Образец технологической карты урока литературы


Технологическая карта учебного занятия по дисциплине “Литература” (для обучающихся)
Тема занятия: Три мира в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Этапы занятия Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
Организационный момент Постановка целей урока:
Сегодня нам на уроке предстоит:
Цели урока:
Понять замысел писателя при создании нескольких планов;
Развивать навыки анализа эпизода;
Систематизировать и закрепить полученные знания;
Сопоставить три мира в романе;
Я надеюсь на ваш успех в изучении темы.
Запишите тему и эпиграф урока
Проверка домашнего задания Ответьте на вопросы (устно):
- Какие трудности возникли при подготовке домашнего задания?
- Какой материал использовали в этой работе? Представьте ваши презентации; перечислите эпизоды для анализа.
Введение нового материала Изучение теоретического материала по новой теме.
Прослушайте вступительное слово учителя и ответьте на вопрос:
- В чем смысл эпиграфа и как он соотносится с героями произведения и темой нашего занятия?
2. Отражение религиозного мира в романе “Мастер и Маргарита”
Просмотрите и прослушайте монолог и разговор Понтия Пилата и Иешуа.
(Приложение №1, Приложение №2)
Участвуйте в обсуждении поставленной проблемы.
- О чем говорят Иешуа и Понтий Пилат?
- Как в этом разговоре раскрываются взгляды героев на жизнь, мир и человека?
- Почему Понтий Пилат пытается спасти жизнь Иешуа?
- Какие мысли и чувства толкают Пилата на утверждение смертного приговора?
- Какое бессмертие предчувствует прокуратор?
После просмотра кадра из фильма ответьте на вопросы:
- Почему Пилат испытывает муки совести?
Подсказка: Атрибутивно-персонажная зона Пилата (позитив)
Прослушайте выступление Иешуа, просмотрите презентацию работы “Библейские страницы” сделайте вывод о связи религиозного и фантастического миров.
Приложение №3
Фантастический мир в романе
Участвуйте в аналитической беседе нравственного характера:
- Как история Понтия Пилата и Иешуа связана с Воландом?
- Что для себя пытается выяснить Воланд в разговоре с Берлиозом?
- Какие нравственные вопросы раскрываются в споре между Воландом, Берлиозом и Иваном Бездомным?
- За что так страшно наказан Берлиоз?
- От какого недуга излечивается Иван Бездомный?
Обратите внимание на связь между героями:

ВОЛАНД
БЕРЛИОЗ ИВАН БЕЗДОМНЫЙ
Рассудочность; тема безверия,
нет ничего, кроме обыденной стремление противоречить,
реальности; не безграничная, осознание собственной
но реальная власть бездарности творчества;
желание продолжить
историю Иешуа и Понтия
Пилата
Прослушайте монолог Воланда, просмотрите презентацию «Проделки «нечистой» силы в романе» и поразмышляйте над вопросами:
Приложение №4, Приложение №5
- Над чем потешается и издевается «нечистая» сила?
- За что, кого и как наказывают помощники Воланда?
- Для чего проводятся сеансы «черной» магии?
- Что лежит в основе человеческого поведения?
Запомните!
Зло, по мнению автора, не от дьявола, а от человека, забывшего Бога, смешавшего понятия Добра и Зла.
Определите отношение Воланда к Мастеру и Маргарите, ответив на вопросы:
Приложение №6
- Почему в романе Воланду верят и видят его только Мастер и Маргарита?
- Какие чувства испытывает князь тьмы к поступкам и словам Маргариты?
- Почему он помогает воссоединению влюбленных?
Прослушав разговор Воланда с Мастером, сделайте вывод о том, какую философскую и нравственно – историческую проблему затрагивает автор?
Подсказку смотрите по схеме «Эмоционально – ментальный мир Мастера» негатив
Приложение №7
Отражение реального мира в романе
Прочитав страницы романа, ответьте на вопросы:
Приложение №8
- Кто поселился в квартире №50?
- Как отреагировали жильцы на смерть Берлиоза?
- Почему Никанор Иванович, категорически открещиваясь от иностранной валюты, легко признается следователям, что берет взятки?
- Какие названия дает Булгаков организациям и объединениям, руководившим творческими учреждениями?
Приложения №9
Обратите внимание на заключительные слова преподавателя и кадры на экране!

Запишите вывод в тетрадь:
Трусость Пилата, преданная любовь Маргариты, отступничество Мастера, справедливый суд Волонда.
Внимательно перечитайте страницы романа
Запишите вывод:
запишите цитаты из романа выведенные на экран.
Одновременно записывайте выводы из беседы
Сделайте вывод по наблюдениям
Самостоятельно сформулируйте вывод
Процитируйте высказывания героев и автора
Выпишите цитаты, выведенные на экране
Вывод запишите в тетрадь!
Запишите общий вывод, подведя итоги урока
Связь религиозного, фантастического и реального миров
Подведение итогов Подводим итоги!
Надеюсь, что вам урок понравился, ответьте письменно на вопрос На стороне каких героев романа ваши симпатии?