Презентация по литературе на тему Композиция поэмы Мцыри (7 класс) 
Тема урока:     Композиция и своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».Мцыри как романтический герой  познакомиться с историей создания поэмы;  выявить структурные особенности произведения;  дать характеристику Мцыри; проникнуть в замысел автора; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; сделать выводы об  особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения. Цели урока: Эпиграф к уроку …Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!..                                          В.Г.Белинский История создания поэмы «Мцыри»           Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в   Грузии. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у Лермонтова появляется замысел: «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.  Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. Ямб – двусложная стропа с ударением на 2 слоге/- -/ Цитатный план 1. Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь.                                                                                       2. Однажды русский генерал                                       Из гор к Тифлису проезжал;                                       Ребенка пленного он вез. Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро – эпическим произведениям, так как рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания. Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника.Романтический герой – образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее ( у активных романтиков). 3. Ты слушать исповедь мою    Сюда пришел, благодарю.    Я мало жил, и жил в плену 4. Я никому не мог сказать    Священных слов «отец» и «мать». 5. Что за нужда? Ты жил , старик!    Тебе есть в мире что забыть,    Ты жил,- я также мог бы жить! 6. Ты хочешь знать, что видел я На воле? Цитатный план Анализ поэтических особенностей       6 главы   Эпитеты: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их»(инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос». Сравнения: …Холмы, покрытые венцомДерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой,Как братья в пляске круговой.                                    Я видел горные хребты,                                    Причудливые, как мечты,                                    Когда в час утренней зари                                    Курилися, как алтари,                                    Их выси в небе голубом.В снегах, горящих, как алмаз. Метафоры, сочетающиеся с олицетворением:Простерты в воздухе давноОбъятья каменные их,И жаждут встречи каждый миг.Аллитерация:Вдали я видел сквозь туман,В снегах, горящих, как алмаз,Седой, незыблемый Кавказ…Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней…(почти полное отсутствие звука р).Выделим противопоставление:«могильные плиты», «старик седой»/ Развалин страж полуживой»- живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри. Цитатный план 7. И вспомнил я отцовский дом...                                                              8. Ты хочешь знать, что делал я     На воле? Жил… Анализ поэмы Жизнь Мцыри в монастыре не описана подробно, поскольку основное в этой жизни - служение Богу. Побег Мцыри - это побег из плена. Герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в монастыре, ему нужно нечто большее. Основная часть поэмы направлена на раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана Лермонтовым форма монолога - исповеди.      Мцыри - гордый, смелый, мятежный человек, который вырос в стенах монастыря, но одна мысль лишь занимала его: где тот чудесный мир, который называется свободой? Для чего он родился? Здесь ли, в стенах душного монастыря, ему место? И вот он решается на бегство.        Побег Мцыри - это побег из плена, герой отказывается подчиниться,  он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в          монастыре, ему нужно нечто большее:                                 Я знал одной лишь думы власть,                                Одну - но пламенную страсть:                                Она, как червь, во мне жила                                Изгрызла душу и сожгла.                               Она мечты мои звала                               От келий душных и молитв                               В тот чудный мир тревог и битв…      Мцыри - это могучая, пламенная натура, главное для него - обретение     свободы, неприятие неволи и смирения. Гибель героя не омрачает     поэму - он прожил за эти три дня всю жизнь, которую не получил бы в монастыре.      
        Композиция поэмы не выдержана в той же последовательности: 1-ая глава описывает заброшенный монастырь, 2-ая знакомит нас с жизнью послушника, а все остальные главы представляют собой исповедь героя, его жизнь за три дня. Таким образом, основная часть поэмы направлена на раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана форма монолога - исповеди. Итак, композиция исповеди дает возможность проследить за мыслями героя, постепенно раскрыть его внутренний мир  «Мцыри» - это призыв к борьбе, к свободе, отказ от смирения и покорности судьбе. В чем смысл жизни человека? Для чего он появляется на свет? Для покорности обстоятельствам или борьбы за лучшее? Лермонтов показывает свой выбор. Подумайте над этими вопросами и вы.  Выводы. Особенности композиции поэмы.     Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.     Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.  Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны  через его восприятие.  Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.    Краткий эпический рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элемент драмы).    Сочетание четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа- и хрупкости, трепетности человеческой жизни. Итог урока На этом уроке вы познакомились:   с романтической поэмой «Мцыри»;с чертами романтического героя;   с композицией поэмы;с художественными особенностями поэтики Лермонтова. Вы также вспомнили:что такое романтизм; что в понятие «романтического героя» входит: непринятие обществом героя, его одиночество,    непокорность и, чаще всего, ранняя смерть; что романтической поэме свойственен экзотический пейзаж.Все это позволило сделать вывод, что поэма «Мцыри» - романтическая.