Программа внеурочной деятельности Школьная газета


Паспорт проекта


Параметры проекта


1
Наименование проекта
«Школьная газета – как форма развития детского медиапространства в образовательном учреждении»

2
Вид проекта
Творческий, информационный, образовательный;


3
Руководитель проекта
Анфалова Вера Владимировна, воспитатель I категории, руководитель ШМО воспитателей;

4
Основные участники проекта.
Администрация школы, обучающиеся, воспитанники 1-10 классов, родители, педагоги;

5
Цель проекта
Создать живую, активно работающую информационную среду через издание школьной газеты;

6
Задачи проекта
Духовно-нравственное воспитание обучающихся, воспитанников посредством выпуска школьной газеты;
Освещение школьных событий;
Развитие творческой свободы, активности, инициативы учащихся;
Развитие умений пользоваться компьютером, программами для создания газеты;
Профориентационная работа. Знакомство обучающихся, воспитанников с профессиями, связанными с издательским делом; Знакомство обучающихся, воспитанников с основами формирования газеты.

7
Сроки реализации проекта
Проект реализуется с ноября 2011 года и по настоящее время. Редакция издала 4 выпуска.

8
Этапы реализации программы
1 этап - Создание команды единомышленников.
2 этап - Разработка плана работы редколлегии.
2.1. Организационно-подготовительный.
2.2. Обучающий
2.3 . Исследовательский.
2.4. Схема организации выпуска школьной газеты.
3 этап - Практический

9
Ожидаемые результаты реализации проекта.

Повышение социальной активности обучающихся, воспитанников.
Развитие познавательной активности.
Повышение интереса к знаниям.
Развитие ценностной ориентации обучающихся, воспитанников.
Развитие эстетических вкусов обучающихся, воспитанников.
Развитие партнёрских отношений: воспитанники – педагоги – родители;
Сознательный выбор выпускниками профессии.

10
Материально-техническое обеспечение.
Компьютер, цифровой фотоаппарат, интернет, школьный сайт.



Проект
«Школьная газета – как одна из форм развития детского медиапространства в образовательном учреждении»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.
Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания духовно-нравственных ценностей, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг обучающихся, воспитанников, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей, привлечь к выпуску родителей, других педагогов школы, т.е. выстраивать партнёрские отношения, тем самым мы действуем в рамках Указа президента РФ от 1 июня 2012 г № 761 . «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её обучающихся, воспитанников. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Особенностью данного проекта является возможность участия в данном проекте учащихся разного уровня, независимо от степени успешности усвоения школьной программы. Это очень важно, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников, обучающихся по разным образовательным маршрутам.
Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудно. Каждый берётся за ту работу, которая ему интересна и по плечу, т.е. для каждого участника создаётся ситуация успеха.
Создание школьной газета позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Как известно, пресса – четвертая власть. В руках редколлегии средство формирования менталитета школьников.
Возможность посредством определённых рубрик целенаправленно формировать и развивать духовно-нравственные ориентиры подрастающего поколения, запускать механизм диалога души и сердца, давать возможность задуматься над той или иной ситуацией, притчей, даже просто о значении слова. Самого простого слова, истинный смысл которого в суете мы просто забыли. А это простые слова: РАДОСТЬ, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ и т.д. А это важно и для других участников образовательного процесса: педагога и родителя. Ведь в первую очередь педагог - носитель духовности и нравственности.

Актуальность
Проект особенно актуален сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Прилавки киосков завалены низкопробной литературой, чтение которой в конечном итоге разрушает подростка как личность.
Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности, которая является основополагающей во внедрении ФГОС.

Цель: создать живую, активно работающую информационную среду через издание школьной газеты.
Задачи:
Информационная- оперативно и достоверно освещать события и факты школьной жизни.
Образовательная - обучение детей современным технологиям издательской деятельности.
Воспитательная –отбор материалов, направленных на духовно-нравственное воспитание обучающихся, воспитанников, совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности.
Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.
Управленческая – газета, как печатный орган школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь.
Координирующая – различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.
Социальная значимость-как профориентационная помощь обучающимся, воспитанникам в выборе дальнейшего жизненного пути.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
1 этап - Создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.
В редакционную коллегию входят учащиеся 9-10-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1.. Главный редактор
2. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
3. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и желающие писать заметки, родители, педагоги, работники школы).
5. Фотокорреспонденты (воспитанники, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом, родители, педагоги, работники школы).
6. Корректоры (воспитанники, хорошо знающие русский язык, учитель русского языка).
7. Верстальщики (воспитанники, умеющие работать на компьютере).

2 этап - Разработка плана работы редколлегии.
1. Организационно-подготовительный.
- Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
- Формирование группы учащихся, выбор заместителя главного редактора.
- Составление плана работы (составление тематики газет на год).
- Формулирование вопросов для исследований.
- Создание руководителем вводной презентации для учащихся.
2. Обучающий
-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации руководителя.
-Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
- Демонстрация выпусков школьной газеты других образовательных учреждений.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение групп по интересам.
- Определение этапов работы над номером газеты.
- Знакомство с критериями оценки работ.
- Выбор названия газеты, разработка эскиза эмблемы.
- Организация обучающих занятия:
а) информационные технологии, работа с компьютерными программами:
б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;
в) русский язык и литература, культура речи;
г) основы журналистики.
-Предоставление практической возможности начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.

