Открытое занятие Времена года


«Времена года»
Задачи.Познавательная: продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; расширять знания учащихся о временах года; показать своеобразие, неповторимость, красоту каждого времени года; учить дискутировать.Коррекционно-развивающие: развивать внимание, речь, мышление, творческие навыки.Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе, родному краю,творческой активности. Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, макет дерева,листочки, снежинки, надписи времён года; иллюстрации овощей, фруктов, ежа, грибов (съедобные, ядовитые); картинки птиц (перелётные, зимующие), грамоты.
Ход занятия;I.сообщение темы
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг (природа)
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакомо слово «природа».
- Что она означает? (растения, птицы, животные)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
– Сегодня мы поговорим о временах года.
-Послушайте внимательно загадки
1. Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле. (весна)
2. Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Сколько золотого света!
Ну конечно, это -. (лето).
3. Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами. (осень)
4. Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица-. (зима)
- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
II.«ЧЕТЫРЕ ДОЧЕРИ ГОДА».(читает воспитатель)
Давным – давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег – все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь идет… люди от этого очень страдали.Высоко – высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени ГОД! Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья.. она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким льдом. Ее звали Зима.Вторая дочь была озорная и веселая. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед. Созывать птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя Лето.Последнюю дочь звали Осень. Она была очень грустная. Она умела поливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут. Кого из них оставить. Сказано – сделано. И вот все девушки по очереди отправились на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень.Наконец пришло время выбирать. Царь стал спрашивать у людей: «Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было? А что вы скажете о Весне? Лете и наконец об Осени?» и люди ответили, что нам полюбились все твои дочери, потому что каждая из них принесла нам что – то новое и полезное.Задумался царь. И впрямь. Как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. Он нашел выход и объявил людям свое решение: «Отныне, пусть каждая их моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время».Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди Зима, Весна, Лето и Осень.
-Ребята мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по временам года. Сегодня на нашем занятии мы посмотрим, как вы научились различать времена года, определять последовательность времен года, месяцев. Итак, мы отправляемся в путешествие.
III.Игра “ Кроссворд-Цепочка”
Учащиеся разгадывают кроссворд, затем берут надписи месяцев встают последовательно, как идут месяцы в году и проговаривают их на русском и казахском языках.
Кроссворд Зима
1. С ней мы верим в существование сказки (Зима)
2.Жаркий, знойный,Душный день.Даже куры ищут тень. (Июль)3. Зеленеет даль полей,Запевает соловей.Что за месяц это? (Май)4. Листья клена пожелтелиВ страны юга улетелиБыстрокрылые стрижи.Что за мeсяц, подскажи? (Август)
Кроссворд Весна
1. Последний летний месяц (Август)
2. Последний зимний месяц жаль,Короткий самый он - ... (Февраль)
3. Распахнулись двери школ.Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)4. Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас встречает? (Ноябрь)
5. А в лесу медведь проснулся.В небе жаворонка трель.Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Кроссворд Лето
1. В ночь - мороз,С утра - капель,Значит, на дворе ... (Апрель)
2. Снег колючий по землеГонит ветер в ... (Феврале)
3. Воробей погоде рад- Заглянул к нам месяц ... (Март)
4. Мишка в спячку завалился.Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Кроссворд Осень
1. Какой месяц перед декабрем? (Ноябрь.)
2. Вслед за августом приходит,С листопадом хороводит (Сентябрь)
3. Году конец и начало зиме (Декабрь)
4. Начинает календарьМесяц с именем ... (Январь)
5. Распахнулись двери школ.Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)IV.Игра “Путешествие по временам года”
Чтобы нам вспомнить приметы времен года, нам поможет игра.
Класс делится на 4 команды, каждая команда должна выбрать ленточку по цвету сезона, укрепить ее на дерево, рассказать об времени года и по сезону выбрать листья, закрепить на дереве. Итак, начинаем защиту времён года.
Воспитатель:Прикоснитесь к Волшебной полоске Синего цвета!Почувствуйте, какой он холодный. Вам становится холодно. Прислушайтесь… слышите. Как трещит мороз? Как хрустит снег под ногами? Перед вами ЗИМА!
«Зимушка – Зима! »
Ученик:Особенно красивы фотографии зимней природы сразу после обильного снегопада. Природавыделяется множеством белых ярких тонов за счет обильного покрытия снегом и бледно-голубыми оттенками безоблачного морозного неба. Зима покрывает белым одеялом уставшую за год природу, заковывает ледяными узорами водоемы и одевает деревья в снежные наряды.Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Все мы рады «проказам матушки-зимы». Лепим снежную бабу, мчимся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаемся с гор на лыжах и санках.Много прекрасных строк написано великими поэтами и писателями о красавице-зиме.Народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Красота белоснежных просторов природы способна заставить поверить, даже, в существование сказки.
Идёт зима дорогами,
Крадётся, как лиса,
Покрыто всё сугробами,
Заснежены леса.
