Урок МДК 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотивов Токоприемники
План конспект урока № 230
МДК 01.01: Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива
Тема рабочей программы: Электрическое оборудование электровозов
Тема урока: Токоприемники
Дата проведения урока:17.11.15
Группа: 189-190
Профессия: 23.01.09 Машинист локомотива.
Курс: 3
Цели урока:
Обучающие:
1. Повторить учебный материал по теме «Общие сведения об электрических аппаратах»
2. Ознакомить учащихся с назначением токоприемника
3. Сформировать первоначальные знания об устройстве токоприемника
4. Дать представление о порядке проверки и технического обслуживания токоприемника.
Развивающие:
Развивать память, техническое мышление, внимание, логику, пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся активность, интерес к предмету и профессии, заинтересованность в собственных результатах
Тип урока: Получения новых и совершенствования знаний
Комплексно-методическое обеспечение:
Учебник. А.В.Грищенко. Устройство и ремонт электровозов и электропоездов
Плакат «Токоприемник Л-13У»
Натуральные образцы: каретка токоприемника, контактные вставки
Компьютер, м/м проектор
Слайды по уроку
Видеоролики «Проверка характеристик токоприемника»2,22, «Проверка полоза токоприемника»1,53
Ход урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационный момент (4 мин)
Приветствие
Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста
Молча встают, приветствуя преподавателя
Цели этапа урока
Для того чтобы урок у нас прошел эффективно и плодотворно необходимо подготовить рабочее место: достаньте, пожалуйста, конспекты, ручки. Чтобы вы не отвлекались, уберите, пожалуйста, со столов лишние предметы и отключите телефоны.
Проверить отсутствующих и выяснить причину отсутствия
Обучающиеся готовят свои рабочие места
Определение темы урока, постановка целей
Мы продолжаем изучать тему «Электрическое оборудование электровоза». Эта тема очень значима при изучении нашего предмета, как вы думаете, почему?
Мы уже ознакомились с классификацией электрических аппаратов, с понятием и видами электрических контактов, с параметрами, характеризующими контактные соединения.
Сегодня на уроке мы повторим учебный материал и на базе полученных знаний перейдем к изучению конкретных электрических аппаратов электровоза.
Существует пословица: «Театр начинается с вешалки», а с чего начинается наш электровоз?
Итак: Тема нашего урока «Токоприемники»
Запишите, пожалуйста, число и тему.
(На экране слайд с темой урока и целями)
На протяжении всего урока мы с вами будем отмечать «точки соприкосновения», т.е. выделять моменты, когда вам, как будущим слесарям по ремонту подвижного состава и помощникам машиниста электровоза придется сталкиваться с токоприемником в своей профессиональной деятельности, и полученные знания помогут вам.
Обучающиеся, выражая собственные мысли должны прийти к выводу, что раз электровоз работает за счет электрической энергии, значит, основным его оборудованием будет электрическая аппаратура.
(групповая деятельность)
Обучающиеся должны ответить, что электровоз начинается с токоприемника.
Обучающиеся записывают тему.
Опрос обучающихся по изученному материалу (9 мин)
Нам необходимо выяснить как вы усвоили учебный материал прошлого урока. Давайте вспомним, что вы знаете об электрических аппаратах. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. (фронтальный опрос)
Как различается электроаппаратура локомотива по назначению?
Как различают электрические аппараты по приводу?
Где на электровозе располагаются аппараты высшего напряжения?
Для чего силовая аппаратура размещена в высоковольтных камерах?
Для чего у ряда электрических аппаратов имеются дугогасительные устройства?
Что называется электрическим контактом?
Что такое «раствор»?
К каким последствиям может привести недостаточное контактное нажатие?
( при необходимости корректируется ответ обучающегося или спрашивается пояснение и дополнение у других обучающихся)
Вы верно ответили на вопрос, что такое электрический контакт. А теперь давайте вспомни, какие бывают контакты. Для этого я вам буду демонстрировать слайды с изображением контактов, а вы указав номер запишите название. (письменная самостоятельная работа)
(демонстрируются слайды с изображением контактов)
Вам часто доведется работать с контактными соединениями при эксплуатации и ремонте электровоза, а следовательно вы быстро и правильно должны определять вид контакта.
