешно как в индивидуальной, так и коллективно-распределительной организационных формах.
При этом процесс организации контроля в учебной деятельности младших школьников способствует коррекции дисграфии, обеспечивает полноценное, всестороннее развитие учащихся
Заключение
Учебная деятельность как психическое новообразование представляет собой совокупность потребностей, целей и мотивов, обеспечивающих направленность личности на познание субъективно новых элементов человеческой культуры, а также знаний и умений реализации особой системы действий, обеспечивающих гарантированное их присвоение (интериоризацию).
Учебная деятельность школьников как часть дидактического процесса программирует направленность школьника на открытие, фиксацию и усвоение общих способов деятельности на основе предварительного открытия и особой разметки фактического (формального) знания и состоит из следующих действий: формирование учебной задачи, диалектико-логическое абстрагирование предмета познания, формально-логическая конкретизация абстрактных элементов знания; моделирование внутренней структуры понятия его определения, выделение способа деятельности и его интериоризация, действия самоконтроля и самооценки.
Ученик в данном случае характеризуется высоким уровнем культуры, формирующимся теоретическим отношением к действительности, учебной деятельностью и произвольным поведением, наличием познавательных мотивов, позитивных отношений к учебной деятельности, товарищам, учителям, развитого продуктивного творческого мышления, что для коррекционного воздействия является важным.
Организация ЗУНов учащихся на логопедических занятиях строится в форме разнообразной деятельности с обязательной обратной связью, что говорит о ходе целостного образовательного процесса:
регулярно изучается уровень успеваемости учащихся;
вносятся необходимые коррективы в образовательный процесс с учётом обнаруженных отклонений;
развиваются новые формы анализа, оценки коррекции образовательного процесса, т.е. выстраивается целостная система непрерывного слежения за состоянием успеваемости школьника с целью своевременного предупреждения негативных явлений (мониторинг).
Организация контроля в учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии оказывает положительное влияние на коррекционный процесс, о чём свидетельствуют результаты исследования, способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.
Список литературы
Абасов З. А. Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. // Завуч №8, 2004.
Давыдов В. В. Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. – Ереван: Луйс, 1981.
Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика, 1995, №1.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1981, №6.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М.: «Просвещение», 1991.
Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 15, п. 3. Официальные документы в образовании, ноябрь 2004г.
Карпова Н. В. Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения // Начальная школа №1, 2004.
Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. С-Петербург. «Мим», 1997.
Лалаева Р. Н. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: «Владос», 1998.
Лалаева Р. Н. Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. Л., 1988.
Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой М., 1989.
Львовский В. А. Проект педагогического эксперимента по формированию действий контроля и оценки в 4-летней начальной школе // Завуч начальной школы №6, 2002.
Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе. М.: «Дрофа», 1995.
Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Г. Баранова. М.: «Просвещение», 1990.
Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. кн. 1. М.: «Просвещение», 1995.
Образовательная программа МОУ сш №7 «Ступани». Г. В-Уфалей, 2001.
Онищук в. А. Урок в современной школе. М., 1986. с.147.
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: «Просвещение», 1983.
Письмо Министерства общего и профессионального образования от 19.11.98.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. // Завуч начальной школы №2, 2001.
Подольский А. И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Магнитогорск, Изд-во МГПИ, 1997.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селивёрстова. М.: «Владос», 1997.
Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности // Библиотека развивающего обучения, выпуск №7. Томск «Поленг», 1993.
Русский язык в начальных классах / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: «Линка-пресс», 1994.
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.
Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения // Школьные технологии, 1998.
Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: Очарование очевидного /Общеучебные умения как объект управления качеством образования/ Челябинск, 1996.
Типовое положение об организации работы логопедического пункта МОУ «Гимназия №7 «Ступени» от 23.04.2003г.
Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: «Педагогика», 1986.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // «Учительская газета» №3, 27.01.04.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.