Воспитатель:Прикоснитесь к Волшебной полоске Зеленого цвета! Почувствуйте ее прохладу. Прикосновение теплого ветерка. Слышите, как журчит ручеек? Как звонко поют птицы? Как плачет сосулька? Пред вами ВЕСНА!
«Весна! Весна! Как воздух чист. »Ученик:Природавесной светла и открыта, лес, еще не одетый в листья, просвечивается лучами ясного солнца, на небе вырисовываются первые кучевые облака.Солнышко припекает все больше, снег тает, бегут ручьи, набухают на ветках почки, появляются первые весенние цветы – подснежники.Буквально несколько дней и природу не узнать, зашелестит молодыми листьями нарядившийся лес, зазвучит радостное пение птиц.Одно из самых любимых времён года – весна. Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.Совсем недавно казалось, что природа навсегда погрузилась в сон, в задумчивость, но стоило пригреть солнышку, и мы почувствовали первое дыхание весны.С давних пор повелось славить приход весны песнями, прибаутками, играми, хороводами…Зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю. Складывали в народе пословицы и загадки.Пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел.Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! Вслушайтесь в песню весны.Весна наполняет природу свежим ароматом предстоящего лета, готовит природу к предстоящему периоду роста и цветения.
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая,
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слёзы.
Воспитатель:Прикоснитесь к Волшебной полоске Красного цвета!Почувствуйте какая она горячая. Ощутите прикосновение легкого ветерка. Слышите, как трещит кузнечик? Как жужжит шмель? Полюбуйтесь полевыми цветами: колокольчиками, ромашками, васильками.Перед вами ЛЕТО.
«Лето! Ах, лето. »Ученик:А как красива природа летом. Природа лета благородна и красочна, насыщена плотными красками зелени в контрасте с ярким голубым небом.Приступило к работе жаркое лето. Весь лес расписало лето сочной зеленью. Лето принесло нам картинки с изображением луговых цветов.Деревья во фруктовом саду развесили яблоки и груши, на кустиках ягоды разбросало. Заглянуло солнце на луга и затеяло там весёлый сенокос.Прошумит летний дождь, наступит прохлада и появятся в лесу те, что не любят жаркого солнца и прячутся от него в прохладной тени - грибы.Лето – пора самых продолжительных школьных каникул, времячудесных встреч и поездок.Время загородных лагерей, дач, южного тёплого моря. Время купания в речке, шумных игр.Лето – время тёплых дождей и жарких полдней. Время удивительных по красоте встреч с природой, с лесом, лугом, рекой. Но к концу лета природа уже меняет свои оттенки с ярких и сочных тонов на пожелтевшие и спокойные, трава начинает сохнуть, на деревьях появляются первые золотистые листочки, первые вестники приближающейся осени!Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернётся к солнцу боком –
Вся нальётся алым соком.
В поле красная гвоздика,
Красный клевер…
Погляди-ка:
Воспитатель:Прикоснитесь к Волшебной полоске ЖЕЛТОГО цвета!Почувствуйте прохладу. Слышите, как идет дождь. Как опадают листья с деревьев и шелестят под ногами? Прислушайтесь…Это прощаются с нами перелетные птицы, они улетают в теплые края. Перед вами ОСЕНЬ.
«Осень постучалась к нам золотым дождем»
Ученик:Особенно красива природа в период золотой осени, когда солнце дает теплые тона, листопад превращает тропинки в золотистые дорожки, а листья украшают деревья в желтые с красным одежды, что лучше всего передает глубину чувств и настроение природы в осенний период времени года.Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес.В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша осень: буйство красок; леса, одетые в багрянец и золото.Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.А могучий столетний дуб-богатырь будто одет в медную кованую броню. Рядом аппетитные кисти рябины.Сегодня мы приглашаем вас войти в этот «мир торжества и печали» - вмир красоты осенней природы.В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, вьёт,ревёт, сверху льёт и снизу метёт.Осенью всё с огородов убирают. Это – время заготовок. Помидоры снимают, капусту рубят. Огурцы солят на зиму.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберём из листьев веер.
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
Воспитатель: Почему каждое время года имеет свой определенный цвет? Зима – синий, Весна – зеленый. Лето – красный. Осень- желтый.
-Порой задумываешься: а какое время года самое лучшее, самое красивое? Каждое по – своему красиво! Любуясь красотой природы, находишь в каждой из них что – то прекрасное, интересное и необычное.
V.«Отгадай загадки» (конкурс капитанов)
Ведущий: А сейчас я буду загадывать загадки, а вы-отгадывать.
Загадки для команды «Лето»:
Все его любят, а поглядят на него-так каждый морщится. (Солнце)
Крашенное коромысло над рекой повисло.(Радуга)
Загадки для команды «Осень»:
Всех наградила, всех загубила.(Осень)
Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.(Осень)
Загадки для команды «Зима»:
Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не объехать.(Узор на стекле)
Сели детки на карниз и растут все время вниз.(Сосульки)
Загадки для команды «Весна»:
Доброе, хорошее, на всех людей глядит, а людям на себя глядеть не велит.(Солнце)
В голубенькой рубашке бежит по дну овражка.(Ручеек)
VI.Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.Прочь, усталость, лень и скука!Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад)А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!
