Групповое родительское собрание на тему: « Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.»
ШАХТЕРСКОЕ ОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №10 «СОКОЛ»
Групповое родительское собрание на тему:
« Воспитание у детей младшего возраста
самостоятельности в самообслуживании.»
Воспитатель Горак Н.В.
План подготовки к проведению собрания.
Посещение семьи. Цель: изучение условий, созданных в семье для формирования у ребенка первых трудовых навыков( есть ли вешалка для ребенка, висят ли полртенца на уровне роста ребенка; где и как хранятся игрушки).
В беседе с родителями выясняю: насколько самостоятелен ребенок в самообслуживании; как в семье приучают ребенка к самостоятельности; все ли члены семьи одинаково требуют от ребенка самостоятельности в самообслуживании; какие трудности испытывают родители при воспитании у детей самостоятельности в самообслужиании.
Подготовка родителей к выступлении на собрании.
Изучение методической литературы.
Что дети должны делать самостоятельно:
Дети младшего возраста должны умеет:
мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, бе напоминания вешать его на отведенное место;
одеваться и раздеваться в определенной последовательности; одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок, пользоваться молнией; замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
правильно пользоваться ложкой, вилкой( к концу четвертогогода жизни), салфеткой;
убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.
В о д е в а н и и:
вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета( носовых платков, носков. Бандов, резинок); постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;
удобная для одевания одежда( легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах,колготах шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, рубашках, кофточках).
В у м ы в а н и и:
устойчивая подставка под ноги для умывания вод краном;
постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика ( при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности).
отдельная мыльница с туалетным мылом;
удобное место для полотенца( детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи).
П р и п р и е м е п и щ и:
стул в соответствии со столом;
небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлнбом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Текст выступления:
Самостоятельность – ценное, необходимое человеку в жизни. Самостоятельно воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослих-развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойлевой рпекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам»,-говорит он каждый раз, когда взрослые начтнают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за негосами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие днействия взрослых членов семьи причиняют большой вред.Ребенка лишают самомтоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надееться на другтх. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслужывание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На прозбу ребенка «я сам» не следует отвечать:»Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок при умывании, может сам раздеться и т.п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки , ему потребуется помощь взрослых. Прехде асего следует созтать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельеным при умывании, но кран или умывальник расположен высоко от пола и ему трудно дотянуться до них.Однако он стремиться сделатьэто самостоятельно- встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате- бесполезно затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в доме все должно быть приспособлено для удобства детей.
Но сздание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Прежде чем требовать у ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучаяяя детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют спорсоб их выполнения. Показжелательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, плотенце после умывания нужно сначала расправить, а потом уже вешать- так оно лучше высохнет, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают сноска, предварительно собрав их в « гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно опредилиь. Где у них перед( на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстро усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так , действия , связанные с радеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.
Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.
В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.Например, учат ребенка не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.В играх с куклой можно, например,закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей( куклы, мишки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест , умывается, одевается.( Показываю родителям на кукле порядок одевания, раздевания, умывания, объясняя, почему это делается так, а не иначе.Можно продемонстрировать родителям дидактические игры « Уложим куклу спать»,» Кукла прснулась»).
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости.Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку.Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.За что можно похвалитьребенка в труде по самообслуживанию?Похвалы заслуживает старание, усидчивость,находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать:»Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось.Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностья самоуверенность.Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной.Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью.Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детнй самостоятельность, аккуратность,родители должны быть примером для подражания. Если они сами не бедут класть вещи на место, аккуратно с ними обращыться, а станут лишь требовать этог от днтей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для братьев и систер.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет еще и трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для нео слишком сложной. Конечно, можно достич определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка.Раз это далось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.
Тру должен приносить ребенку радость.Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызватьотрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт прдет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно.Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
( После собрания даю родителям возможность наглядно ознакомиться с условиями, созданными в группе для воспитания у детей самостоятельности в процессе самообслуживания. Для наглядного ознакомления предлагаю родителям посетить группу в день открытых дверей, во время которого родители могут видеть , как воспитатели организует детей, какие требования предъявляет к ним, как руководит детской деятельностью, добивается выполнением детьми трудовых действий , поддерживает интерес трудиться, оценивает детей и как оценка влияат на них. После просмотра редложить обязательно обсудить увиденное).Х у д о ж е с т в е н н ы е п р о и з в е д е н и я д л я д е т е й ,
Которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.
В формировании у детей навыков самообслуживания,в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Н. Воронковой «Маша – растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». З. Александровой «Что взяла , клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капутикян « Кто скорее допьет» и др., а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка», «Ночь пришла , темноту привела» и др.
И з у ч е н и е м е т о д и ч е с к о й л и т е р а т у р ы :
Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети», - М. , 1985 г.
Буре Р.С., ОстровскаяЛ.ф. «Учите детей трудиться», - М., 1983г.
«Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией А.В. Запорожца, Т.А Марковой – М., 1976 г.
«Воспитание дошкольника в труде» под ред. В.Г. Нечаевой, - М. 1983 г.
«Детский сад и семья» под ред. Т.А. Марковой, - М.,1986г. И др.