Занятие по форимровнаию фонетической стороны речи

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат «Психолого-педагогической поддержки»
Учитель – логопед Хоружий Надежда Владимировна, 2016 г декабрь
Тема: Звук [т] и буква Т
Группа –занятие по формированию фонетической стороны речи
Цели занятия:
1) Коррекционно-образовательные: Закреплять понятие «согласный звук».
Дифференцировать понятия «гласный» – «согласный». Выделять согласный из звукового ряда.

2) Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память. Проводить звуковой анализ обратного и прямого слогов от, то. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [т].
3) Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: Предметные картинки: «Кот», «Такси», «Лист», «Зонт»; символы согласных (твердых) звуков; полоска с тремя делениями, индивидуальные квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); синие квадраты (по 5 на каждого); кассы букв, зеркала, тетради, ручки.
Лексический материал: слоги, слова со звуком [т], названия диких животных, их жилища.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности группы к работе, снятие отвлекающих моментов.
Логопед: 1 ряд: эти дети называют диких животных;
2 ряд: эти дети называют, какую пользу приносят дикие животные;
3 ряд: эти дети называют, где живут дикие животные.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение повторяется 3 – 4 раза).
« Задуй свечку».
«Чистим зубки» – облизывать верхние и нижние зубы.
«Маляр» – движения языком вперед – назад по нёбу.
«Футбол» – попеременно касаться языком щек изнутри.
3. Игра «Повтори, не ошибись».
Л: Послушайте внимательно и повторите.
Та-та-то; ту-та-ту; ты-ты-ту; то-то-ту; ту-та-ты.
Л: Какой согласный звук повторялся? ([т].)
4. Характеристика звука [т].
Какой звук, гласный или согласный? (Согласный.)
Почему?
Звук звонкий или глухой? (Глухой.)
Почему?
Он твердый или мягкий? (Твердый.)
Квадратиком, какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)
Звук [т] обозначается буквой Т. (Демонстрация буквы.) Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, остальные в своих кассах.

·5. Определить место звука [т] в словах.
Картинки на панно: «Кот», «Такси», «Лист», «Зонт».
Определить место звука [т] в словах на полоске с тремя делениями.
Л: Где стоит звук [т] в названиях картинок? (В начале или в конце слова.)
6. Игра «Четвертый лишний» (на слух).
Л: Послушайте внимательно и определите, какое слово лишнее. В каком слове нет звука [т].
Аист, танк, лист, усы.
Топор, кот, улей, торт.
Таня, Тоня, Тамара, Иван (по 3 признакам: в 3 именах есть звук[т]; звук [т] стоит на первом месте в трех именах; 3 имени девочки и 1 имя мальчика).
7. Физкультминутка.
(Дети становятся в круг) Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием коленей) И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперед), По дороге растеряли. (Ритмичное разведение рук в стороны.)
8. Звуковой анализ и синтез.
Л: Звук [о] подружился со звуком [т]. Какую песенку они вместе запоют? ([от].) Шли они и пели песенку [от], вдруг звук [о] отстал. Звук [т] шел один, и его опять догнал звук [о] и встал после звука [т]. Какую песенку они запоют? ([то].) Назови первый звук. Какой он? Почему? Назови второй звук. Какой он? Почему? Сколько всего звуков? Выложите буквами. Читаем.
9. Игра «Звуковая мозаика».
Перед детьми квадрат, разделенный на 9 частей. Если в слове есть звук [т], нужно положить синий квадрат в клеточку, если нет клеточку пропускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и показать), вначале верхний ряд (найти и показать), потом средний ряд (найти и показать), затем нижний ряд (найти и показать). Слова: кот, мост, такси,/ ведро, кит, окно,/ полка, крот, яйцо. Что у нас получилось? (Буква Т.)
10. Работа в тетрадях. Пишем букву Т (по точкам).
11. Итог занятия.
1. Вспомните, с каким звуком мы занимались?
2. Какой это звук?
3. Какую букву мы сегодня писали?
4. Из каких элементов состоит буква?


15