VII.В и к т о р и н а «Явления природы».Воспитатель:В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга.
Сейчас каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.
Зима) Лютая, снежная, вихревая, вьюжная, студеная, бесснежная.Весна) Радостная, нарядная, румяная, теплая, звонкая, чарующая, цветущая.Лето) Солнечное, теплое, грозовое, горячее, душистое, зеленое, урожайное, щедрое.Осень) Грустная, золотая, безлиственная, ветреная, слякотная, сырая, хмурая, дождливая, дивная.VIII.Игра «Когда это бывает? »Команды друг другу задают вопросы «Когда это бывает» и «Назови время года», ответы на русском и казахском языках.
Команда Зима.
1. Деревья сбросили наряд
И обнажённые стоят.
Но что за чудо? Как цветок.
На ветке маленький. (листок) (Листопад - осенью.)
2. От цветов в полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром. (О лете)
Команда Весна.
1. Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный, -
Чистый маленький. (подснежник).(Весной.)
2. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя. (О зиме)
Команда Лето.
1. Много снега намело.
Птичкам стало голодно.
Смастерю для них кормушку,
Дам им зёрен, дам ватрушку.
Прилетай ко мне скорей,
Забияка-воробей.
Прилетай ко мне, сестрица,
Желтогрудая. (синица).(Зимой.)
2. Черемуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит. (О весне)
Команда Осень.
1. Это - девочка Наташка
В ярко-розовой рубашке.
Над Наташкой вьётся пташка.
В поле зацвела. (ромашка).(Летом.)
2. От цветов в полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром. (О лете)
IX.Игра «Забавы».В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.
Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.
Весна - пускание корабликов, игра в классики, плетение венков из одуванчиков.
Лето — плавание, игра в футбол, запускание воздушного змея.
Осень - сбор осенних листьев, грибов,ягод.
(Учащиеся выставляют рисунки с сезонными забавами.)
X.«Доскажи словечко»
Ведущий: Итак, начнем с команды «Весна»:
1. Яростно река ревет
И разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел?(Апрель)
2.Она весну встречает-
Сережки надевает,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь…?(Березку)
Ведущий: Молодцы! А теперь прошу приготовиться команду «Лето»:
1. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый….(Василек)
2. Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по …(Лужам)
Ведущий: Молодцы! А теперь прошу приготовиться команду «Осень»:
1. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная…(Картошка)
2. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый-все довольны.
Так приятен он на вкус!
А зовут его…(Арбуз)
Прошу команда «Зима»:
1. Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их…(Лыжи)
2. Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня…(Коньки)
XI.«Знаешь ли ты приметы?»
Ведущий: У меня в руках конверты, внутри которых написаны задания. Вы возьмете их, прочитаете задание и дадите ответ.
Конверт «Зимы».
 1. Где раньше начинает таять снег, в лесу или городе? (В городе, так как там снег грязный.)
2. Если зайцы поздно начали белеть, то какой ждать зимы: поздней или ранней? (Поздней.)
Конверт «Весны».
1. Прилет каких птиц считается началом весны?(Грачи.)
2. Если листья березы начинают желтеть от верхушки, какой будет весна: ранней или поздней?(Ранней.)
Конверт «Лета».
1. С цветами какого кустарника у нас начинается лето?(Шиповник.)
2. Если зима теплая, то каким будет лето: Теплым или холодным?(Холодным.)
Конверт «Осени».
1. Сырое лето и теплая осень. Какая будет зима: долгой или нет?(Долгой.)
2. Что означает утренний сентябрьский туман: к дождю или к ветру?(К ветру.)
Воспитатель:Вот мы прошли весь год, все времена года.
Каждое время года по-своему интересно и прекрасно.
XII. Круг радости
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и встанем вокруг нашего дерева. Посмотрите, какой у нас получился большой круг, наш круг- это земля, а дерево –это природа которую мы с вами должны охранять, беречь. Посмотрите друг на друга мы с вами все разные, как и дочери царя Года. Улыбнитесь друг другу, подарите своей улыбкой тепло- которое нам дарит лето, радость которую нам приносит весна, веселье- которое мы получаем от зимних забав, от осени щедрость и богатство. Оставайтесь такими же дружными, сплоченными, как 4 дочери царя Года.
Мы поздравляем все команды. Сегодня мы убедились, что наши участники конкурса хорошо подготовились к приключениям времен года и смогли доказать нам, что природа хороша во все времена года.
Итог занятия.
– Что нового вы узнали на занятии?
-Кто из сестер понравился вам больше? Почему?
-Что понравилось вам на занятии?
Занятие окончено. Спасибо всем за активную работу
КГУ «Вспомогательная школа-интернат» УО ВКО
Развлечение
Времена года
Воспитатель: Лоу Е.Н.
г.Семей 2015-2016 учебный год