Последний слайд с правильными ответами. Вы самостоятельно можете проверить себя. Критерии оценок- 5 правильных ответов –отлично, 4 правильных ответа – хорошо, 3 правильных ответа – удовлетворительно, менее 3 правильных ответов – неудовлетворительно ( повторяем дома и выполняем работу на следующем уроке)
Обучающиеся поднимают руки и с места отвечают на вопросы.
Существуют силовые аппараты, аппараты управления, защиты и вспомогательные.
Привод аппаратов может быть электропневматический, электромагнитный, ручной
На крыше электровоза
Для защиты локомотивной бригады от поражения электрическим током.
При разрыве контактов под напряжением возникает дуга. Для того чтобы защитить аппарат от воздействия дуги используют дугогасительные камеры.
Это место перехода тока из одной детали в другую.
Расстояние между подвижным и неподвижным контактом в разомкнутом состоянии
может не включиться электрический аппарат, повышается температура, возможно оплавление и обгорание контактов.
(групповая работа)
Обучающиеся выполняют работу.
Г-образный контакт
2- переключательный контакт
3- клиновые контакты
4- мостиковый контакт
5- штепсельный контакт
(индивидуальная работа)
Изучение нового материала (17 мин)
Теперь мы можем перейти к изучению нового материала. Какие же задачи мы поставим перед собой, что нам нужно узнать, чтобы получить представление о токоприемнике.
(беседа с обучающимися)
Как работает электровоз?
Значит, для чего служит токоприемник?
Верно. Запишите назначение токоприемника.
(демонстрируется слайд, на котором указано назначение токоприемника: Служит для передачи с помощью скользящего контакта электрической энергии от контактного провода к электрическому оборудованию электровоза)
Как по-вашему, какие требования можно предъявить к токоприемнику?
Все верно, требований не мало, но на первое место с учетом того, что напряжение в контактной сети 25000В нужно поставить
Запишите требования к токоприемнику.
(демонстрируется слайд с перечисленными требованиями:
Безопасность
Небольшая масса
Маленькая парусность
Постоянный контакт
Хороший контакт)
А теперь давайте посмотрим, как конструкция токоприемника обеспечивает выполнение данных требований.
Токоприемник состоит из 4 основных частей:
Основания
Механизма подъема и опускания
Подвижной группы
Контактной группы
(наглядный метод: демонстрация на плакате и натуральном образце)
Основание изготовлено из стальных швеллеров, установлено на крыше электровоза на опорные изоляторы. Управление осуществляется из кабины с помощью кнопочного выключателя. Какое требование выполняется?
На основании расположен механизм подъема и опускания, который состоит из пневматического привода, системы тяг, поднимающих и опускающих пружин. Подъем токоприемника осуществляется с помощью сжатого воздуха.
Подвижная группа состоит из нижних и верхних рам , выполненных из шарнирно-соединенных полых труб.
Какое требование выполняется?
На трубах верхних рам крепятся две каретки, на которых уложен полоз, в пазах которого находятся контактные вставки.
(демонстрация по плакату и натуральным образцам)
Обратите внимание на конструкцию каретки – трапецевидная, шарнирные соединения, пружины. А теперь вспомните, при изучении предмета ОКЖД вы изучали высоту подвески контактного провода. Назовите, пожалуйста.
(если обучающиеся затрудняются назвать, нужно им напомнить)
Раз высота подвески провода изменяется, за счет чего обеспечивается постоянный контакт? Таким образом, токоприемник должен подниматься на определенную высоту и обеспечивать необходимое нажатие на провод.
При работе в пунктах технического обслуживания локомотивов при выполнении ТО-2 слесари по ремонту подвижного состава проверяют и при необходимости регулируют параметры работы токоприемника. Вот одна из «точек соприкосновения», о которых мы говорили в начале урока.
