Ранняя коррекция задержки речевого развития в домашних условиях.


Учитель-логопед
Малолеткова М.В.
 
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
Нет на земле гимна торжественнее,
чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго
 
Задержку речевого развития (ЗРР) ставят детям до четырёх лет.  Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.
 
Что должно насторожить, и что можно расценивать, как ЗРР, а в последствие – как ОНР.
Ребёнок не может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?», «Куда (откуда) ты идёшь?», «Что тебе дать?». Даже дать однозначные ответы типа «да» или «нет» он затрудняется. В речи могут присутствовать лепетные (аморфные) слова типа «биби», «ди», «ням», «гу», «ля», «дя» и т.д. Малыш не показывает на картинках знакомых персонажей, когда вы просите: «Покажи, где лисичка?», «Где у неё хвостик?», «Где сидит зайка?» и т.д.
Малыш неохотно идёт на речевой контакт даже с близкими людьми. Он не может показать, где верх, где низ, что значит впереди, сзади. В активной речи по-прежнему использует только аморфные слова. Звукоподражания (мяу, ав, и-го-го, ме, ку-ку и т.д.) воспроизвести не может, цвета путает, не понимает обращённую речь, не может выполнить поэтапно многоступенчатую инструкцию типа: «Возьми газету и отнеси её папе» (при этом берёт или не тот предмет, или относит газету не по назначению). Может присутствовать искажённая фраза: «Ди ля» (Идём гулять), «Дя м» (Дай мяч), «И бу» (Не буду), «И тю» (Не хочу!).
Ребёнок может более или менее внятно произнести только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т] (и то не всегда!). Остальные согласные в речи либо пропускает, либо произносит искажённо. Простейшая фраза строится без учёта падежных, личных окончаний, предлоги или не употребляет, или воспроизводит только гласную: «Дём а уи» (Идём на улицу), «Мати а дее» (Мальчик за деревом), «Би еи а ои» (Машина едет по дороге). Начинает показывать по картинкам отдельные предметы, понимает обращённую речь, но цвета по-прежнему путает. Построить простенький рассказ или пересказать сказку типа «Курочка Ряба» не получается. 
Вот примерно такая картина задержки речевого развития по возрастным периодам. Может быть чуть лучше, а может и много хуже…
 
Для ранней коррекции задержки речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
(ежедневно перед зеркалом, 5-10 минут)
«УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК»)
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ХОБОТОК» («ТРУБОЧКА»)
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ»
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 сек, медленно закрыть.
ЧЕРЕДОВАНИЕ «ХОБОТОК» - «УЛЫБКА» - «ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ»
 Упражнение выполняется в форме игры «Делайте, как я» или «Посмотрите и повторите». Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 сек., а дети повторяют.
ЧЕРЕДОВАНИЕ «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ»
Поочерёдно надувать и втягивать щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 сек.
«ШАРИКИ» ПООЧЕРЁДНОЕ НАДУВАНИЕ ЩЁК
В спокойном темпе поочерёдно надувать правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.«КАЧЕЛИ»
 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 сек. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз
«ЧАСИКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15раз.
«ХОМЯК»
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«КРУЖОК»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Подуем на водичку», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой).
«Одуванчик» Вытянуть  губы  вперёд  трубочкой  и  длительно  дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
«Мыльные пузыри» Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.
«Вертушка» Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки.
ИГРЫ ПО ВЫЗЫВАНИЮ ЗВУКОВ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ И СЛОВ можно проводить на обычной прогулке. «Как дует ветер? В-в-в-…», «Как мычит коровка? Му-у-у-…», «Как капает дождик? Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.
КОМАР
Летит муха вокруг уха, «жжж» (водим пальцем вокруг уха)Летят осы вокруг носа, «сссс»  (водим пальцем вокруг носа)Летит комар, на лоб - «оп»  (пальцем дотрагиваемся до лба)А мы его - «хлоп» (ладошкой до лба)И к уху, «зззз»  (зажимаем кулачок, подносим его к уху)- Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
ИГРЫ НА ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
КУРОЧКА  Поём песенку:Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)А за ней ребятки - желтые цыплятки  (идём пальчиками, как ножками)Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!  (грозим пальчиком)Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)Выпили водицы полное корытце  (показываем как черпаем воду и пьём).
СОЛНЫШКОУтром солнышко встает выше, выше,  (руки высоко вверх).Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).Хорошо-хорошо солнышку живется, (делаем ручками фонарики)И нам всем с солнышком весело живется  (хлопаем в ладоши)
 
Вы знаете, что на наших ладонях и стопах расположены БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, в том числе те, которые отвечают за речь. Предложите ребёнку растереть руки до появления теплоты, помассировать каждый пальчик. Для активизации точек на стопах можно проделать следующее. Мама шьёт подушечки из плотной ткани и заполняет их гладкой галькой средних размеров. Малыш топчется ножками на этих подушечках. Можно сшить коврики и прикрепить к ним выпуклые пуговицы, скорлупки грецких орехов, косточки плодов. По таким коврикам ребёнок в носочках ходит, держась за руку взрослого.
 
Если ребёнок немного владеет речью, с ним можно провести игру «ЭХО». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов (для самых маленьких) А. Барто, С. Маршака, В. Степанова. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха:
«Уронили мишку… (на пол).
Оторвали мишке… (лапу).
Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».
  
Не забудьте ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»). Такие игры развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.