Конспект урока по естествознанию на тему: Как влияют времена года на животных


Урок: 10 Естествознание
Раздел 2: Живая природа
Подраздел: 2.2 Животные Школа – гимназия №50 имени Ахмета Байтурсынова
Дата:15.11.16 Имя учителя: Головина Н.В. Класс: 1 «И» Кол-во присутствующих: Кол-во отсутствующих:
Тема: Как влияют времена года на животных.
Цель урока:
Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений и животных зимой.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о сезонных изменениях в природе.
Задачи урока:
обучающая: продолжить знакомство учащихся с сезонными явлениями в природе, формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка, акцентировать внимание на признаках разного времени года;
развивающая: развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, работать в группах, в парах, самостоятельно; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
.
Ожжидаемый результат формировать коммуникативные навыки (при работе в группе), расширение ситуативных умений (способность ориентироваться в нестандартных ситуациях), развивать рефлексивные качества (способность к самоанализу и самокоррекции).
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу. 5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.
Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.
.
Стратегия «Открытые мысли»
Цель: учащиеся отвечают на вопросы репродуктивного (повторение ранее изученного материала), расширяющего (позволяют узнать новое об изученном объекте) и развивающего характера (вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало), формировать коммуникативные навыки; развить умения обсуждать проблему, сравнивать обобщать, делать вывод.
Формы вопросы Вопросы Ответы
Репродуктивные Каково значение растений и животных?
Расширяющие Какая связь существует между растениями и животными?
Развивающие Вам предлагаются слова, ваша задача из этих слов составить первоначальный вид. Объяснить значение этих высказываний.
Растения, земле, на, жизни, источник
Животные, питание, цепи, звеньев, из, одно
Закончить эпиграф урока Растения - источник жизни на земле.
Животные – одно из звеньев цепи питания.
ИГРА: Собери картинку из ПАЗЛОВ И УКАЖИТЕ КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ (под звуки тихой музыки дети собирают и угадывают, какое время года у каждой группы.)
- Показывают и рассказывают, по каким признакам они определили ВРЕМЕНА ГОДА.
Демонстрируют свои знания.
На листке записывают букву, передают другим ученикам. Бумага А4
15 мин. IV. Актуализация знаний. «ИНСЕРТ»
Прием работа с текстом «Insert»
Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert
(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)
Заполнение таблицы
V (уже знал) + (новое) - (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)
Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.
Прежде чем, вы узнаете, какая наша тема урока вы послушайте загадки- Загадки подскажут вам тему нашего урока.(Вывешиваются слова на доску.)Щиплет щеки, щиплет нос,Но не страшен нам (мороз)
На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий: (лед)
Стали звездочки кружиться,Стали на землю ложиться,Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а: (снежинки)
Зимние каникулы!Веселые деньки!Нужны ребятам санки, Лыжи и: (коньки)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)- С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова?
(Со словом "ЗИМА")- Какова будет тема нашего урока?- Верно - это время года называется ЗИМА.
Мы будем с вами говорить не только о зиме, но и оВлияние сезонных изменений в природе на жизнь растений и животных зимой.
I V. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
-А какие зимние месяцы вы знаете?
-Какой зимний месяц последний?
-Давайте вернёмся к зимним месяцам и расставим их в порядке следования друг за другом. (НА ДОСКЕ)
 ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ.
- У каждого месяца есть свои приметы и особенности.
-У каждого свой черёд.
- Вспомните, в какой сказке месяцы встретились друг с другом на лесной полянке возле костра. (12 месяцев) Кто написал эту сказку?
V. ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА:
- Сегодня на уроке мы дадим четкое разграничение живой и неживой природы.
- Рассмотрим сезонные изменения в живой и неживой природе.
- Поговорим об охране природы.
РАБОТА В ГРУППАХ. ДЕЛИМСЯ НА ГРУППЫ
На ушко - (собачки, кошечки, коровки)
-Прежде, чем мы приступим к работе в группах, вспомним критерия оценивания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ НА ДОСКЕ, ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ У ВАС НА СТОЛЕ.
Вам необходимо составить кластер «Живая и неживая природа».
- Прежде чем приступить к работе с кластером, вспомним основные понятия.
Фронтальный опрос:
      - Что такое природа? (Природа – это мир, который окружает нас, но не сделано руками человека).
Выводы:
     Живая природа - это живые существа, которые дышат, питаются, растут, размножаются.
     Неживая природа - все остальное, что не сделано руками человека.
- Вспомним, что относится к живой и неживой природе и что сделано руками человека и не относится к природе.
Составление кластеров:
1 группа , что относится к живой природе,
2 группа, что относится к неживой природе.
3 группа – всё, что сделано руками человека, не относится к природе.
- Защита кластера. - Оцените себя в группе
10 мин. V. Закрепление урока.
. Ребята, а теперь мы должны вспомнить и рассказать:
- Какие изменения происходят в «Живой природе» с растениями в зимний период?
- Какие изменения происходят в «Неживой  природе  зимой»?
- Как зима отразилась на жизни животных?
-И выполнять мы будем это задание при помощи ПОСТЕРА.
1 ГРУППА:какие изменения происходят в «Живой природе», с растениями: деревьями и кустарниками? (картинка - опадают листья, замедляется сока движение, цвет коры меняется, хвойные деревья стоят зелёными)
2 ГРУППА:какие изменения происходят в «Неживой  природе  зимой»?
(снижается температура воздуха, вода и почва замерзают, солнце греет мало, метель, бегут ручейки)
3 ГРУППА: Как зима отражается на жизни животных?
(делают запасы, животные спят зимой; ищут корм, меняют шубку на зимнюю).
Защита постера. Оцените себя в группе.
- А все ли животные готовятся одинаково к зиме?
- Отгадайте ребята, какие животные пришли к нам в гости?
.ИГРА: «ЗАСЕЛИ ДОМИК»
- Ребята я предлагаю этих животных заселить в домики. Но, их нужно заселить правильно.
В 1- ДОМИКЕ живут животные, которые делают запасы.
Во 2- ДОМИКЕ животные, которые зимой спят.
В 3- ДОМИКЕ животные, которые ищут корм зимой.
- Давайте проверим ребята, оцените себя.
-Ну а теперь поработаем в тетрадках.
Постер «Дерево знаний» Отвечают на вопросы.
Наполняют корзину стикерами. Карточки
Корзина
5 мин. VI. Итог урока
Оценивание фишками  Проводит рефлексию.
- За что бы вы себя могли похвалить?
- Какие трудности встретились на уроке? На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. Светофор
Стикеры
2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Ученики записывают в дневниках. Дневник
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.