(демонстрация видеоролика «Проверка характеристик токоприемника»)
При подъеме токоприемника машинист и помощник обязаны визуально проконтролировать, что токоприемник поднялся и коснулся провода. Вторая «точка соприкосновения»
Электрический контакт с проводом осуществляется через контактные вставки, которые изготавливаются из графита. Вспомните из предмета «Электроматериаловедение» чем характеризуется данный материал?
Значит, какое требование обеспечивается за счет контактных вставок?
Посмотрите, пожалуйста, на контатные вставки – новая и бывшая в эксплуатации. Почему так выглядит вставка, снятая с электровоза?
(демонстрация натуральных образцов)
Смена изношенных вставок осуществляется слесарем по РПС на ТО-2. Еще одна «точка соприкосновения».
( демонстрация видеоролика «Проверка полоза токоприемника»)
Почему необходимо заменять изношенные вставки. По какому признаку при ведении поезда можно предположить, что вставки изношены?
В процессе ведения поезда локомотивная бригада должна контролировать состояние токоприемника и при интенсивном искрении возникает необходимость перейти на работу вторым токоприемником. – «Точка соприкосновения»
Мы рассмотрели обще устройство токоприемника. Давайте еще раз вспомним моменты, когда токоприемник может стать объектом вашей профессиональной деятельности.
(демонстрируется слайды с «точками соприкосновения»)
В дальнейшем при изучении МДК «Конструкция и управление локомотивом» мы изучим порядок проведения технического обслуживания токоприемника и управление им.
Обучающиеся формулируют задачи:
указать назначение токоприемника
рассмотреть устройство
определить основные действия при эксплуатации токоприемника
(групповая работа)
Электровоз получает электрическую энергию с контактной сети.
Токоприемник служит для снятия тока с контактной сети.
Обучающиеся пишут конспект
(групповая работа)
Обучающиеся перечисляют требования, стараясь их обосновать
Безопасность
Обучающиеся записывают конспект
Безопасность, т.к. применяются изоляторы от замыкания и отсутствует возможность случайного прикосновения.
Легкость и маленькая парусность, т.к. трубная конструкция и облегчение массы за счет полых труб
6600мм- на станции
6250мм на перегоне
За счет кареток и пружин
Графит обладает высокой проводимостью, это слоистый материал.
Хороший электрический контакт
Обучающиеся рассматривают вставки, трогают их и должны сделать вывод, что в результате взаимодействия с контактным проводом происходит износ вставок, появляются трещины и отколы.
При износе вставок возникает искрение.
Закрепление учебного материала (10мин)
Сегодня на уроке мы должны были ознакомиться с назначением и устройством токоприемника, определить требования, предъявляемые к нему в эксплуатации. Как вы считаете, справились ли мы с поставленными задачами?
Для закрепления нового учебного материала ответьте на вопросы теста
(Демонстрируются слайды с вопросами теста)
Оцениваться результаты теста будут таким образом:
10 правильных ответов – «5»
8,9 правильных ответов – «4»
6,7 правильных ответов – «3»
Те учащиеся, у кого будет менее 6 правильных ответов должны будут больше времени уделить домашней работе.
Справились
Обучающиеся выполняют тест.
(индивидуальная работа)
Домашнее задание (2 мин)
Дома, используя конспект и учебник ( пункт 9.4. стр. 139) повторить учебный материал по теме «Токоприемник»
В тетради зарисовать кинематическую схему. Вы должны уметь оперировать техническими данными и по кинематической схеме объяснить процесс подъема и опускания токоприемника
Обучающиеся записывают домашнее задание.
Заключительная часть (3 мин)
Подведение итогов урока
Сегодня мы с вами выполнили все поставленные задачи и достигли целей, которые обозначили в начале урока.
За урок следующие обучающиеся получили оценки: ( выставляются оценки с учетом фронтального опроса и активной работы во время беседы, комментируются, указываются недостатки и ошибки
Оценки за письменную работу будут выставлены после проверки .)
Преподаватель: Козенюк И.В.
15