Урок математики в 1 классе Перестановка слагаемых

Урок математики в 1 классе. Тема урока: Перестановка слагаемых.
Цель урока: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике, закрепить изученные случаи сложения и вычитания; развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность; воспитывать позитивное отношение к урокам математики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с задачами в стихах, раздаточный счетный материал( по 2 треугольника и по 3 квадрата на каждого учащегося, карточки с примерами на каждого ученика, подсказки к задачам для слабоуспеавющих учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
К нам на урок пришел сказочный герой. Он хочет вам помочь сделать важное открытие, связанное со слагаемыми.

II. Сообщение цели урока.
Что мы будем делать на уроке математики? Слайд.

III. Актуализация опорных знаний.
Сначала давайте выполним задания Винни-Пуха, вспомним все что изучали на прошлых уроках.
Логическое задание. Слайд.
Задачи в стихах. А сейчас будем решать задачки.
а) Слайд.
Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

б) Слайд.
Семь малюсеньких котят,
Что дают им – все едят.
А один - сметаны просит.
Сколько же котяток? (7+1=8)

в) Слайд.
Шесть косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые большие другу подарил.
Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика
Осталось костей? (6-2=4).

- Вы отлично справились с заданиями Винни-пуха.
Подготовка к введению новой темы.
Слайд .
Нам сегодня пригодится знание компонентов при сложении.

IV. Физкультминутка для глаз.
V. Новая тема.
Настало время узнать, какое открытие подготовил нам сказочный герой. Но Винни-Пух не хочет сразу вам все раскрывать.
Работа по группам( карточки).
Что общего у всех примеров, записанных на доске? (Все примеры на сложение)
А как называются компоненты при сложении?
Первая группа решает первый столбик. Вторая – второй. Третья – третий.
1 + 2 = 2 + 1 = 4 + 2 =
4 + 3 = 3 + 4 = 5 + 2 =
2 + 4 = 4 + 2 = 6 + 4 =
3 + 2 = 2 + 3 = 2 + 4 =
Поменяйтесь в парах карточками и проверьте работы.
Встаньте, у кого безошибочная работа. Молодцы! Остальные – будьте внимательны!
Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В первом и во втором столбике ответы похожи.)
Что ещё общего у этих выражений? (Слагаемые).
- Ребята, наш гость очень любит читать. Он приготовил для вас задание , где рассказывается о его книгах.

1. Практическая работа. Слайд. Две синие книги появятся автоматически после смены слайда. Число 2, красные книги, число 3 – по щечку после каждого заданного вопроса, + и = - автоматически, число 5 и стопка книг, слова “ слагаемые”, “сумма” – по щелчку после каждого ответа на вопрос для подтверждения сказанного.

Сколько изображено книг в синих обложках? (2 книги). Положите на парту слева столько же треугольников.
Сколько книг в красных обложках? (3 книги). Придвиньте к треугольникам столько же квадратов.
Сколько всего книг? (5). Сколько у вас фигур на партах? (5).
Как получили число 5? (К 2 прибавили 3).
Как запишем сумму? (2+3=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/
Как называется число 2 при сложении? (Первое слагаемое).
Как называется число 3 при сложении? (Второе слагаемое).
Как называется число 5? (Значение суммы).
/Смена слайдов, переход к слайду. Слайд меняется по щелчку мыши после обсуждения. Число 5 и пять книг появляются один за другим после одного щелчка/
 

А теперь посмотрите на экран: что произошло? (Синие и красные книги поменялись местами).
Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные). Сколько их? (3).
Какие книги на втором месте? (Синие). Сколько их? (2).
Сколько всего книг? (5).
Поменяйте местами свои фигурки на партах.
Сколько теперь треугольников и сколько квадратов? (3 квадрата и 2 треугольника).
Сколько всего фигур? (5).
Составьте сумму (3+2=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/
Как теперь называются числа? (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).
Что произошло со слагаемыми? ( Они поменялись местами)
Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)
Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась.)
Слайд. Автоматически появится первая запись. Чтобы перейти ко второй – щелкнуть мышью.
 
Ребята, мы сделали очень важное открытие!
Закрепление правила о перестановке слагаемых.
Слайд. Смена слайда произойдет по щелчку, появятся 4 дельфина. Еще 3 – автоматически после предыдущих, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.
Сколько плывет дельфинов? (4)
Сколько дельфинов плывет им на встречу? (3)
Составьте сумму к слайду. (4+3=7)
/Смена слайдов. Смена слайда произойдет по щелчку, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного/

Что теперь произошло? (3 дельфина и 4 дельфина поменялись местами)
Какую сумму теперь составим? (3+4=7)
Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
VI.Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

VII. Закрепление изученного.
Работа по учебнику.
-А сейчас выполним задания, где нам пригодится правило о перестановке слагаемых.
Объясните, что нарисовано на стр.12. О чем напоминает мальчик?
Рассмотрите рисунок и примеры в №1.Объясните, почему к каждой фишке домино можно записать по 2 примера? Прочитайте правило в рамке. А теперь хором его повторим.
Ребята, открытие, которое мы с вами сделали пригодиться нам в следующем задании.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
Мы сегодня уже решали задачки Винни-Пуха.
Для решения следующих задач нам необходимо вспомнить составные части задачи. Винни-Пух нам поможет в этом. Слайд.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Прочитайте задание №2. Первое предложение. Это задача? Почему? Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. Какую схему нужно изобразить? Давайте составим устно решение и ответ к задаче. Проверьте себя. Слайд.
Прочитайте задачу №3(1) .Условие задачи? Вопрос? Какую схему составим? Запишите решение задачи. Почему вы решили её так? Что мы узнали?
Прочитайте задание №3(2). Это задача? (нет) Почему?
Используя ответ к первой задаче, восстановите текст второй задачи. Решите её самостоятельно. ( 1 ученик решает у доски)
Проверьте себя. У кого запись выполнена верно? Молодцы.


VIII. Итог урока.
Какое открытие помог нам сделать Винни-Пух? С каким правилом познакомились? Что произойдет, если поменять местами слагаемые?
Как вычислить значение выражений, если мы ещё не научились прибавлять 6, 7, 8, 9?
Вычислите: 3+7=, 2+6=, 1+9=, 4+5=, 4+6=,2+8=.
-Кто догадался. Как нужно действовать?
Самостоятельная работа.(Самопроверка по слайду)
У кого выполнено все без ошибок? Вы хорошо усвоили новую тему.
Мы еще несколько уроков будем учиться применять это правило на практике.
IX.Рефлексия.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Root Entry