3 . Исследовательский.
Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:
1. Самостоятельный поиск информации.
2. Работа с печатными материалами.
3. Сохранение результатов в формате Word .
4. Выводы по работе.
5. Взаимооценка работ друг у друга.
Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
Оформление номера газеты.
4. Итоговый.
1. Презентация результатов проекта: издание школьной газеты, участие в конкурсах и фестивалях.
2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фотоматериалы работы учеников над проектом.

3 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.
Редколлегией было выбрано название для газеты «ШКИЧ» - ШКола Интернат Четыре. Также была выбрана эмблема - «шкичёнок».
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи, заметки учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения.
Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи носят жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Примерный перечень рубрик выпусков газет:
1. Рубрика «Подружитесь со мной» (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, новичками, с увлечениями обучающихся, воспитанников)
2. Рубрика «Школьные новости», «Наша гордость» (освещаются направления воспитательной работы: спортивной деятельности, экологическим движением, и т.д., отзывы о мероприятиях).
2. Подготовка специальных выпусков (например, выпуск, посвящённый последнему звонку, Дню Матери, месячнику безопасности и т.д.)
3.Рубрики, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся, воспитанников (соцопросы для воспитанников, родителей, педагогов по принципу «Незаконченное предложение», использование технологии «Идеальный образ, портрет», технологии «Минисочинение», технологии «Письмо к », рубрики «Словарик счастливого человека», «Словарик семейного счастья и т.д.)
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
5. Страничка для родителей «Образованные родители-успешные дети»с опубликованием писем к любящим родителям с обязательным «кармашком для домашнего задания» «Обсудим в семейном кругу»
6.Рубрика «Внимание! Будь осторожен!» (виртуальные встречи со Светофорчиком, пожарным, полицейским и т.д.)


4 этап - Верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).
"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.
Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.).
Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

Методические принципы:
- личностно – ориентированный подход учитывает особенности обучающихся, воспитанников с ОВЗ, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
- деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;

Рассматривая участие в конкурсе как создание условий для самоактуализации, самореализации и развития творческого потенциала обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, считаю возможным реализацию данного проекта только при материально- техническом и финансовом вложений. Результативность этого проекта будет зависеть от периодичности и своевременности выпуска школьной газеты

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Повышение социальной активности учащихся.
Развитие ценностной ориентации учащихся.
Развитие познавательной активности.
Повышение интереса к знаниям.
Развитие эстетических вкусов учащихся.
Развитие партнёрских отношений: обучающиеся, воспитанники –педагоги – родители.
Осознанный выбор профессии.


4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Компьютер, цифровой фотоаппарат
Интернет, школьный сайт
5. РИСКИ
Отсутствие финансирования. Необходимость искать спонсора для распечатки газеты.

5. СМЕТА РАСХОДОВ
Ноутбук - DELL INSPIRON 5720-25000-27000 руб.
Принтер - HP Laserjet Pro 100 Color MFP 175nw-15000-16000 руб.
Бумага «Снегурочка»- 115-125руб.
Картриджи, батарейки.


Мои единомышленники. Редакция школьной газеты «ШКИЧ»
(ШКола Интернат Четыре)

















Приложение №1
Технологии, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся, воспитанников их родителей, педагогов
Метод незавершенных предложений
Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей. 
Инструкция: "Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас.
Варианты незаконченных предложений: «Хороший ученик-это», «Хороший учитель-это», «Хороший родитель –это»; социальные роли: «Хороший сын-это», «хорошая дочь-это» и т.д.»; семейные «Счастливая семья–это».

«Идеальный образ, портрет»
По технологии «Незаконченное предложение» предлагается продолжить фразу «Идеальный сын (дочь, мать учитель и т.д.) – это», «Девушка (юноша) моей мечты-это», «Верный друг – это», «Хорошая мама (папа) – это» и т.д. (респонденты пишут хорошие личностные качества). Далее обсуждение и, как результат, воспитание примером, заканчиваем фразу вместе с указанием фамилии, имени конкретного человека, литературного героя, артиста и т.д.

«Словарик»
Цель: согласование основных понятий из разряда человеческих ценностей.
Инструкция:принимают участие все участники образовательного процесса. В зависимости от темы, выбирается несколько понятий их ряда ценностей и предлагается участникам самим написать объяснение данного понятия. Далее ( ниже или в следующем номере можно предложить авторитетное толкование (Словарь «Ожегова», писателя, политика, артиста и т.д.)
Примеры: «Словарь семейного счастья», «Словарь счастливого человека», «Словарь настоящего мужчины», «Словарь девушки» и т.д.
«Письмо»
Инструкция:. По определённой теме все участники образовательного процесса пишут письмо – рассуждение. Затем приводится авторитетное мнение.
Примеры: «Письмо к нашим детям ( к сыну, дочери, выпускнику, конкретному ребёнку и т.д.). Можно предложить познакомиться с письмами Е. Леонова к своему сыну, К Маркса к своей дочери.
Материал предоставлен Бачевой Е.В., учредитель и ректор НОУ «Академия родительского образования»










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Рисунок 13Описание: C:\Users\R\Desktop\5.jpgqђ Заголовок 1qђ Заголовок 2qђ Заголовок 315