Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов естественно — математического цикла, как условие обеспечения современного качества

Педсовет 11.01 2016г.

Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов естественно - математического цикла, как условие обеспечения современного качества

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к современной школе. Касается это и предметов естественно-математического цикла. Стандарты – новые требования , как к качеству естественно-математического образования, так и к условиям, используемым в образовательном процессе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Помимо всего прочего учитель из передатчика информации становится менеджером, который в себе аккумулирует не только профессиональные навыки и качества, но и умения применять развивающие технологии, обладающий информационной компетентностью. Изменяется и принципиальное отношение к результату своей деятельности, когда в завершении изучения того или иного раздела/курса учитель не проверяет, насколько ученик усвоил ряд понятий, умеет их применять, знает их сущность, а проверяет сформированность универсальных учебных действий в результате осуществления системно - деятельностного подхода.
В соответствии с новыми требованиями перед учителем ставится задача: организовывать на уроках особое взаимодействие, учебную ситуацию, как особую структурную единицу учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. В преподавании предметов естественно-математического цикла учебная ситуация является активным методом формирования и совершенствования знаний учащихся, а так же осуществляет процесс обобщения теоретико-практических знаний и умений. При реализации решений учебных ситуаций движущей силой развития обучающегося является деятельность. А поскольку уроки представляют собой систему, то и деятельность по решению учебных ситуаций тоже становится системной. Рассмотрение учебных ситуаций различного вида школьниками способствует удовлетворению их познавательных интересов.
Учебная ситуация это дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов. Теоретически и практически целесообразно подразделять учебные ситуации на потенциальные и актуальные. К первым относятся запланированные учебные ситуации, в которых обучение еще не проводилось и не проводится (в момент анализа). Когда в потенциальную учебную ситуацию включаются учитель и учащиеся, она превращается в актуальную; начинается процесс обучения, представляющий совокупность последовательных действий преподавателя и учащихся для достижений предусмотренных результатов. При этом особое место занимают учебные ситуации, когда в подаче и контроле содержания участвуют как учитель, так и учащиеся; обычно они делают это по очереди. При любых обстоятельствах должно быть внешнее взаимодействие между учителем и учащимися на основе обмена информацией, иначе учебная ситуация не будет относиться к данному виду.
На уроках целесообразно применять учебные ситуации различных типов. Так, например обучающиеся с большим интересом решают творческие учебные ситуации. Их можно не только предлагать во время урочной деятельности, но и в качестве альтернативы выполнения традиционного домашнего задания.
Но реализация идей ФГОС требует не только осуществления урочной деятельности, но и внеурочной. В современной педагогике остро стоит вопрос об организации и проведении внеурочной деятельности. Речь идет о предметных кружках, спортивных секциях, творческих объединениях школьников. Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам, помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор. И если в системе начального образования проблема решается или уже решена, то в рамках основного общего образования данная проблема имеет место быть. Одним из способов решения ее являются такие направления внеурочной деятельности как научно – познавательная и проектная деятельность. Находит она свое отражение в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, техническое творчество.
Соответственно для каждого педагога необходимым условием осуществления идей ФГОС нового поколения является самообразование, ориентация своего педагогического пространства в систему учебных занятий в рамках ФГОС.
Таким образом, современная школа ставит перед учителем новые ориентиры, готовит новые задачи, при решении которых происходит самосовершенствование педагога.