Нейропсихологический подход в организации коррекционной деятельности
Нейропсихологический подход в организации коррекционной деятельности
Нейропсихология - это наука,котораязанимается изучением взаимосвязи психических процессов и мозга
Трудности обученияТрудности учения
Три функциональных блока мозга ( А.Р.Лурия)Блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок) – уровень непроизвольной саморегуляции - «я хочу».Блок приёма, переработки и хранения информации – операциональный уровень - «я могу».Блок программирования, регуляции и контроля – уровень произвольной саморегуляции - «я должен».
Основные проблемы:несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;нечитаемый почерк;незнание основных орфографических правил и обилие ошибок на правило;несоответствие между знанием правил и письмом, т. е. неумение применять правило в процессе письма;неумение составлять связные, логичные тексты;нелюбовь и даже ненависть к чтению;негативное отношение к урокам русского языка.
Пазлы успехаГрамотность складывается из трёх основных блоков:нейропсихологический;социально-педагогический;психологический.
Нейропсихологический блокВключает в себя функциональную готовность ребёнка к письму , т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для того , чтобы писать.
Социально-педагогический блокХарактер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
Психологический блокУровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.
Нейропсихологические причины трудностей обученияНезрелость некоторых отделов мозга;Уровень взаимодействия больших полушарий головного мозга
Правое и левое полушария асимметричны
Немного о человеческом мозгеКлетки человеческого мозга от природы «обучены» только самому простому:чувствовать кожей боль,тепло,холод;морщиться от резких запахов,горькой еды;вздрагивать от очень громкого шума,видеть.Остальные нервные клетки «молчат».Им нужно научиться действовать,а значит созреть.Это относится в первую очередь к тем клеткам,которые станут речевыми.Этим клеткам нужны стимулы(сигналы)
Обследование с помощью нейропсихологических методов выявилоСнижение активности мозговой коры, сочетающееся с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентации, зрительного восприятия, логического мышления.
Коррекционная программа построена с учетом выделенных З.Н. Поливара четырёх блоков нарушений:Формирования зрительно пространственного восприятия, слуховой и зрительной памяти, фонематического слуха, внимания;Развитие тонкой моторики;Развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности;Развитие оптико-пространственных, временных представлений и двигательной регуляции.
Формирование процессов внимания:«Перепиши строчки»«Найди эталон»«Читай по правилу»«Палочки»«Найди ошибки»
Развитие фонематических процессов:Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой Метод Эббингаузера (слова с пропущенными буквами)Метод исправления ошибок (Зрительный)Картиночный методМетод звукобуквенного анализа словаМетод структурный
Развитие и формирование слуховой памяти:Методика «10 слов»Методика подбора слов, совпадающих по ритмическому рисункуМетодика запоминания словесного материала в заданной последовательностиМетодика группировки слов при запоминании
Развитие зрительного гнозиса:Методика «Найди слова»Зрительный диктант на невербальном материалеУпражнение «Прочитай быстро»
Спасибо за внимание!