Обеспечение психологического здоровья детей, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам
Обеспечение психологического здоровья детей, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам
Зенкова И. О., педагог-психолог,
МКОУ КСШ №2 им. Горького
Аннотация. В статье представлен опыт работы специалистов ППМС-сопровождения МКОУ КСШ №2 им.Горького по обеспечению психологического здоровья детей, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам.
Проблема здоровьесбережения многие года актуальна в современном мире. Создаются программы, выделяются деньги, но не всем и не всегда понятно: о каком здоровье идёт речь и как его сохранять.
Попробуем выяснить, что входит в понятие «здоровье», обратившись к разным словарям.
В «Большом психологическом словаре» написано, что «здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»[1]. В «Толковом словаре» Ожегова здоровье определяется как «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»[2]. В «Бизнес словаре» читаем, что «здоровье - интегрированный показатель полного физического, психического и социального состояния человека» [3].
Во всех этих определениях, помимо физического, упоминается и психическое здоровье, наличие которого необходимо каждому человеку, а особенно детям, обучающимся по адаптированным основным образовательным программам.
По адаптированным основным образовательным программам обучаются разные дети, с разными медицинскими показателями и поэтому в индивидуальных образовательных маршрутах у каждого обучающегося предусмотрено психологическое сопровождение, включающее в себя различные направления: от развития когнитивной сферы до коррекции эмоционально волевой сферы.
МКОУ КСШ № 2 им.Горького уже несколько лет реализует проект «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни», в который входит программа психологического здоровья обучающихся.
В апреле 2016 года в школе в рамках данного проекта проходил районный семинар, на котором я читала доклад «Работа педагога-психолога, направленная на обеспечение психологического здоровья обучающихся, в рамках регионального проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»» и проводила тренинг для подростков «Роскошь человеческого общения».
В региональном проекте, реализуемом нашей школой, обеспечению психологического здоровья всех обучающихся, в том числе, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам, уделяется пристальное внимание.
Помимо диагностической работы, выявляющей тревожных детей, изучающей личностные характеристики ребенка, его адаптацию на разных ступенях обучения, его самооценку, самоощущение в мире и так далее, педагогом-психологом проводится работа с обучающимися, попавшими в «группу риска» по результатам диагностики. С данной категорией школьников проводятся групповые и индивидуальные занятия на снятие напряжения, тревожности, повышения самооценки, формирование эмоциональной устойчивости.
В начальной школе проводятся физминутки, классные часы, психологические занятия коррекционно-развивающего направления.
Развивающая работа, проводимая с данной категорией детей, направлена на развитие либо коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и социальной сфер жизни этих детей.
На занятиях с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, я стараюсь использовать методы сказкотерапии и песочной терапии. Эти методы позволяет ребенку сформулировать и осознать свои проблемы, а затем, при помощи педагога-психолога, найти различные пути разрешения этих проблем.
Для учителей предусмотрены консультации по работе с данной категорией детей.
С родителями, помимо консультационной работы, проводятся родительские собрания, такие как: «Дети – цветы жизни» (для 1-2 классов), знакомящее родителей с психическими особенностями их детей и позволяющее получить рекомендации по дальнейшему гармоническому развитию ребёнка; «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» (для 3-4 классов), о положительном и отрицательном примере взрослых, выносимом ребёнком из семьи; «Компьютерная зависимость – миф и реальность» о последствиях чрезмерного использования компьютера как детьми, так и родителями.
В нашей школе достаточно много детей обучается по адаптированным основным образовательным программам, поэтому невозможно создать индивидуальную программу под каждого ребёнка и его проблему. В связи с этим, в своей работе я использую уже имеющиеся программы.
С начала 2015-2016 учебного года в нашу школу по программе «Доступная среда» поступило оборудование на общую сумму1216340, 00 руб. Отчёт по использованию этого оборудования подавался мною в Управление образованием администрации Каргатского района и размещен на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Часть оборудования установлена в кабинете психолога. Эффективен в работе с детьми ОВЗ сенсомоторный учебно-развивающий комплекс. К концу года дети, в занятиях с которыми использовался данный комплекс, запомнили название геометрических фигур, научились понимать время, выучили названия и очерёдность времён года и признаки, характерные для каждого времени года, узнали название и назначение предметов, применяемых в быту.
Большая часть оборудования, такая как: весы, логический планшет, рельефный глобус, квадраты Б.Н.Никитина, ручные лабиринты и многое другое, - используются на индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ для развития когнитивной сферы и общей и мелкой моторики.
Для релаксации детей, снятия у них эмоционального напряжения используются элементы сенсорной комнаты: мягкие модули, сухой интерактивный бассейн, световой столик для рисования песком и многое другое.
Положительная динамика прослеживается и в работе с гиперактивными и тревожными детьми. Занятия на данном оборудовании положительно влияют на эмоциональный фон детей, снижают общую тревожность, повышают работоспособность обучающихся.
Оборудование установлено не только в кабинете психолога, но и в учебных кабинетах, кабинете учителя-логопеда, кабинете ЛФК, так как дети с ОВЗ обучаются не только в начальной школе, но и в средней школе и старших классах.
Для кабинета ЛФК большая часть поступившего оборудования предназначена для развития у обучающихся локомоторной функции, стимуляции вестибулярного аппарата, развития концентрации внимания и зрительно-моторной реакции. Данное оборудование используется для занятий со всеми категориями детей с ОВЗ. В конце учебного года учителем ЛФК была отмечена положительная динамика развития у детей с нарушениями ОДА и детей, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с задержкой психического развития.
В кабинете учителя логопеда, помимо прочего оборудования, размещена тактильная дорожка для равновесия, используемая для массажа стоп школьников. Занятия на этой дорожке положительно влияют на функцию речевого аппарата. Учителем-логопедом отмечается положительная динамика в улучшении звукопроизношения и увеличении словарного запаса обучающихся.
Подводя итоги проделанной работы по обеспечению психологического здоровья детей, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам, мы можем с уверенностью сказать о том, что взрослые, как родители, так и педагоги, способны создать необходимые условия для полноценного развития ребенка.
Литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]