Логопедическое групповое занятие по теме: Родственные слова. Зима.
Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Специальная ( коррекционная) школа –интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида п. Алексеевка Хвалынского района».
Логопедическое групповое занятие для детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи.
Тема: « Родственные слова. Зима.»Возрастная категория : 4 - 5 классы.
Учитель- логопед
Хвалина Елена Николаевна.
Логопедическое групповое занятие в 4- 5 классах
по теме: « Родственные слова . Зима» .
Цели занятия:
Коррекционно- образовательные :
- учить образовывать родственные слова;
- упражнять в выделении главного и « лишнего» слов в группе родственных;
- закреплять умение составлять предложения с заданными словами.
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематический слух, мелкую моторику, , логическое мышление, координацию речи и движения.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- формировать доброжелательное отношение в группе.
Оборудование.
Индивидуальные зеркала ; предметные картинки; картинки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики; мольберт; магнитная доска; напечатанные слова; индивидуальные карточки; цветные карандаши, компьютер для воспроизведения записи птичьих голосов.
Организационный момент.
Логопед здоровается с детьми.
Представляет гостей.
Логопед: Начнём наше занятие с артикуляционной гимнастики.
= 1 \* ROMAN I Общая артикуляционная гимнастика.
Сказка « Веселые Язычок».
Жил- был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Это домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте . Решил погулять на улице, погреться на солнышке. Вышел на крылечко, улыбнулся солнышку.( упражнение « Улыбка»). Увидел на крыше выросли сосульки( упражнение « Змейка»). И заметил много снега. Решил взять лопату ( упражнение « Лопата») и построить горку.( упражнение « Горка»). Накатался на санках с горки Язычок( упражнение « Горка»).Устал( зубками массажируем язычок).Язычок посмотрел на часы ( упражнение « Часики») зевнул, и вернулся в домик спать.
ІІ. Тема занятия.
Логопед: О каком времени года говориться в сказке о Язычке?
Дети: о зиме.
Логопед:
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. ( зима).
Слово « зима» на доске.
Логопед: назовите зимние месяцы?
Дети: декабрь, январь, февраль. ( слова вывешиваются на доске).
Логопед: Что мы наблюдаем зимой?
Дети: снег, ветер, мороз, холод, вьюга.
Логопед: Послушайте стихотворение.
Снег. Снежинки, снегопад!
Называть слова я рада…
Весёлой снежною зимой
Играли мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик-
Ведь к снегопадам он привык.
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведёт.
Слова на доске: снег. Снежинки, снежки, снегопад, снеговик, Снегурочка.
Логопед: Какие слова звучат похоже?
Дети читают слова на доске.
ӏӏӏ. Работа у доски.
Объясняются значения слова написанных на доске . Дети поочередно выходят к доске и выделяют корень.
Учитель объявляет тему урока и записывает её на доске.
ӏV. Физминутка « Снежинки».
Логопед: поиграем в снежинки.
Раз, два, три, четыре ( дети загибают пальцы, начиная с большого) .Мы с тобой снежок слепили ( меняют положение ладоней - лепят).
Круглый, крепкий ( соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук).
Очень гладкий ( гладят ладонью одной руки кисть другой).
И совсем - совсем не сладкий. ( Грозят пальчиком).
Раз - подбросим, ( подбрасывают воображаемый снежок)
Два - поймаем, ( ловят воображаемый снежок).
И вперёд его бросаем.( бросают воображаемый снежок).
Логопед: Все молодцы, садитесь за парты.
V. Работа с индивидуальными карточками.
Задание на закрепление новой темы.
Логопед: Найдите лишнюю картинку, обведите её карандашом. Объясните своё действие.
Карточка 1. Снежинка, снеговик, мяч.
Карточка 2. Снегурочка, конфета, снежинка.
Карточка 3. Снеговик, Снегурочка, заяц.
Карточка 4. Снеговик, Снегурочка, ведро с лопатками.
Vӏ. Самостоятельная работа.
Логопед: Нужно подобрать к слову « зима» родственные слова. ( на доске слово « зима»). Отвечайте на мои вопросы.
1). Как называется одежда , которую мы носим зимой?
Дети: зимняя.
2) Зверь в лесу пережил зиму. Значит , что он сделал?
Дети : перезимовал.
3) Как ласково назовём зиму?
Дети : зимушка.
4) Как называются птицы, которые остаются зимой в нашем крае, или прилетают на зиму к нам?
Дети: зимующие.
5)Логопед: Назовите их.
Дети: Воробей, клёст, снегирь, ворона, дятел, синица, сова, сорока.
Учитель показывает изображения зимующих птиц.
6)Логопед: Как вы понимаете пословицу:
Знает птица , что без Родины не годиться.
Ответы детей.
7) Чем питаются птицы зимой?
Ответы детей. Учитель показывает картинку птиц у кормушки.
На доске слова: зима, зимняя, перезимовал, зимушка, зимующие.
Логопед: Прочитайте слова на доске. Что их связывает?
Дети: Это родственные слова. У них общий корень - зим-.Vӏӏ. Упражнение на слуховое внимание.
Логопед ставит запись голосов птиц, дети отгадывают.
Голоса птиц : снегирь, журавль, дятел, ворона, воробей, скворец, сова.
Vӏӏӏ. Закрепление.
Логопед: Название какой птицы является родственным словом первой группе слов , записанных на доске. Прослушайте загадку.
Розовые яблоки на берёзе зимней,
Что это за чудо? Непонятно Зине.
Розовые яблоки с ветки покатились,
В стайку красногрудых птичек превратились .Птичек красногрудых сможете назвать ?Ведь мою загадку просто отгадать. ( В.И. Мисярова)
Дети: Снегирь. Родственные слова снег, снегопад, снеговик..
ӏХ. Упражнение на развитие и коррекции графо - моторных навыков у детей.
Логопед: Обведите точки на рисунке. Изображение какого предмета получилось у вас? Назови его и покажи соседу по парте.
Изображения : лыжи, снеговик, санки, ёлка.
Х. Итог занятия.
Логопед:
-Назовите тему нашего занятия?
-Что мы сегодня лепили на уроке?
-Можно есть снежки, сосульки льдинки?
-Я вас хочу угостить сладкими снежками , от которых не заболит горло. ( зефир).
Используемая литература:
1).Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5- 7 лет., М., Владос,2003.
2) Логопед №7,2011
3) Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки ( з ,з' , ц ).- Ярославль: Академия развития, 1996.
4)http://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-720-ww-1263-wh-601-pd-1-wp-2x3_640x9605)http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%8F%D1%87%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-720-ww-1263-wh-601-pd-1-wp-2x3_640x960 Приложение.